dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Плоды непросвещения-2. - (Ново)русская вампука и Константин Эрнст (лично) - Рабы немы-2

Спасибо всем ответившим на предыдущий пост - и буду благодарен за продолжение науч-поп списка (по-французски, кстати, "науч-поп" будет vulgarisation scientifique - только без грана негатива). Ваши руки - пожимаю, а свои - потираю: ужо ж начитаюсь на даче, когда телек закроется на каникулы!
Кстати, о телеке.
Сегодня на Первом в 21.30 - премьера невзоровского Lectio Equaria Palaestra, "Лошадиного Манежного Чтения" (подозреваю, что уху самого Невзорова, мастера дешевых дорогих понтов, латынь журчит фонтаном на новорусской даче). Это хороших размеров, на час сорок пять, вампука, денег на которую велел не жалеть, если я правильно понимаю, персонально Константин Эрнст. Что характерно, вампука сделана как раз как бы в жанре vulgarisation scientifique - и является отличным примером того, как цель, далекая от науки (то бишь поиска истины) может и научно-популярный жанр превратить примерно в то же, во что в России превращены суд или выборы.

Смотреть невзоровскую хуйню прелесть что такое - трудно, но необходимо. Хотя бы ради гордоновского обсуждения сразу после показа. Я на то обсуждение был зван, и кое-что описал в "Огоньке".
А вот что в "Огонек" не вошло - так это смутное ощущение, что цивилизация движется по спирали, ныне повторяя до смешного этап рабовладения и рабства. Просто Рабовладение-1 определялось скудостью произведенного продукта, а Рабовладение-2 - необходимостью производства избыточного продукта. Рабы-1 принуждались производить, а Рабы-2 - потреблять. Рабам обеих категорий незачем было знать истину, просто если раньше барин христосовался с рабом на Пасху, то теперь Эрнст сует своим рабам невзоровских говорящих лошадок: эт, ты, знаешь, брат, эвон, гляди-к, как оно бывает... ты это, брат, вон как оно что!
В "Огоньке" текст был чуть сокращен, он вот:
kommersant.ru/doc.aspx
- а полностью - ниже. Сокращения непринципиальны, но пара цветочков при установке в вазу облетела. Плюс в "Огоньке" внесли кучу исправлений в невзоровскую латынь, а я оставил в тексте так, как было в фильме:

ВРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ

 

На Первом канале вместо «Закрытого показа» Александра Гордона записан целый спецпроект – «Премьера со зрителями». Речь о фильме Александра Невзорова  «Lectio Equaria Palaestra», «Манежное лошадиное чтение». Про то, что лошади могут читать и абстрактно мыслить. Невзоров их научил: ждите!

 

Чтобы долго не мучить: Александр Невзоров демонстрирует на экране, как его жеребец по кличке Као прекрасно умеет писать по-латыни. Вот Невзоров выводит на тазике «katillus», то есть «сосуд», и показывает жеребцу. Вот указывает на тазик на картинке. Вот жеребец хватает ртом карточки с буквами и складывает слово «katillus», справляясь даже с удвоеным «эл».

 

Дальше – больше. Као способен и к абстрактному мышлению. Картинку, происходящее на которой я бы не рискнул определить точно, он легко обозначает латинским «rixa», то есть «драка». Он может даже составить фразу «cranion wulgo», то есть «череп открыт»!

Правда, иной может заметить, что Као все время принюхивается к табличкам, вместо того, чтобы их читать («Лошадки известно, что любят: морковку, арбузную корку, яблоко, сахарок», - замечает при обсуждении в студии Геннадий Селезнев, который не только экс-спикер Госдумы, но и председатель попечительского совета федерации конноспортивного спорта России. – «Вы хотите сказать, что таблички чем-то намазаны?» – «Я не исключаю ничего!») И еще Као не спешит отдавать таблички. Да и сам Невзоров не выпускает при экзаменации повода из рук.

Но эти замечания – они, разумеется, происки фом неверующих, не способных взглянуть на мир свежим взглядом, а их Александр Невзоров способен устыдить словом. Ведь он - тот тип таланта-самородка, который, даже не зная формальной логики, всяких там фигур и модусов, может отлично владеть логическими уловками.

«Александр Глебович, вы готовы поделиться вашей методикой с научной общественностью?» - «Я не вижу перед собой научной общественности!» - «Я могу увидеть записи того, как вы учите лошадей алфавиту?» - «Вы? Вы – не можете!»

И рукоплещет восхищенный зал.

Впрочем, не все так просто. Метод обучения лошадей чтению и письму Александр Невзоров позаимствовал у немецкого  профессора Карла Кралля, демонстрировавшего читающих лошадей в начале XIX века и издавшего книгу «Denkende Tiere», «Мыслящие животные», в которой зашифровал метод обучения: это реальная история. Метод, в свою очередь, перекочевал к Краллю из масонской ложи «Мицраим», в которой он состоял. В который секрет напрямую попал от учителя Людовика XIV Арнольфини, который…

Любопытно ведь, правда? И я опять же не издеваюсь. И Дэн Браун, и Умберто Эко пользовались одинаковым историческим материалом. И то, что результат отличается – так это не из-за материала, а из-за разных талантов и целей. Когда б вы знали, из какого сора…

Вот и Александр Невзоров в жанре mucumentary, то есть квазидокументального кино (как он себе этот жанр представляет) сообщает нам примерно следующее. Есть, утверждает он, страшная тайна, скрываемая почти 700 лет, состоящая в том, что высшие млекопитающие разумны так же, как человек. И я способен вам это истину доказать! Вот моя лошадь, которая читает и пишет. Вот мозг лошади, который ничем не отличается от нашего. Каждый из нас немножечко лошадь. То есть каждая лошадь – это человек, просто лишенный речевого аппарата и приспособленных к мелкой моторике конечностей, по причине чего бедную лошадь, вместо учебы в школе, отправляют на стадион к садистам-спортсменам (тут Селезнев взорвался вторично).

Любопытная идея?

А то! Сколько ж можно обсуждать одних зеленых человечков в качестве братьев по разуму?!

Провокационная?

Да не то слово, но это тоже не упрек: вон, Ларс фон Триер из парочки провокационных идей о рабстве внутри нас и о хаосе внутри женщины сделал парочку гениальных фильмов.

И вот тут, друзья мои, Александр Невзоров из экспериментатора сам превращается в объект для эксперимента, который называется так: что произойдет с русским самородком, если дать ему историю, связанную с предметом любви (а Невзоров любит себя и лошадей одинаково пылко), но параллельно дать еще и денег, причем много. Если я правильно понимаю, решение о финансировании фильма принимал не просто Первый канал, а лично Константин Эрнст, - оттого и спецпроект у Гордона.

И, честно говоря, не лошадиный, а именно человеческий эксперимент интересовал меня больше всего. И разочаровал тоже больше всего. Я-то ведь числил Невзорова по ведомству диких талантов, русских Кустуриц (ну, или удмуртских поющих бабушек). Разочарование постараюсь разложить по пунктам.

Первое. Оказывается, ничего особенного с русским самородком, получившего много денег, не происходит – с ним происходит ровно то, что и почти со всеми в России. Я называю это «синдромом московского ресторана» – когда миллион долларов вбухивается в интерьер с гигантскими люстрами и золочеными зеркалами, но когда ужасны разом и шеф, и счет. Везалиус, Арнольфини, тамплиеры с вырванными языками, масоны ложи «Мицраим», инквизиторы, виконты, генералы, дуэлянты – все это добро засунуто Невзоровым в фильм в виде полуоживших исторических картин («полу» – потому что играют актеры на уровне восковых фигур), но зато при невероятном обилии бархата, жемчугов, канделябров, шпаг, черепов, инкунабул, скелетов, кож, замш, песочных часов, камзолов, позументов и всего того антуража, какое помогает престидижитатору отвлечь внимание от ловкости рук. (Странно, что не было глобуса и астролябии). У Невзорова и латынь-то нужна лишь затем, что звучит эффектнее, чем современный русский или краллевский немецкий. Бабушки у экранов «умному Сашеньке» непременно умилятся.

Второе. К разочарованию, окружающие Невзорова люди (а он на студию прибыл с огромной свитой) – никакие не ученики, но адепты веры. И его, условно, конно-кинематографическая школа – тоже не школа, а церковь, главный принцип которой – верить, следовать, не рассуждать. Так что, если при монтаже многого не отрежут, вы сможете увидеть механизм охмурения ксендзами козлевичей: его очень точно вычислил Гордон. «Откуда, Александр Глебыч, взяли метод обучения лошадей?» – «Я расшифровал тайнопись Кралля». – «Можете продемонстрировать?» – «Нет, я следую традиции хранения секрета в тайне». – «Ваша тайна умрет с вами?» – «Нет, у меня есть ученики». – (Ученице) «Вы можете заставить лошадь читать?» – «Нет, я еще не созрела». – «Когда созреете?» – «Когда скажет Невзоров…» Кабалла, дианетика, новый Мун!

Третье (и, пожалуй, самое главное). История с фильмом Невзорова – это история того, что случается с телевидением, когда оно выходит замуж за рейтинг. Я действительно думаю, что этот проект был личной идеей Константина Эрнста. Не только потому, что Эрнст и Невзоров, как мне говорили, дружны: тут, скорее, чувствуется эрнстовское умение учуять ветер, в котором можно носится потенциал сочетания масонских тайн с говорящими собачками, то есть, тьфу, лошадками (масонство – какой простор! От Суворова и Карамзина до Грибоедова и Пушкина!) Другое дело, я не могу поверить, что Эрнсту невзоровская киностряпня – ведь этот ряженый драмкружок ДК 1-й пятилетки, не имеющий шанса дорасти до пятилетки 2-й – что она по вкусу. Я видел фильмы самого Эрнста. Они выписаны тонкими кисточками. Я помню, как Эрнст рассказывал о венецианском карнавале как о карнавале смерти – карнавале тлена и распада – так точно, так нежно, что вода лагуны текла по моему лицу вперемежку со слезами. Вряд ли ему нравится самоварное золото человека, проспавшего вообще все мировое кино, от Триера до Михалкова, - умеющего, как минимум, работать с актерами.

Но Эрнст не будет кормить своего зрителя «Антихристом» или «Догвилем», потому что зритель Первого их не переварит. А будет кормить той затирухой, где тайны, тряпки, звезды, скандалы и бабки. А вкусы толпы он чувствует куда лучше меня – с времен «Старых песен о главном», так ярко выразивших подспудную (и на мой вкус, постыдную) тоску по СССР. Да и сам Невзоров сказал в конце программы прелестное – что ему неважен размер камня (понимай: качества фильма), каким он разбивает окно в учительской. Ему важно, что разлетелись стекла. Если плохо, но есть рейтинг – значит, хорошо.

И любовь к рейтингам крыть невозможно – как невозможно склеить разбитое окно. Не возражать же аналогией, что, скажем, в рейтинге младших школьников первое место заняли бы варенье с конфетами, а не чистка зубов, мытье шеи или арифметика, - но что если бы мы ориентировались это, детки сидели бы вонючими, с гнилыми зубами, хотя и в шоколаде.

Впрочем, зрители так и сидят.

 

Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 38
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →