dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Пусть сильнее грянет кризис

Наступает прекрасное, как осень, время - мысли, ранее забиваемыехрюканьем потребления, становятся слышны. Вот и вчера - блестящий текст Деготь в "Ведомостях", адрес вот:
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/10/03/13681

Сам же текст вот:
Екатерина Деготь о возрождении комплексов
Какни странно, многие воспринимают перспективу кризиса с некоторым облегчением. Все говорят: кризис, кризис. Непонятно, что делать. То ли скупать соль и спички, то ли квартиры в новостройках Марокко.
Меж тем, как ни странно, многие воспринимают перспективу кризиса с некоторым облегчением. Как будто в недавнем финансовом процветании было что-то ненормальное. Как будто надо очнуться от такого кошмарного сна, в котором все хорошо. Названия для такого типа кошмара нет. Возможно, он называется «внезапное повышение благосостояния небольшого процента населения за счет роста цен на одно гадко пахнущее вещество».
Художники гнали поток одинаковых картин по требованию алчных покупателей, которым некуда было вложить свои деньги. Писатели строили дачи. Музыканты выступали на корпоративах. Архитекторы квасили с девелоперами. Кинематографисты добивались госфинансирования своих картин на патриотические темы. И все, как на работу, ходили на презентации, ездили решать вопросы и стояли в пробках.
Теперь эти завсегдатаи презентаций мечтательно говорят: «Может быть, я наконец смогу дописать роман…» (или: «сниму гениальный фильм на ручную камеру и без господдержки», «прочитаю наконец Маркеса, заброшенного в 1987 году», «сделаю у себя в Тропарево произведение лэнд-арта»). Может даже кто-то из них еще не окончательно стерилизовал мозги коктейльной водкой «Кауфман» и на что-то такое способен.
Я же жду от кризиса возрождения русских комплексов. И прежде всего самого плодотворного: низкопоклонства перед Западом.
Сэтим низкопоклонством в последнее время проблемы. Народ пьет кока-колу, ест гамбургеры, а комплексов не испытывает, как будто откликнувшись на требование из перестроечных объявлений по найму на работу «требуютсядевушки б/к».
Раньше русские люди были с комплексами. По крайней мере, с конца XVIII века и вплоть до 1980-х годов. Именно это побуждало их постоянно повышать свое образование, читать Дидро, Гегеля, Маркса, Кьеркегора, Сартра и Камю, ходить в ГМИИ имени Пушкина, слушать пленки «на костях», смотреть фильмы Бергмана и выписывать «Иностранную литературу».
Теперь со всем этим покончено. Средний молодой человек в нашей стране, даже и художник, не только плохо знает, что происходит за пределами отечества, но и не интересуется этим (за исключением всего связанного с Анджелиной Джоли, разумеется). Журналы неохотно соглашаются печатать материалы про иностранных художников или писателей. Кому это интересно? У нас у самих теперь хорошо. Мы ездим теперь за границу не чтобы повысить свое образование, но чтобы все купить подешевле.
Меж тем русская культура нуждается в комплексах.Она и есть эти комплексы. Россия — большая страна, но она не является самостоятельной цивилизацией подобно Индии. Россия является оригинальной маргинальной провинцией Европы, которая интересна не собственным культурным производством, но весьма странным прочтением западных идей, прежде всего их радикализацией. Русская культура — это культура неправильного чтения. К таким ее гениальным культурным продуктам радикального чтения относится русская икона, русский роман, русский коммунизм. Да и абстракция Кандинского родилась из того, что он «неправильно» (поставив набок) увидел вполне реалистическую картину.Картина была его собственная, но изобрели-то реалистическую живопись отнюдь не в России.
Потенциал такого культурного хода отнюдь не исчерпан. Но для этого нужны две вещи: хорошее знание западного продукта и смелость его переиначить. Для первого нужно время, не занятое погоней за коротким рублем. Для второго — достоинство, не отвлекающееся на утомительный подъем с каких-то там колен, на которые никто нас пока не сажал. Такое достоинство дается только тем, кто осознал благотворную ничтожность своей мировой роли и, следовательно, свободу. Так что я жду кризис с любопытством и надеждой.
Автор — шеф-редактор раздела «Искусство» интернет-портала www.openspace.ru

Кстати, продолжение разговора - у Марата Гельмана, то бишь у galerist:
Что бы кто ни говорил про отдельный "русский мир", но если брать наследие - видно: не Индия. И даже национализм наш - из Европы. В Перми, во время экономического форума, кто-то сказал мне, мол, а не является ли проект Русского бедного - культурной экспансией,в то время как в городе есть своя балетная школа и т.п. На что Борис Мильграм  вместо меня ответил: пермская балетная школа действительноесть, мы ей гордимся, но она появилась в результате экспансии, а именно эвакуации Большого Театра в Пермь во время Второй мировой.

Я еще подумал - ну боже мой, Катя и Марат думают синхронно, да я и сам об этом думал, особенно когда мы с Тимой ругались по поводу русскости, и она говорила - ну что ты к русским прицепился, русские же просто пластилин, принимают любую форму, но не имеют своей/
Вообще надо "Ведомости" сейчас каждый день покупать.
Subscribe

promo dimagubin март 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments