Category: театр

Category was added automatically. Read all entries about "театр".

55 фактов об опере и балете в Германии: часть 1

Подсчитал: в прошлом году я посмотрел 24 фильма, зато на опере, балете, концертах был 26 раз. И большей частью - в Германии, в швабской столице Аугсбурге. Самые любопытные факты из жизни небольшого немецкого музыкального театра я систематизировал и публикую. А тех, кто хочет посмотреть и послушать, как дирижирует немецкий дирижер (и моя абсолютная любовь) Иван Демидов в России - милости прошу на его единственный концерт в Большом зале петербургской филармонии 15 февраля (Вебер, Шопен, Шуман). Я тоже буду. Ну, а теперь - по фактам.

1. В Аугсбурге (300 тысяч жителей) государственный театр объединяет драму, оперу и балет: эта называется Mehrspartentheater, «многосоставной театр». В результате даже в небольших городах (например, в Ульме или Коттбусе, где по 100 тысяч жителей) есть куда пойти и опера-, и балетоману.

2. Всего в Германии более 70 оперных сцен. Они отличаются не только размером, но и собственностью, а следовательно – финансированием. Самые богатые – гостеатры (Staatstheater). Потом следуют городские (Stadttheater), театры земель (Landestheater), частные театры. И тут уже – как повезет.

3. Среди оперных певцов в Аугсбурге в этом сезоне нет ни одного немца по происхождению. Как и в балете. Корейцы, итальянцы, ирландцы, русские, украинцы, голландцы, швейцарцы: вон, на снимке внизу, весь интернационал... Потому что конкурс на любую вакансию – открытый и международный.


(Балет "Времена года", Foto: Theather Augsburg)

4. В оркестре иностранцев тоже много, и это никого не смущает, а социальная реклама на телевидении Аугсбурга говорит: представьте себе наш город без иностранцев! Раз – и исчезает половина футбольной команды, половина оркестра (вместе с главным дирижером – венгром)…

5. Кстати, одна из лучших опер мира, Баварская, с точки зрения национального состава руководства выглядит так: за оперу отвечает Кирилл Петренко, за балет – Игорь Зеленский. И Петренко, и Зеленский – предмет и баварской, и общеевропейской гордости. И это не ирония.

6. Язык (а точнее, незнание языка) не препятствие не только для танцоров (ими в Аугсбурге руководит на английском бразилец Фернандо Рикардо), но и для певцов: ведь опера идет на языке оригинала. Так что «Вертера» Массне поют по-французски, а «Солярис» японца Фудзикуры – по-английски.

7. В нынешней аугсбургской постановке «Волшебной флейты» Моцарта  в разговорных диалогах, помимо немецкого, звучат еще 7 языков, включая украинский, на который порой переходит Тамино (поет его украинец Роман Побойный - вон он, на снимке слева).


(Опера "Волшебная флейта", Foto: Theather Augsburg)

8. А в опере JFK Дэвида Литтла Побойный будет петь Хрущева – по-русски. Иногда в театре можно услышать, как он репетирует русскую часть: «Пошел на х*й, Мао!», а хор подхватывает: «Мы вам покажем кузькину мать!»

9. Дирижера многоязычие тоже касается. За минуту до выхода на сцену он получает объявление по громкой связи по-немецки: «Achtung für den Dirigenten!» А когда надо идти, по-английски: «Dirigent – go!»


("Волшебная флейта", выход на поклоны, дирижер Иван Демидов)

10. Ведущий спектакль помреж, который дает команды на выход дирижеру, называется Inspizient. Это очень важный человек: от него зависят подъем занавеса, перемена света и декораций. Впрочем, в России то же самое.

11. Когда наши театралы узнают, что в немецкой опере есть GMD (General Music Direktor), его немедленно начинают считать самым главным. На самом деле самый главный в театре - интендант.Collapse )

(Продолжение - в пятницу 8 февраля)
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 38
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…

Глядя из Германии. Op. 5. Театр на светофоре

Решил продолжить серию о деталях жизни в Германии (правда, Германия со своими 16 федеральными землями крайне разнообразна в жизненных укладах. Мои детали касаются, главным образом, Баварии). Если кому интересно, предыдущие опусы по ссылкам: op.1, op.2, op.3, op.4.

Мне, например, очень нравится, как поставлена реклама театра в Аугсбурге, где я живу. В Германии театр в облцентре (Аугсбург - столица Швабии, около 260000 человек) обычно совмещает драму, оперу и балет. На каждый сезон такой театр издает бесплатный каталог толщиной с куриную грудку. Плюс издает театральную ежемесячную газету (а вообще в Аугсбурге полдюжины изданий, посвященных искусству и культуре). Есть и Z-карты с репертуаром на месяц. Флаеры, открытки - само собой: вот моя любимая с рекламой отличной оперы "Солярис", когда певцов одели в скафандры и отправили на фотосессию бродить между развалами моркови и капусты на городском рынке:





А теперь посмотрите на этот снимок:



Это - кнопка для пешеходов, которые в Германии устанавливают на светофорах: нажимаешь, чтобы зажегся зеленый. В Питере такое тоже кое-где есть, но кнопки спрятаны в черные ящички, поэтому их плохо видно.

Так вот: фишка в том, что эта кнопка установлена на пешеходной дорожке, где никаких светофоров нет. Вверху - эмблема театра, ананас (в который превращен символ Аугсбурга: шишка римской пинии). И если до кнопки дотронуться, начинает звучать рассказ, записанный актерами театра.

Таких кнопок в городе установлено с дюжину. Старое здание театра закрылось на 7 лет на ремонт, все представления идут в бывшей фабрике, и театру необходимо напоминать о себе и рекламировать новое место.

По-моему, замечательная идея. А что немцу хорошо, то и русскому прекрасно. Тут все как с оперой.

Письмо из Мариинского театра: о, фейспалм! о, респект эксклюзивного парфюма!

Наткнулся в почте на информационное письмо из Мариинки. Приглашают на балет Смекалова "Пахита". Цитирую:

"Спектакль вобрал в себя все то, что так любимо зрителями: великолепные костюмы, красочные декорации, вручную расписанные в мастерских Мариинского театра, перипетии любовной линии, которую венчает счастливый финал, и парад классического танца, демонстрирующий мастерство кордебалета и виртуозность балерины и солисток".

Угу. Где же я все это слышал? "Изысканный элитный парфюм придаст респект вашему эксклюзиву". Российский облцентр, в окне засранный мухами кот фарфоровый, налево салон красоты, букеты на свадьбу и услуги фотографа.

Я всё понимаю: Гергиев давно понятия не имеет, что в Мариинке происходит, поскольку ни фига в своем театре и городе не бывает, - ну, его премьеры за него репетируют другие, он и на прогоны-то, вроде, не больно приходит (а что на свои спектакли не является - свидетельствую). И у вот у этого заграничного мультимиллионерного дядечки сидит в Питере в пиаршах девочка тысяч за 20 рублей месячного оклада. Это она, болезная, делает рассыл про "мастерство кордебалета и виртуозность балерины и солисток". За спиной, поди, у нее музыковедческий факультет консерватории, а впереди у нее - ничего, кроме светлого будущее страны. И она, держась за рабочее место, совпадающее с причинным, строчит письма про "красочные декорации"...

Или, совсем уж отчаявшись, она, как Штирлиц, из вражеского окружения подает нам сигнал?.. "Милые вы мои, да не ходите вы ни в коем случае на эту "Пахиту", это ж говно и вампука, рассчитанная на тетку из Сызрани, приехавшую в Питер за "культурой", под видом которой ей можно втюхать любую тухлую ворвань, - вот мы и втюхиваем. Но вы-то, умеющие читать, вы ведь должны понять, потому что я вам напрямую, а не между строк..."

Может ведь такое быть, а?

Ну, тогда девочке из Мариинки - респект.

Записки из Лондона. 7. Вагнера и Шекспира - под пиво!

В августе в Лондоне я несколько был в театре: на Вагнере в Альберт-Холле, на Шекспире в "Глобусе" и на Club Swizzle, "Клубе бухих", - в Раунд-хаузе в Камдене, там викторианский газгольдер конверсировали и превратили в сценическую площадку. Всем, кто окажется в Лондоне, я все три места горячо рекомендую - правда, кабаре Club Swizzle отправилось из Лондона на гастроли, и в сентябре, например, выступает в Австралии в Брисбене:



Рекомендую не только из-за очень высокого качества игры (кстати, театр "Глобус" никакая не туристская разводка, как я вначале думал, печально покупая стоячие места возле сцены за 5 фунтов - а потом провел два с половиной часа, держась рукой за сцену, в абсолютном восторге, под открытым небом, потому что стоячий партер, как и во времена Шекспира, крышей не прикрыт):



Но дело в том, что в Лондоне несколько иное, чем в России представление о том, как должен выглядеть храм искусств и что в храме позволено прихожанам. Разница примерно такая же, как между церквями западного христианства и РПЦ.Collapse )

На скифский курган по Табакову в МХТ: пусть мертвые хоронят своих мертвецов

Сегодня в МХТ прощаются с Олегом Табаковым, гроб привезен в театр, но все спектакли отменены еще с понедельника и будут отменены по сегодня. Поскольку фраза "Табаков это бы не одобрил" тут явно не катит (я не могу знать, что бы Табаков об этом думал), скажу так: у меня реакция театра на смерть своего руководителя вызывает, мягко говоря, горестное недоумение пополам с раздражением. Спектакли отменяют лишь тогда, когда умирает незаменимый актер. Главреж, худрук - это тот, кто заставляет машину работать без перебоев. В том числе и в случае собственной смерти. И если после смерти главрежа театр на 4 дня застывает в сугробах, значит, умер плохой главреж. По крайней мере, МХТ сделал все, чтобы меня убедить в плохости  Табакова как руководителя - ну, или в собственной скверности как учеников Табакова. И - да! - не надо только мне про то (как шептали некоторые), что "на похороны приедет Путин", а это значит, что ФСО трое суток подряд будет проверять каждый шуруп и каждый рулон театральной туалетной бумаги. Меня это абсолютно не интересует.

Я высоко ценю Табакова. Вот, кстати, никогда не публиковавшееся его фото из 1982-го или 1983-го, когда он приходил на журфак МГУ:

Я ходил и на спектакли с Табаковым, и на спектакли его учеников, и на спектакли в его театре и при Брежневе, и при Путине, - и смотрел там многое, от богомоловского "Идеального мужа" до, не знаю, серебренниковского "Человека-подушки". Нашел вдруг старую афишку, опять же, из 1982-1983 годов:

- это был о-о-очень хороший камерный спектакль, и я его до сих пор помню.

И во вторник я специально присоединил к делам в Москве дополнительный день, сел в "Сапсан" и поехал смотреть в МХТ "Карамазовых", - еще не зная, что все отменено. Мне, повторяю, дико неприятна эта отмена. Show must go on. В этом суть работы человека, организующего шоу, - неважно, жив он или мертв.

Любезные МХТовцы! В вашей манере чтить память умершего руководителя я, увы, вижу лишь извращение смысла его работы. Траур, который вы устроили - это, прошу прощения, не следование заветам, а насыпание скифского кургана, когда рядом с умершим укладывают лошадей, челядь, зрителей и так далее. Это такой, с моей точки зрения, отвратительный русский набобизм, посмертные цырлы перед начальником. Вы действуете, с моей точки зрения, против главного смысла театральной профессии. Это как если бы в моей профессии из-за смерти главреда журнал на несколько месяцев перестал выходить, а эфир на несколько дней был бы прекращен.

Я этого решительно не понимаю, но буду благодарен, если кто-то из понимающих точку зрения театра мне ее объяснит.

Я же пока буду придерживаться другой (которая, надеюсь, будут придерживаться и мои близкие после того, когда я умру) - пусть мертвые хоронят своих мертвецов.

Надеюсь, вы оцените и авторство цитаты, и уместность контекста.

Новая внешность Гергиева: позвольте, дорогой Мариинский театр, напомнить о правилах гигиены

Ходил в вчера в Мариинский на "Семёна Котко".

Ну, я мазохист.

Мариинский театр давно превратился в колхоз-миллионер "Светлый путь" в средней стадии разложения. Директор на грядках бывает раз в месяц, ибо то за границей, то в президиумах; на хозяйстве всем рулят смотрящие из родни; от былых надоев одни воспоминания, - но секретарь обкома мирволит и холуи виляют хвостами.

Мариинский вылетел из мировой высшей оперной лиги. Не забуду, как осенью на "Гибели богов" весь мой ряд сделал facepalm, когда Гоголевская запела Брунгильду. Гоголевская когда-то в колхозе была бригадиршей из лучших. Мега-сопрано! Но тут она в нижних тонула, до верхних вообще не дотягивалась, а в середине выдавала такое расхлябаное вибрато, что падали с полок в секс-шопе омоформы. Вы передайте ей от меня букет незабудок, что ли...

...Однако, повторяю, я мазохист.

И оперного Прокофьева вживую никогда не слышал, а про постановку Александрова (1999-й) мне говорили, что это супер и блеск. В прошлом веке в Мариинском супер и блеск еще и правда случался. Ну и, наконец, за пультом обещан был Гергиев. А встретить за пультом в Мариинском театре Гергиева - это удача: это как встретиться на прогулке с Путиным, когда он, отпустив охрану, неузнанным гуляет себе по Москве.

В общем, покупаю билет. Приезжаю в театр. Вот программка: да, все так, дирижирует Гергиев (а что значит моя  запись ручкой, станет ясно позже).

Гобой дает "ля". Выходит дирижер. Раздаются аплодисменты, - но какие-то жидкие. Хватаю бинокль: о, мама! Валерию Абисаловичу, должно, пересадили яичники обезьяны, и он омолодился. Там, где была лысинка - теперь пышный конский хвост. И Гергиева омолодившегося никто не узнает. Потому что теперь он выглядит вот так:



И страшное сомнение закралось в мою шкуру. Подумалось мне, что это не радикальное омололожение. А попросту Гергиев в очередной раз в театре не появился (ибо, говорят, не всегда появляется в своих спектаклях даже на генеральных репетициях). А вместо Гергиева на замену вытащили того, кто был под рукой - Павла Смелкова, о чем, впрочем, не знала не только программка, но и ни одна из опрошенных капельдинерш. Смелков играл, как в таких случаях играет спешно вытащенный дирижер: носом в ноты. И оркестр мирно посапывал первые два акта, на третьем чуть ожил, но, в общем, в себя так и не пришел.

Слава богу, Прокофьев в "Котко" потрясающий - это совершенный Кокто, авангардная чума. И постановка Александрова (говорят, сейчас от Александрова осталось примерно то же, что и от Мариинского - жаль, если так) тоже потрясающая. Там, когда белая сволочь в финале уничтожена, торжествующая красная сволочь принимает вид серых китайцев в одинаковых френчах, с красными цитатниками вождя. Сейчас так поставить слабо.

Но примите, уважаемые колхозники из Мариинского театра, простую вещь: когда в театре случаются замены (а они случаются, ибо на фига тогда второй состав?), указывайте это и в афишах, и в программках. В старой Мариинке такое на моей памяти бывало не раз, - имена на замену вписывались попросту от руки. Не надо в дурака превращать ни лишившегося вдруг имени Смелкова, ни публику. Это элементарные правила театральной гигиены, вроде чистки зубов. И если вам на эту элементарную вежливость плевать, то позвольте указать на запах изо рта.

И, чтобы запах перебить, раздайте, пожалуйста, всем причастным от меня еще по букетику незабудок.

А тот, что пойдет директору колхоза, перевяжите еще и синей ленточкой.

Серебренников, голые жёпы, говно и навозные мухи

Пока Серебренников со товарищи арестован, над ним кружит рой мух навозных на окладе, плюс облако гнуса сопровождения, которое из добровольцев.

- У-у-у!!! - жужжат навозные. - Сто тридцать мильёнов наших денег  театральные либерасты на фуа-гру протратили!

- Ж-ж-ж!!! - не отстают безмозглые. - На спектакли денежки брал, а на сцене голые жёпы показывал!

О гниды и дураки, о дураки и гниды!

"Голые жёпы" - это не Серебренников. "Голые жёпы" - это Пиотровский. Эрмитаж - вот где прибежище "голых жёп" (и сись, и пись)! И оборот у Эрмитажа в отоваривании ими - крупнооптовый, миллионами. Попробуйте в Эрмитаже добраться до Иорданской лестницы, не миновав десятка крепких, аппетитных, всех полов задниц.

Но навозные против жёп в Эрмитаже не протестуют, - типо, "искусство". А театр для них - такой партсельхозактив с разбором персональных дел.

Я в "Гоголь-центр" к Серебренникову, когда жил в Москве, ходил, как к себе домой. Руку на сердце: Серебренников - великий режиссер и великий тетральный деятель, причем мирового масштаба. Я помню, как в Германии после ареста Кирилла его портретом открывались  театральные журналы. Серебренников - выдающийся не только в драме. Его "Золотой петушок" в Большом - вообще лучшее, что я в Большом видел (хотя, к сожалению, ни в одном его спектакле ни разу не видел никаких жёп). Обвинять Кирилла Серебренникова в том, что созданная им театральная "Седьмая студия" были прикрытием для хищений - это как Ивана Шувалова обвинять в том, что он создал Московский университет, чтоб из казны попилить (и, кстати, после смерти Елизаветы легко могли, когда бы он не свалил в Европу).

Мне сегодняшняя жужжащая навозно на всех уровнях России откровенно мерзка. И мерзка даже не тем, что бедная, отсталая страна тщится выглядеть передовой, но доказывает это лишь угрозами набить всем морды да кичливостью в воспоминаниях об Очакове и покоренье Крыма. Мерзка тем, что в России столетиями гордятся тем, чего следует стыдиться, и стыдятся того, чем следует гордиться. Здесь бьют слабых и чванятся силой. Здесь презирают справедливость и, как следствие, закон. Здесь наибольшие дивиденты дает ложь. Путин, надо сказать, поднял было упавшую в 1990-х склонность страны к сволочизму практически на былую коммунистическую высоту.

Чего я никак не пойму, так это того, почему история в России (в отличие от Европы) никого ничему не учат. Почему как гниды ведут себя даже те, кто знает, что скоро маятник качнется, и говном будут вымазаны уже они. Именно за то, что мазали других говном.

Причем часто навозно жужжат не только генетические гниды, но и люди из близкого мне лагеря (в каковом когда-то был, кстати, и либерал, европеец и демократ Дима Киселев).

Вот об этом - только что опубликованный мой текст на Росбалте.

Кирилл Серебренников и коллективный самооговор

Ну вот: Следственный комитет закончил расследование по делу «Седьмой студии», больше известное как дело Кирилла Серебренникова. То, что начиналось с хищения пары миллионов рублей на постановку спектакля «Сон в летенюю ночь» (который, якобы, не был поставлен, но который я видел собственными глазами), заканчивается делом об ущербе в 133 миллиона.
Есть повод поговорить, обсудить, что да как, да во что выльется.

Без Серебренникова, разумеется. Его мыслей нам не узнать: он арестован (и домашний арест – это тоже арест. Попробуйте безвылазно просидеть дома хоть неделю без работы, родственников, друзей и тех, с кем вы делите ночь).

Мне тоже хочется о деле Серебренникова поговорить, потому что меня ужасает то, что огромное число людей (порою весьма симпатичных) заранее готовы признать за Кириллом что-то такое, за что, может, и не следует сажать, но все-таки не бывает дыма без огня, и не бывает следствия на пустом месте…

«Эк, брат, как тебя угораздило,» - как сказал Андрей Кончаловский в своей семейной традиции быть всегда на стороне силы.

И не один Кончаловский готов сдавать Серебренникова, отступая на второй рубеж обороны, который, повторяю, выглядит так: ну, срок давать, может, и не следует, но что-то он, видимо, нахимичил.

Первым эту мысль выразил (очень деликатно, одной интонацией) один бывший крупный начальник, большой театрал. Кирилл был еще на свободе, мы созванивались по своим делам, но, разумеется, разговор зашел о «Гоголь-центре», и начальник сказал, что нужно смотреть, отправят Кирилла в тюрьму или под домашний арест. Потому что если в тюрьму, то дадут реальный срок, а если под домашний арест, то условный. Он говорил об этом, как о деле абсолютно решенном.Collapse )

Мединский, Милонов, апостол Павел: сексуальные комплексы

Разговаривал с N., актрисой всем известного театра - она сама, кстати, в звании не то заслуженной, не то народной. Речь была и о Серебренникове, и о том, почему театр, где всей публики на спектакле полтыщи человек, - давят сегодня, что твою оппозицию. И почему министр культуры возмущается голым артистом на сцене с неандертальской искренностью, - как будто не танцевала век назад Ида Рубинштейн голой в "Саломее" танец семи покрывал, и как будто в Бордо Les Indes Galantes под музыку Рамо абсолютно голым не пел-танцевал весь театр (к сожалению, кроме оркестра). А у балетных тела - любо-дорого .

- Господи, - сказала N., - да ты у Мединского размер ноги видел, а? А размер носа? Да у него просто маленький член!

И неприлично сделала руками жест, как будто приспускала с Мединского семь труселей.

Я достоинство человека, и тем более профессиональное, никогда не связываю ни с его сексуальным аппетитом, ни с умением этот аппетит удовлетворять. Ни на миллиметр на влияют на мое отношение к Мандельштаму, Мединскому или Чайковскому их сантиметры, - хотя, конечно, дециметры Рокко Сифреди или Ким Кардашьян приводят в искреннее восхищение, как всё великое.

Но то, что табуирование сексуальной жизни приводит к комплексам, а комплексы к тьме отвратительнейших поступков, цель которых эти комплексы прикрыть, - это, увы, правда. Достаточно посмотреть на латентного ядерного гомосексуала Милонова, борьба которого с тем, чем его наградили родители и господь, привела к жутчайшему неврозу, который он реализует по методу проекции, то есть за счет других. Очень может быть, что и Мединский - это не просто мелкая подлость, а медицина. Возможно, к чистой медицине следует отнести и адову проповедь воздержания апостолом Павла. Несмотря на то, что часть приписываемых ему текстов являются, скорее всего, позднейшими импликациями, - желающих разобраться отошлю к этой вот книге:

- но все равно: откуда в Павле эта вот ненависть к сексуальной жизни вообще? Это стремление безбрачных таковыми и оставить? Откуда мания навязывания тому, что так прекрасно и дает высшее наслаждение, - статуса греха?

Павел, равно как и Мединский и Милонов, - абсолютнейшие богоборцы. И бог, насмехаясь над ними, дает нам либидо такой силы, что ему не может противостоять ничто, - сделав, в несказанной своей милости, редчайшее исключение лишь для людей со слабой половой конституцией. Но таких людей куда меньше, чем, скажем, банальных гомосексуалов.

Прочие же - половую жизнь ведут с положенных 11-14 лет, хотя бы и мастурбируя в одиночестве. Монахи, патриархи, президенты, депутаты, директрисы школы и заведений для благородных девиц, апостолы всех мыслимых религий и культов, - ведут. Как говаривал ямбом Барков, - ебется вошь, ебется гнида, ебется бабка Степанида, ебется северный олень, ебутся все, кому не лень.

И в это, слава богу, залог того, что человечество, наслушавшись Павлов и убоявшись Савлов, не вымрет. Так что вот вам в Бордо балет Рамо (;жмите на ссылку слева, если ссыкуны убрали ютьюб) - плодитесь и наслаждайтесь!

Ближайшие планы и старая (про Нуреева) тема

Увы, на мою ближайшую экскурсию все билеты проданы, - а следующие будут теперь, если позволит погода, лишь 11-13 августа.

В качестве компенсации всем не успевшим - текст, не так давно опубликованный на Росбалте. Там про Серебренникова, который как раз сейчас, вроде бы, в Питере, и собирается снимать про Цоя фильм.

НУРЕЕВ И ЧЛЕН ПАРТИИ

Не знаю, в чем реальная причина отменены балета «Нуреев» в Большом театре, - единственный мой знакомый из числа участников, постановщик Кирилл Серебренников, молчит как рыба. Вероятно, не без резонов.

Вполне допускаю, что спектакль пока еще и правда сырой, и что по графику сыграть премьеру раньше, чем через год, не получается. Но допускаю и то, что в Большом театре попросту сдрейфили, увидев на русской сцене эпохи застоя очень современный и очень (зная Серебренникова) европейский балет.

Все, что достоверно о постановке известно (есть фото с прогона) – там на заднике в какой-то момент появляется фото голого Нуриева. С большим, кстати, членом. Но лично я видел балет и с полной сценой голых танцоров –  «Галантная Индия» Рамо шла в Большом театре, только в Бордо, и запись периодически крутят по каналу ARTE. Актер (и танцор) – это человек, который торгует телом публично, так чем одни части тела хуже других? Такая работа, и пошли все ханжи в Эрмитаж.
Collapse )

Приличный человек в опере, или Как вежливо объяснить, что ты не лошара. Письмо из Вены

Я оперу смотрю часто, а потому с эффектом "полного собрания сочинений" знаком . "Полное собрание" - это когда приходишь в немыслимый восторг от какой-то одной штучки, от the best of the best, - и в упоении бросаешься читать (смотреть, слушать) вообще все. И тут выясняется, что и у Пушкина в полном собрании сочинений немало  проходной ерунды. И с оперой то же. Чем больше смотришь - чем чаще нарываешься на дрянь.

Хорошо, если дрянь добыта по торренту. Не повезло, - однако же денег не тратил и с дивана не сходил. Другое дело, если с начала года вживую послушаешь двух отвратительных "Онегиных" - сначала в жолдаковской постановке в Михайловском театре и вот, на днях, в Венской опере.

У нас почему-то убеждены, что храм искусства ничем не отличается от храма РПЦ: нравится не нравится, но поклоны бей. Вот почему даже на наипошлейшей театральной лабуде большинство, как дураки, при летящем вниз занавесе начинает отбивать ладони.

А хлопать в таких случаях не надо и даже вредно, - прежде всего для самих оперных домов, которые и так уже наполовину живут как туристские аттракционы. Аплодировать нужно, когда спектакль привел в восторг. Если же вы в горестном недоумении и сами не понимаете, хорошо или плохо, лучше не хлопать. А если понимаете, что плохо, вполне можно крикнуть "бу!". В конце концов, вам всучили тухлятину. Вы вправе негодовать.

Есть более жесткие варианты. Скажем, в Михайловском театре у режиссера Жолдака Татьяна Ларина, застенчивость ее подруга, херачит с размаху бутылками минералки по стене. Меж хористов козлом скачет увешанный звенящими колокольцами карла . По сцене каблуки героев громыхают очередями из "Калаша", но ни разу в такт. И как играет оркестр, куда поет Татьяна и сколько раз промахивается мимо нот Ленский, - уже неважно. Онегин не промахнулся по Ленскому, и на том спасибо. Поэтому я кричал не "бу!", как  интеллигентная публика рядом со мной, а - "Говно! Говно! Говно!". Переводил, так сказать, катарсис в оптимальную вербальную форму.

Но вот в Венской Staatsoper я так вести себя забоялся. Правда, и постановка Фалька Рихтера была приличнее (спектакль вообще делался под Нетребко). Но зато венский бог послал за пульт на редкость убогого дирижера Патрика Ланге. Вполне допускаю, что у Ланге душевное расстройство, и он, в мании унижения, мнит себя простым метрономом. Но в итоге вместо Чайковского получается что-то вроде замороженных овощей Hortex, слегка разогретых. Правда, один наш соотечественник, с мордой такой, знаете, типа вице-губернатора из единороссов, со спектакля ушел в первом же техническом перерыве. Выкрикнул гордо: "Браво!" - знай наших! - и побрел по ногам в миттель-ложе, приобнимая свою юную (к,д)урочку. Прошествовал важно, в спокойствии чинном - надо полагать, в область патриотизма, шопинга и отеля. Отметился, мил человек, за 400 с гаком евро по линии культуры.

...Так вот: я не "букал", хотя Венского филармонического оркестра не узнавал (а за три дня до этого Шостаковича он играл блестяще). Но это еще был и вечер премьеры, дебюта сопрано Ольги Бессмертной, а круче Татьяны в русском репертуаре для сопрано роли нет. Ну, это как Одетта для балерины. И видно было, как Бессмертной очень неуютно. И слышно было, что голос у нее есть, - и очень хороший. И, в общем, она была одна лучом света в венском лесу халтуры. Так "букать" или нет?!

Я смолчал, захлопав лишь единожды, когда Бессмертная выходила на поклон. И тут увидел невообразимое: пока солисты выходили кланяться, оркестр стал убегать за кулисы, - чтобы если дирижер если и вышел кланяться, то на фоне пустой оркестровой ямы!

Вот так музыканты публично унизили своего начальника, и поделом. Я такое видел первый первый раз, - вот, смотрите сами на снимке, в России такое вряд ли встретите, -



- но торжествовал. Я был отомщен.

И зал хоть и хлопал - говорю же, туристов в Венской опере как шоколада в торте "Захер", - но ни разу не бисировал. Это здесь называется: спектаклю был оказан холодный прием.