dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Хулиган, забейся в щель - вышел Экслер на панель! (Засурскому - приготовиться)

Я уже писал, что месяц с лишним курирую newrusmedia - по сути, цеховой проект для тех, кто занимается интернет-СМИ. Какое-то время занимали обсуждения, да и Краснодар, Упсала, Стокгольм, Хабаровск, Владивосток, Киев, по которым галопом я проскакал за полтора месяца, пожрали массу времени. Однако теперь все более или менее ясно, и в середине ноября будет официально объявлен конкурс на разработку дизайна и создание сайта, основу которого образуют панельные (стандартизированные) интервью с руководителями интернет-СМИ, а также с экспертами.
Завтра я беру интервью на журфаке у Ивана Засурского, сегодня в ЖЖ NewRusMedia выложено интервью с exler (проект вообще, до начала работы сайта, использует ЖЖ как открытый черновик), и, знаете, что я подумал? Что то же служебное, цеховое, прикладное интервью с Алексом Экслером может быть интересно куда большему числу людей, чем просто журналистам, руководителям, создателя интернет-СМИ. Потому что опыт самого Экслера демонстрирует, что в случае интернета разница между цехом и потребителем весьма условна.
Словом, вот вам Экслер в служебно-декоративных целях; наслаждайтесь. (Да, я знаю, что ниже следует ровно то же интервью, что и по указанной ссылке - но многим в лом делать клик; нередко и мне самому).
Итак...

Алекс Экслер
www.exler.ru
exler.livejournal.com
 
Почему выбран в качестве эксперта:
Один из старейших российских сетевиков, автор книг и учебников по работе с компьютером и программами, Экслер представляет собой идеальный тип интернет-человека-оркестра: он самостоятельно создает весь контент (от кинорецензий до обзоров гаджетов) для своего сайта exler.ru, являющегося де-факто популярным интернет-СМИ (в среднем около 50 тысяч хостов в день; текущая статистика http://www.liveinternet.ru/stat/exler.ru/).
 
Расскажите,  как менялся и становился Экслер.ру?
 
Проект родился 14 января 1999 года, когда я ушел из сети FIDO и нужно было себя чем-то себя занять. И я сделал свою страничку, на которую предполагал выкладывать всякие веселости из FIDO. Но потом посмотрел на те веселости и на то FIDO – и понял, что нужно писать самому.
 
Когда вы поняли, что страничка перерастает себя и перестает быть личной?
 
Она сразу делалась не только для собственного удовольствия. В первый же год число посещений выросло росло с 20 до 5000 в день. И такое взрывное увеличение посещаемости наблюдалось в течение первых 3-4 лет. Но к 2005 году я выбрал всю свою аудиторию, и далее она росла только по мере роста интернета.
 
Когда вы ощутили, что это может приносить доход?
 
Какой-то доход это приносило всегда. А вообще еще в 2000 году, когда до предела вспух интернет-пузырь, это давало тысяч 7 долларов в месяц - просто на сдаче в аренду баннерных мест. Но это продолжалось очень недолго, а вообще доходов, которые приносил сайт, обычно хватало только на оплату расходов. У меня ведь 3 своих сервера, свой программист, он же админ на сайте, и есть еще админ на форуме, плюс корректор. То есть в лучшем случае доходы покрывали затраты, но только денежные, а не затраты времени. И это был принципиально некоммерческий проект – я долго отказывался на нем деньги зарабатывать, но считаю теперь, что зря.
Финансовая схема на проекте абсолютно открыта и прозрачна: любой может зайти в раздел «Реклама на сайте» - там все задекларировано. Реально приличные деньги сайт стал приносить лишь где-то с 2010-го, то есть на 12-й год существования. Сегодня я уже мог бы жить только за счет этого. Кроме того, я официально размещаю рекламные материалы в своем блоге - они идут с тэгом реклама. А вот джинсой (рекламными статьями под видом обзоров) я не занимаюсь ни под каким видом. Плюс, поскольку я пишу обзоры новой техники и гаджетов, у меня существует очередь на обзоры. И я беру деньги за то, чтобы сделать обзор какого-то гаджета вне очереди. Это стоит от 1000 до 3000 долларов, и тут, кстати, тоже существует очередь.
 
Вас не удивляет, что, скажем, кинообзоры на Экслер.ру популярнее обзоров техники?
Нет. Просто я работаю по разным направлениям. И есть люди, которые читают, например, только банизмы по пятницам. А есть те, кто читает только кинообзоры. Но больше всего читают блог. При том, что завел я его довольно поздно - в апреле 2005 года.
А сайт развивался естественным образом. Решил писать рецензии кино – открыл такой раздел. Решил писать про железки – открыл. А поначалу был один раздел – рассказики и веб-обзоры.
 
На создании собственного раздела реально заработать?
Если ведешь блог в ЖЖ, то нереально. Даже из первой пятерки блогеров какие-то деньги получает, не знаю, только Тема Лебедев, а многим приходится заниматься чистой джинсой. Заработать можно на своем сайте. Но нельзя заработать, держа блог "у дяди".
 
Назовите три интернет-СМИ, которые лично вам интересны и симпатичны.
Если честно, я кроме Lenta.ru ничего не читаю. Чистых новостей мне достаточно от "Ленты", аналитика там тоже неплохая, ну и еще я читаю конкретных авторов – Быкова, Губина, Радзиховского – которых ловлю на разных проектах, где читаю только их.
 
Если исключить субъективные предпочтения, какие новые СМИ кажутся вам достойными внимания профессионалов?
Вообще профессионалы, создающие контент, не так уж часто читают какие-то СМИ - им обычно некогда, они контент создают. Поэтому не пускаются по волнам безмятежного чтения, а просто ищут нужную им информацию. Так что я обычно просто делаю соответствующий запрос в Google и читаю материалы из первой десятки результатов.  И там иногда обнаруживаю, что появился какой-то новый вроде как любопытный проект. Но это сакральное знание не означает, что я этот проект начну читать.
 
Дайте определение «популярности» для СМИ в интернете. Как эту популярность можно измерить? Какие из показателей являются важнейшими?
Популярность в Интернете всегда определялась двумя вещами: чистой посещаемостью и ссылаемостью. Под чистой посещаемостью понимается то, сколько людей заходит на сайт не по рекламе, а ссылаемость - это насколько часто на данное СМИ ссылаются в Сети. Других показателей популярности в Интернете нет.
 
Знаете ли вы новые СМИ, добившиеся не только популярности, но и финансового успеха?
Честно говоря, они не докладывались мне о своих финансовых показателях, но вообще именно СМИ - это одно из немногих направлений в Сети, которое действительно может приносить деньги. Но сначала нужно как следует вкладываться в рекламу, чтобы создать себе соответствующую посещаемость.
 
Если бы ребята, у которых нет денег, но есть желание делать собственное СМИ, обратились к вам как к консультанту, какие бы советы вы дали?
Как сказано у Зощенко, "которые без денег - не ходют с дамами". Если у них нет денег, то как они сделают собственное СМИ? Одно дело - когда ужасно одинокий и ужасно талантливый человек делает свой собственный проект. Вот из этого что-то может получиться и безо всяких денег - примеры были. А целое СМИ без денег? Это утопия.
 
От каких опасных шагов вы бы предостерегли?
Главная ошибка многих стартапов в Интернете - это когда люди думают, что существует прямая зависимость потенциальной популярности ресурса от количество вбуханных в него денег. А эта зависимость, увы, никак не прямая. И не обратная.
 
Какую бы вообще последовательность шагов при создании интернет-СМИ вы предложили?
Создать четкую концепцию того, что это будет за СМИ, а главное - чем оно будет отличаться от остальных и почему это должно привлекать людей. Расписать бизнес-план. Найти хорошего инвестора, который не сдуется через месяц. Создать редакцию. Запуститься.
 
Приходилось ли лично вам искать деньги на свои проекты?
У меня свой собственный проект - только один, и на него за 13 лет существования не потрачено ни копейки. Ну, разве что кроме оплаты хостинга, работы админа-программиста и корректора, но такие затраты я сам спокойно тяну. На все остальные контент-проекты меня приглашали их создатели в качестве менеджера и главреда, так что вопрос поиска денег меня вообще не касался.
 
Как бы вы посоветовали производить сбор средств, фандрейзинг?
На мой взгляд, наиболее эффективный способ поиска инвестора - это когда у вас есть четкая и внятная концепция проекта, а также бизнес-план. Если же человек приходит и начинает болтать о том, что вон сейчас сделает такой проект, такой проект - вменяемый инвестор в подобном случае денег не даст и будет совершенно прав.
 
Какие основные ошибки вы замечаете при упаковке контента, то есть при превращении собственно информации в то, что мы называет «сайт» или «портал»?
Плохой дизайн, плохая навигацию, ну и плохой контент. Как ни странно, что в Сети очень ограниченное количество людей умеет хорошо писать, что в офлайновых СМИ.
 
Если люди никогда в жизни не создавали собственного сайта – как им найти исполнителей? Разумно ли делать сайт самому? На какие суммы рассчитывать?
Если вы никогда не играли на скрипке, совершенно неразумно расклеивать афиши с объявлением о том, что вы будете исполнять Первый концерт Чайковского для скрипки с оркестром. Любым делом должны заниматься профессионалы. Сайты, сляпанные по шаблону на коленке - смотрятся совершенно ужасно. А исполнителей искать - так же, как и со всеми остальными задачами. Изучать ситуацию на рынке, просить рекомендаций у знакомых, смотреть портфолио соответствующих студий, оценивать то, какую схему работы - правильную или неправильную - будут предлагать студии-соискатели.
 
Как бы вы посоветовали продвигать действительно новое, никому не известное, интернет-СМИ?
Так же, как и всем известные СМИ - обычной интернетовской рекламой.
 
Как, с вашей точки зрения, средовые особенности интернета непременно влияют на контент?
Главная особенность Интернета - мгновенная публикация. От создания контента до его публикации может проходить секунда, а не недели, как в офлайновых СМИ. Кроме того, в Интернете автор не особенно ограничен размером статьи, что является большой проблемой в офлайне.
 
Какие из технологических новинок может иметь в будущем для развития интернет-СМИ  революционное значение?
Революционное значение имеет iPad – это новая сущность, сделанная на основе того, что все знали, но никто не использовал. Айпэды уже находят корпоративное применение. Например, у Артура Саркисяна в ресторане «Ле Сомелье» вместо меню на столах лежат айпэды.
 
Что представляет наибольшую опасность для развития интернет-СМИ?
Плохой контент и неправильное построение сайта.
 
Можно ли говорить сегодня об основных направлениях развития интернет-СМИ? Если да, то о каких?
Да там не только сегодня, там и вчера направления были очень простые: создание (обработка) новостей, аналитика, авторские колонки. Вторая основная тенденция: новостные помойки, когда проекты сами контент не создают, а занимаются перепечатками отовсюду.
 
Если взять классическое деление классических СМИ по типу носителя – пресса, радио, телевидение – то что с каждым из перечисленных типов произойдет через 10 лет?
Ничего. Будет пресса, радио, телевидение. Только в основном это все будет в Интернете.
 
Известно ли вам о случаях политического, экономического, административного или иного давления на новые медиа?
Это смотря о каких медиа идет речь. Если проект создается под патронажем дона Рэбы, соколика нашего, то там директоров изданий нагибают по полной программе - я знаю несколько примеров. В остальных изданиях все зависит от владельцев: кого-то нагибают, кого-то нет. Кто платит деньги, тот и заказывает музычку.
 
Что бы вы посоветовали создателям новых медиа заранее учесть, чтобы этому давлению противостоять?
Надо четко понимать, на кого ты работаешь и зачем. Тогда не будет неприятных сюрпризов.
 
Какие книги, понимающие понять изменения, происходящие с обществом из-за интернета, вы бы посоветовали почитать?
Изменения, связанные с Интернетом - слишком широкая тема и затрагивает различные стороны жизни. Вряд ли это все можно уложить в одну книгу. Кроме того, эти изменения, в общем-то, очевидны, так что можно вообще ничего не читать, а просто посмотреть вокруг и подумать своей головой.
 
Нужно ли юридическое регулирование контента? Нужен ли закон об интернет-СМИ?
Что под этим подразумевается? Цензура? Я считаю, что регулирование поведения в интернете должно идти на уровне законов РФ. Если кто-то нарушает закон, нужно к нарушителю закон применять. Если не нарушает, не нужно.
 
Что вы думаете о перспективах платного контетаа, pay-wall?
Никаких перспектив у платного контента нет, за исключением подписки на фильмы и музыку. Потому что схема интернета – полностью бесплатный контент, а живет интернет за счет просмотра рекламы. Тернер, я считаю, сильно ошибся, пойдя по пути платного доступа к своим интернет-СМИ. Технология у интернета другая. Много выгодней, чтобы на сайт приходил миллион человек, чем чтобы из потенциального миллиона подписались 3 тысячи. Плата в интернете – просмотр рекламы. Меня долго подбивали на создание платного доступа к своему сайту, но зачем мне это надо? Зачем ограничивать свой же круг читателей?
 
Какие из идей, концепций развития постиндустриального мира вам показалась интересными?
Да какие там особые идеи? Интернет – отражение того, что происходит вокруг. Те же группы, группировки, взрывы моды. Просто в интернете все происходит намного быстрее, потому что информация распространяется почти мгновенно.
 
Может ли идея захватить умы, присутствуя только в интернете? Иначе говоря, возможна ли твиттер-революция? То есть нужно ли выходить из виртуальной реальности, чтобы добиться действенности своих идей – или интернет является силой сам по себе?
 
Это зависит от идеи. Просто интернет – не виртуальная, а абсолютно реальная сущность. У меня реальная работа, реальный контент, я зарабатываю реальные деньги – что тут нереального? И если идея воплощается в интернете, зачем из него куда-то выходить? Тут тепло и уютно!
 
Что вы думаете о перспективах социальных сетей?
Они будут видоизменяться. И главное, к чему все идет – к интеграции. Сейчас период разобщенных сетей. Одни в твиттере, другие в фейсбуке. А логика подталкивает к объединению, иначе трудно друг друга отловить. Так что все будет двигаться сторону слияния блогосферы с социальными сетями. Из того, что я сейчас вижу, наиболее перспективен Facebook. Кривовато сделанная, но интеграция. И в фейсбуке появятся функции твиттера и смс-чата. Пока что не видно, что Google+ может составить конкуренцию, хотя многих он и привлечет просто за счет числа своих пользователей.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments