dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Пелевин и русская идея. - Питерский КАД и губернаторский зад. - Русский GPS

Согласно последнему пелевинскому роману t, космическое назначение российской цивилизации - это переработка солнечной энергии в народное горе. Что следует понимать буквально.
В воскресенье я перегонял машину из Питера в столицу нашей ро. Мне было удобно выезжать по КАДу, - этой полукольцевой гордости уже второго питерского губера, ставящей меня в изумление (а иностранца - в ступор) худшей изо всех виданных мной кольцевых дорог навигацией. Ну ясно, почему нет указателей с латиницей - а вот хрен вам в нос, гости дорогие. Но и русскоговорящему ни фига не понятно, - в развязках блуждаешь, как в кишках, причем слепых. Вот и в этот раз: пролетел поворот на Москву, умчался километров на 25 вперед, потому что нет такого указателя на КАДе - "Москва", если едешь по внутренней стороне!
Я ей-ей, был в отчаянии, видя уже съезды на "Морской порт" и "Дачный проспект", но когда включил Garmin Legend, который всегда со мной, понял, что конец света в одной отдельно взятой с. - натурально, возможен. GPS велел мне ехать в Москву через Мурманское шоссе с крюком в 200 км! И требовал развернуться вплоть до Новгорода. А когда я решил проехать напрямую через Тверь, увел меня через безфонарные залитые грязью чипыжи к несуществующему съезду на какое-то там шоссе. (Ей-ей. У меня был включен крупный масштаб, на котором был проложен поворот направо; в реальности вместо поворота была идущая четырьмя метрами выше эстакада).
То есть переработка солнечной энергии в горе применительно к GPS означает заливку в западный прибор отечественных карт (монополист - Роскартография), дабы не прошел никто: ни друг, ни враг, ни даже губернаторша Матвиенка, ежели вдруг сойдет с ума и переместит зад с пассажирского на водительское кресло. А неча с ума (и с места) сходить!
В связи с этим - одна летом написанная в "Огонек" статья (сильно в "Огоньке" сокращенная).
Вот опубликованный вариант:
http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1230224

Полный вариант - ниже. Наслаждайтесь.

ЗАЧЕМ НАМ ЭТО ВСЕ НАДО

В летней расслабленности я вел машину за городом, когда в новостях сообщили, что первый вице-премьер Сергей Иванов призвал резко увеличить пошлины на ввозимые в страну навигаторы GPS - и я немедленно вознес богам хвалу.

Хвалу я вознес, прошу заметить, именно богам, а не Сергею Иванову, - точнее же, богу торговли Меркурию, который побудил меня вовремя, в допошлинную эру, приобрести парочку «джи-пи-эсов». Один у меня стоит в машине (в момент, когда радио сообщало важную весть, он вежливо информировал, что я осуществляю «движение по тропе», хотя я ехал по как бы асфальтовой дороге областного значения. Информировал, впрочем, честно, потому как за время нахождения у власти в России выпускника Ленинградского университета Сергея Иванова и его сотоварищей по alma mater немало шоссе в Ленинградской области рассыпались в прах и обратились в тропы). Второй же GPS я либо креплю на руль велосипеда, либо кладу в карман, когда отправляюсь в лес по грибы: он туристического типа, и мечта обладания таким прибором возникла у меня с того дня, как я однажды заблудился в туманном лесу под Выборгом, куда не проникало ни звука с той самой автомобильной тропы, а мох рос не с северной, а со всех сторон сосен: я испытал тогда отчаяние.

Впрочем, поскольку GPS в России – это такая вещь, о которой мечтают многие, но которая у немногих есть, следует объяснить как минимум два момента. Первый: принесли ли мне счастье вышеозначенные приборы. Второй: какого черта российские вице-премьеры ведут с ними борьбу.

Но вначале, для совсем уж непосвященных, сообщу, что GPS, Global Positioning System, Система Глобального Позиционирования, - это две дюжины американских спутников, передающих на землю сигналы с геостационарных, то есть неподвижных по отношению к землянам, орбит. Поэтому, если у землянина есть приемник, принимающий сигналы, координаты землянина легко определить, причем с точностью до нескольких метров. А если землянин движется – то показывать его маршрут и скорость (определение каковой всегда было проблемой, например, для лыжников или бегунов). А если приемник снабдить картой – то не просто показывать движение, но и рассчитывать оптимальный маршрут.

То есть GPS - феерически удобная вещь для автомобилиста в незнакомом городе и для путника в дремучем лесу: не заблудится.

Однако тут вот какой национально-патриотический момент. Вся группировка спутников GPS первоначально создавалась для нужд Пентагона: ракеты, поражающие цель с невероятной точностью (да еще и записывающие момент попадания на видео) – это результат работы GPS. Однако американские военные позволили пользоваться своей системой всем желающим – и абсолютно бесплатно. Это привело к мировому взрыву производства GPS-приемников, GPS-модулей и прочего добра (GPS-датчики стали прилагаться к велокомпьютерам, эхолотам и наручным кардиомониторам; я, кстати – если Сергей Иванов не помешает – собираюсь последний купить, чтобы отслеживать свою скорость на сноуборде). А вслед за массовым производством стали падать цены. Я впервые опробовал автомобильный GPS лет пять назад на дорогах Германии; тогда такое удовольствие стоило чуть не тысячу евро, плюс стоимость карт. Сегодня простенький автомобильный навигатор можно купить за 100 евро с картами.

Более того: по количеству и качеству предлагаемых функций навигаторы резко усовершенствовались. Сегодня они, например, предупреждают о перестроении из ряда в ряд; о необходимости включения фар; о скоростном режиме, а при наличии модуля, информирующего о пробках – направляют водителя в объезд. Многие (и я в том числе) надеются, что GPS в сочетании с радаром, парктроником и автоматической коробкой передач приведет к созданию автопилота, когда водителю будет достаточно задать конечный пункт поездки, - Лем, Стругацкие, Брэдбери, фантастика!

Но, повторяю, остается вопрос: с чего бы это вдруг с Брэдбери и Стругацкими борются российские вице-премьеры?

* * *

Дело в государственных интересах России, черт их побери! (Призываю в свидетели черта, потому что государственными в России называются интересы отдельных кланов, компаний, групп и даже персон, находящихся у власти. Обычно эти интересы противоположны интересам не находящихся у власти граждан. Когда кланы, группы и персоны лишаются власти, их интересы называют антигосударственными. Кто, как не черт, крутит такое в России вот уже тысячу лет?)

Призыв Сергея Иванова удушить импорт GPS-приемников (он, правда, еще предложил обнулить пошлины на ввоз комплектующих, забыв сообщить, будут ли кошмарить и мочить в сортире тех дураков, что займутся в России их сборкой), - так вот, призыв Сергея Иванова связан с лоббированием и развитием российской государственной системой ГЛОНАСС, являющейся нашим ответом GPS. Замечательная система ГЛОНАСС, состоящая из российских 24 спутников (первый из которых, «Космос-1423», был запущен еще в 1982 году - ГЛОНАСС тогда называлась системой «Ураган», и была ужасно военной и невероятно секретной), должна быть ответом США, обеспечивая примерно то же самое, что и GPS, только с большей точностью и с лучшим качеством.

Правда, к сегодняшнему дню ГЛОНАСС имеет следующие отличия от GPS:

1) не все спутники выведены на орбиту;

2) из тех, что выведены на орбиту, не все работают (сейчас – не более 18);

3) из тех, что работают, многие работать скоро перестанут (срок эксплуатации отечественных спутников – 3 года: в 3 раза меньше, чем у американцев);

4) точность определения координат посредством ГЛОНАСС вдвое ниже, чем посредством GPS;

5) сроки полноценной работы ГЛОНАСС каждый год переносятся (тот же Сергей Иванов, главный куратор ГЛОНАСС, обещал, что система в полном объеме заработает к 31 декабря 2007 года, затем – что к концу 2008 года. В январе 2009 года на коллегии «Роскосмоса» Иванов назвал систему «неэффективной», а глава «Роскосмоса» Перминов пообещал неэффективность заменить эффективностью в 2010-м. Каждый год на ГЛОНАСС тратится около 10 миллиардов рублей).

В переводе на русский все вышеперечисленное означает: нужно быть полным идиотом, чтобы для личных нужд (то есть, чтобы не заблудиться) покупать приемник ГЛОНАСС, потому что определять ваши координаты он сможет не всегда и не везде даже в пределах России, не говоря уж про прочий мир. А поскольку идиотов в мире не так уж и много, то никто ГЛОНАСС-приемников и не производит. Отечественный «Навигатор» (Glospace SGK-70), представлял собой, если верить интернет-форумам, прибор, где «российским жгутом был соединен типовой корейский автонавигатор с украинским ГЛОНАСС/GPS-приемником» и продавался недолго по цене 12000 рублей (без карт), что было ниже его себестоимости. И был, по слухам, выпущен тиражом в 1000 экземпляров. То есть главным (а скорее всего, единственным) смыслом выпуска этого чуда техники было вручение его Сергеем Ивановым под прицелом телекамер Владимиру Путину: ура, утерли нос американцам. При том, что и одариваемый, и одариватель прекрасно знали, что ГЛОНАСС сидит в соплях по колено.

То есть ГЛОНАСС повторяет путь ракеты «Булава», которая либо не летит, либо летит не туда.

Или реформы пенсионной системы, которая в России не может обеспечить нынешним пенсионерам прожиточного минимума, а нынешним работающим – обеспеченной старости.

Или российских автомобильных дорог, которых у нас ничтожно мало по сравнению с Европой, которые разваливаются, на которых убиваются, - но которые не строятся.

Или российских железных дорог, которых тоже мало, на которых практически нет скоростных поездов (в отличие от Европы), но билеты на которые давно дороже, чем в Европе.

Или любой другой государственной программы, включая программу дешевого доступного жилья.

И при таком провале программы, курируемой Сергеем Ивановым, Сергею Иванову остается требовать на программу дополнительных средств – ну, и добиваться ущемления других, конкурирующих программ.

* * *

Я не злорадствую.

Я даже не хочу лишний раз показать то, что и так очевидно любому зрячему: все, что делается в России от имени государства, делается плохо, дорого и кое-как, но в итоге у причастных растет число загородных вилл, а у непричастных чувство гордости за великую родину.

И вот последнее – это странное чувство гордости, требующее величия любой ценой, но не требующее подтверждения величия в конкретном практическом воплощении – меня всерьез беспокоит.

Потому что даже те люди, что издевательски сообщали мне подробности и о ГЛОНАСС, и о ее кураторах (а люди работали, что называется, «в оборонке»), - они были убеждены: собственная навигационная система России нужна. Почему? – Да, потому, Дима, что если случится конфликт с американцами, то они нам мгновенно GPS отключат… - Для чего? Чтобы самим заблудиться в наших снегах? А снега им нужны для чего? Чтобы забрать нефть и газ? Но тогда им удобнее оккупировать Норвегию… Нет, правда: для чего нам ГЛОНАСС?

Молчанье было мне ответом.

Для того – и потому! Потому что у великой страны должно быть все собственное.

Это как с «Жигулями»: у нас должно быть собственное автопроизводство.

И многие вполне разумные обладатели прав категории «В», которые ни за какие коврижки в «Жигули» не сядут (хотя бы потому, что за рулем этих иногда самодвижущихся тарантаек свое отсидели и отмучились), считают, что государство должно поддерживать АвтоВАЗ. Хотя бы затем, чтобы не случилось социального взрыва, то есть в национальных интересах, в интересах социальной справедливости.

Вот это странное понимание социальной заботы и справедливости меня и беспокоит – причем больше, чем, скажем, намерение снабдить (за счет налогоплательщиков) весь общественный транспорт города Сочи ГЛОНАСС-приемниками (смету глонассизации Сочи я тщетно пытался найти. Полагаю, потому и не нашел, что цена ГЛОНАСС-модуля (в отличие от GPS-модуля) является воистину космической).

Отчего-то в нашей стране социально справедливой считается защита людей, выпускающих дурно собранные, морально устаревшие, постоянно ломающиеся и небезопасные машины – и не считается социально важной защита жизней тех, кто убивается в этих машинах на дорогах.

Отчего-то в нашей стране государственным приоритетом является создание конкурирующих с США, НАТО и Европой систем – и приоритетом не является установление дружеских связей с этими странами (ныне «кольцо врагов» вокруг нас – как в 1918-м).

Отчего-то в нашей стране государственные мужи думают исключительно о государственных интересах – и не думают об интересах грибников, велосипедистов, яхтсменов, автомобилистов, то есть людей.

И, повторяю, самое страшное: так думают не только государственные мужи, так думают и сами люди, которым гордость паче унижения, а гордость за страну – паче собственных удобств.

И я в этой стае – белая ворона.

Потому что мне на фиг не нужна система ГЛОНАСС – я вполне счастлив с GPS. И от Сергея Иванова я жду не вывода на орбиту новых спутников, а отмены монополии Роскартографии на выпуск российских GPS-карт, потому что имеющиеся карты примерно так же отличаются от европейских, как дороги России от дорог Европы. И у меня есть подозрение, что в дурном качестве этих карт виновата именно госмонополия: ведь до 2007 года определение точных координат на территории России вообще было запрещено (да-да, в государственных интересах! Не в моих же интересах, правда?), а карты специально искажались. Могу продемонстрировать Сергею Иванову, как мой GPS-навигатор, когда я еду на велосипеде мимо санатория Минобороны на Каменном острове, показывает движение по дну Невы.

Вот и все, что мне от партии и правительства требуется. Подробные, хорошие отечественные карты – и дружба с высокоразвитыми в экономическом и техническом плане странами. Потому что создание карт – это создание инфраструктуры, а без развитой инфраструктуры у страны, где я живу, нет ни малейшего шанса самой стать высокоразвитой экономически и технически.

Мне надоело слышать про виртуальное величие России, которая чем дальше, тем больше отстает от реального мира. И то, что она отставала всегда, ничуть не утешает. Медленно движемся? Давайте сядем хотя бы на велосипед и не будем мучиться тем, где он произведен. Мы вообще никуда не приедем, если начнем разрабатывать собственный.

* * *

И под занавес – один абзац в назидание тем, кому жизнь не мила без отечественного велосипеда.

Во Франции четверть века назад была внедрена передовая система Minitel, - эдакий симбиоз компьютера и телефона. «Минитель» позволяла покупать билеты и бронировать отели, узнавать кинорепертуар и погоду, и все это не выходя из дома (а проникла она в каждый дом). У системы со временем обнаружился только один недостаток – «Минитель» оказалась несовместима с интернетом. Но именно это обстоятельство стало роковым. Уникальность разработки, 25 лет назад невероятно продвинувшей страну, со временем стала преградой на пути развития, последствия чего ощущаются до сих пор.

Я именно во Франции дописываю этот текст, но посылаю его в Москву с опозданием, поскольку вчера потратил пару часов на тщетную попытку добиться местного Wi-Fi соединения, и сейчас побегу искать интернет-кафе, которое на весь популярный курорт на берегу Атлантики – похоже, всего одно.

То есть, на мой взгляд, ситуация с интернетом во Франции для потребителя даже хуже российской.

А знаете, почему у нас она лучше?

Потому что, по счастью, российский интернет в России российские вице-премьеры не стали внедрять.

Санкт-Петербург – Сен-Жан-де-Люз

Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments