Я так же точно в прошлые выходные торчал из-за снега с туманом в Волгограде: на Москву рейс задерживается на три часа, еще на три... опоздал почти на сутки, и пропустил в понедельник на "Вести ФМ" эфир.
В Волгограде, кстати, снег расчищали так же, как расчищают в Питере: методом самотаяния. Просто в Волгограде он выпал в пятницу, и растаял к понедельнику, а в Питере выпал в ноябре, и растает к маю. Сугробы у моего питерского дома - чуть не по пояс, как и в прошлом году. И сосули всюду. Матвиенко год назад, если кто запамятовал, предлагала уничтожать сосули лазерами. Я одному таксисту рассказал, он: "Бля, а из пулеметов она не пробовала?"
Полагаю, убоялась - что пулеметы развернут.
Зато, пока стоял в "Экспрессе", вволю наслушался Соловьева (Сергей Михалыча, а не Владимир Рудольфыча) про славянские племена. Читать некогда, но слушать в эм-пэ-три - самое то. А заодно пробежался по архиву, и увидел, что тьму текстов успел в "Огоньке" опубликовать! Ну, чем плох хоть вот этот - "Чиновник Леня Голубков"? Про то, что власть седня в России устроена по принципу финансовой пирамиды - и, используя парадигму пирамиды, защититься нельзя, но действия пирамиды предвидеть можно.
А поскольку в "Огоньке" были сокращения, ниже выкладываю полный вариант.
ЧИНОВНИК ЛЕНЯ ГОЛУБКОВ
Почему таможня так шмонает миланские рейсы? Почему получить разрешение на кондиционер стоит втрое дороже кондиционера? Почему в ГИБДД хотят регистрировать велосипеды? Почему-почему… по кочану! Приступаем к шинковке
Для сведения совсем уж невыездных: о прилете миланских рейсов всегда можно узнать по таможенникам. Они бросаются к прилетевшим русским, как когда-то советские таможенники бросались к прилетавшим иностранцам, и с таким же энтузиазмом дербанят сумки и чемоданы.
Впрочем, на «дербанят» таможенники наверняка обидятся – ведь они действуют в соответствии с законом. А закон говорит: граждане могут беспошлинно привозить из-за границы товары «для пользования или потребления самим физическим лицом и членами его семьи» на сумму не более 65 тысяч рублей. Это если бывают за границей не чаще раза в месяц.
И статья 281 Таможенного кодекса заявляет, что если «у должностных лиц таможенного органа будут достаточные основания полагать, что товары перемещаются не в целях личного пользования», то они вправе требовать оплаты пошлины в размере 30% от стоимости ввозимого товара, но не менее 4 евро за килограмм.
Вот моей знакомой из глянцевого журнала, часто летающей за границу, было предложено заплатить сотню евро за пару бутылок недорогого кьянти. Когда же глянцевая девушка заявила о произволе, ей напомнили про диктатуру закона и предложили, коли несогласна, отправить бутылки на ценовую экспертизу, каковая, тоже в полном соответствии с законом, должна дать ответ в трехмесячный срок. Когда же знакомая повысила голос, ей предложили отправить на экспертизу еще и оба чемодана, а также фотоаппарат, компьютер, телефон и шубу, ибо, судя по штампам в паспорте, за границей она бывает чаще в месяц, а поэтому обязана платить пошлину с любого товара.
Что? Компьютер не товар, а рабочий инструмент? А временный вывоз был задекларирован? Нет? И телефона - нет? И фотоаппарата? И что значит «весь исцарапанный»? Может, вы в Италии его, гражданка, купили – и специально исцарапали? Тут, на миланском рейсе, вы такие фокусники! Этикетки спарываете, новые вещи пачкаете! И у нас есть достаточные основания полагать! Ну, а коль мы неправы, то все вам вернем. Через три месяца…
Догадайтесь, как поступила девушка. Правильное догадались. А потому она вскоре нервно пила в буфете коньяк, а таможенники вечером того же дня – кьянти. Надеюсь, что за здоровье девушки. Они же ведь джентльмены. Удачи. Которая на миланском – самом шмоточном - рейсе – им неизменно сопутствует. Слава богу и виа Монтенаполеоне…
С установкой кондиционеров тоже забавная история, с которой столкнулся – и затем описал в своем блоге – другой мой знакомый, зам. главреда «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев. Он – хитрый человек – предчувствуя невыносимо жаркое лето, решил установить в своей квартире кондиционер. Помимо хитрости, коллега Варфоломеев обладал законопослушанием, а потому решил действовать в соответствии с постановлением московского правительства от 11 августа 2009 года «О мерах по формированию и сохранению художественного облика города Москвы». Грубо говоря, постановление требовало установку кондиционера согласовать. Что, согласитесь, по-европейски разумно: выносные блоки сплит-систем ужасно уродуют облик столицы.
Однако хитрость вкупе с законопослушанием не избавила Владимира Варфоломеева от наивности.
Он не знал, что для согласования ему придется утвердить план перепланировки квартиры (да-да, установка кондиционера – это перепланировка!), а для того подготовить: а) техпаспорт на квартиру и поэтажный план (выдаются в БТИ не позднее одного года от даты подачи заявки); б) правоустанавливающие документы на жилое помещение (нотариально заверенные); в) письменное согласие всех проживающих; г) единый жилищный документ; г) паспорт и сертификат кондиционера.
Далее господин Варфоломеев должен был заказать и предоставить в ГУП "ГлавАПУ" проектную документацию на «реконструктивные работы» (в форме сброшюрованного буклета, согласованного заказчиком и заверенного архитектором проекта, в следующем составе: 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Исходные материалы БТИ. 1.3. План этажа М 1:100 (М 1:50) с указанием мест пробития и габаритов проемов во внутренних стенах; мест размещения инженерного оборудования)...
Заскучали уже? А зря. Там еще полтора десятков интереснейших пунктов и этапов, включая согласование с Мосжилинспекцией, ГлавАПУ Москомархитектуры, Роспотребнадзором, Мосэнерго, Москомнаследием и ФСО (ну, это если бы Варфоломеев жил у Кремля).
Догадайтесь, как Варфоломеев поступил. Правильно догадались: он все эти этапы прошел. И, заплатив 15 тысяч рублей за кондиционер, доплатил еще что-то около 80 тысяч рублей за согласования. Зато спокойно пережил жаркое лето, в отличие от жадин, некоторые из которых лета не перенесли. Умерли, понимаете ли. Портя государственную статистику.
Я бы мог продолжить примеры, согласно которым ради жизни по европейским законам гражданам России приходится и придется выкладывать весьма большие по европейским понятиям деньги (и придется все больше и больше).
Ну, например, в Петербурге недавно озаботились разномастными окнами, уродующими облик исторических зданий: за это теперь будут штрафовать. А в ГИБДД России добились регистрации малолитражных скутеры, на которых раньше гонял любой урод – и уже проговаривались, что мечтают регистрировать велосипеды. Это ли не Европа? Это ли не забота о гражданах? Вон, во французском курортном городке на Атлантике по имени Сен-Жан-де-Люз, помянутым еще Хемингуэем в «Фиесте», вообще разрешено красить рамы и ставни ровно в три цвета. Чтобы не портить исторический облик. И в некоторых европейских странах действительно требуется ставить на велосипеде номера. Это, кстати, один из способов борьбы с велоугонами. И это в моих, кстати, интересах – у меня, вон, увели дорогой велосипед прямо из питерского подъезда, не оставив следов. Хотя в соседях у меня там – генерал ФСО, охраняющий, согласно подъездным слухам, Того, Чье Имя Не Называется (я имя генерала на всякий случай тоже опущу).
А теперь – о том, ради чего я привожу эти разрозненные примеры.
Дело в том, что к Европе и закону они никакого отношения не имеют. Хотя бы потому, что мой велосипед никто искать и не собирался: дознаватель нес мои показания (включая мои подозрения) следователю в соседний документ два месяца. А что касается окон – попробуйте отыскать в Петербурге хотя бы одну бригаду, берущихся их не заменить, а отреставрировать. То есть они есть, и я таких с ремонта квартиры выгнал уже три. Последняя испортила окна безнадежно, так что скоро их придется менять на новые – а современные технологии не совпадают со старыми, так что исторический вид непременно будет нарушен.
Все эти примеры объединяет догадка, состоящая в том, что существующий в России строй является системой победившего бюрократизма, а такой строй всегда и везде организуется по принципу чиновничьей пирамиды. Впервые о такой пирамиде детально написал югославский диссидент Милован Джилас в книге «Новый класс», но сейчас изучавшие джиласову теорию видят ее воплощение с условиях современности.
Чиновничья пирамида обладает свойствами любой финансовой пирамиды, хотя бы и «МММ», лицом которой был Леня Голубков.
Чтобы не рухнуть, пирамида должна, во-первых, расти количественно: вот почему чиновников всех марок и рангов в России будет все больше и больше, как все больше и больше будет инструкций, регулирующих все до степени невозможности выполнения. То есть все больше и больше граждан начнут попадать в категорию налого- либо взяткооблагаемых.
Во-вторых, пирамида должна расти качественно: чтобы системе не схлопнуться, должны расти и взятки, и налоги, и штрафы, и обязательные платежи. Собственно, они и растут. Вот, например, генпрокурор Юрий Чайка в октябре сообщил «Российской газете», что средний размер взятки в России вырос за год на 25 процентов – и это несмотря на повсеместную, беспощадную и бескомпромиссную борьбу с коррупций, а также на факт наличия самого Юрия Чайки. Растут квартплата, стоимость электричества, оплата учебы в институте, цены на лекарства, одежду, еду, хлеб и воду – и будут расти.
Электричество дорожает не потому, что дорожает сырье для ТЭЦ или повышена зарплата сотрудникам ГЭС. А потому, что этого требует пирамида.
Имея в виду пирамидальность российского устройства, можно предположить, как в ближайшее время изыматься деньги из наших карманов. Скорее всего, нас заставят регистрировать телевизионные тарелки – они же уродуют вид. Наверняка все больше медицинских услуг станут платными. Еще за пару-тройку нарушений ПДД начнут карать изъятием прав. Налог на автомобили вырастет – как и взятки гайцам (сейчас цена вопроса с изъятием прав - от 10 до 50 тысяч). Поднимут налог на недвижимость и дачные участки. Вообще облагаться – и через кассу, и через взятку – будет все, что нельзя утаить. Велосипедистам поэтому, может еще повезет: попробуй, догони! Но скорее всего, не повезет: регистрировать велосипеды обяжут продавцов.
А разговоры про Европу и законопослушание будут вестись с той же примерно целью, с какой в СССР велись разговоры про коммунизм.
Чем кончилось построение бюрократической пирамиды во времена СССР, не забыли?
Так что готовьтесь.
Но для начала готовьте кошельки.
Journal information