dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Питер, в общем, для меня умер. А Россия тем более

Текст в сокращенном виже вышел недавно на "Росбалте". Ну да, просмотры, отклики, но все это как-то обреченно. Ну да. А мы чо. Как сказал вернувшийся из Питера N.: "Питер как девка, которая ***** гнаружу вывернула, позолотила, а ее убедили, что так и надо". Ну, вывернула. Ну, так не надо. Но ближайшие лет 20-30 с этим ничего не поделать. Тьфу.

Ниже даю полную версию.

О том, почему Петербург (для меня) умирает

Ну вот, новый российский кошмар: поправки в закон об образовании. Де-факто, госконтроль за независимым просвещением. Сотни тысяч подписей под петицией протеста, но без толку. А параллельно – второй закон, требующий лицензирования экскурсоводов. Тут возмущения меньше, в основном в профкругу, но важен не масштаб, а именно возмущение. Кто будет, спрашивается, лицензировать Татьяну Мэй, Льва Лурье или Евгения Везенина? Подобострастные государственные тихари, которые двух слов публично связать не могут, поскольку язык занят вылизыванием государя?

Я, с одной стороны, как все: сильно возмутился законом об образовании и подписал петицию. Но, с другой стороны, не как все: смолчал по поводу лицензий экскурсоводов, хотя сам когда-то экскурсии по Питеру водил.

Потому что ко всем действиям русской власти я подхожу с простым критерием: возможно ли такое на Западе?

С этой точки зрения, контролировать дополнительное образование – плохо. Нигде на Западе я про такое не слышал. В Германии крупнейшая просветительская организация – Volkshochschule, «Народная высшая школа», где учат всему на свете, от древнегреческого до японской кухни, – это вообще ферайн, общественное объединение. Оно само решает, что и как преподавать.

А вот частные экскурсоводы в Германии – да и по всему миру – лицензируются, как лицензируются они в Эрмитаже или Русском музее. Можно, конечно, попробовать водить группы в Европе и без лицензии. Писатель Юрий Малецкий, эмигрировавший в 1990-х в Германию, написал роман «Группенфюрер» о жизни такого экскурсовода. Герой сидит на социальном пособии, а экскурсиями подхалтуривает. Но – рискуя нарваться на штраф, а то и суд.

Поэтому меня это требование не сильно возмущает. Ну, ок, будет ведать лицензиями какой-нибудь «Дом культуры Льва Лурье», договорится со Смольным, для которого это лишняя головная боль. Но в истории с экскурсиями действительно есть момент, который меня напрягает, причем давно и сильно. Настолько сильно, что мне не раз хотелось послать куда подальше культурную столицу России со всеми ее высокодуховными жителями.

Сейчас объясню.



Есть в Питере (ну, да вы знаете) знаменитый Толстовский дом на Фонтанке. В его дворах снимали «Шерлока Холмса» и «Зимнюю вишню»: киношникам там нравилось то же, что и всем: романтические арки, стиль ар-нуво. Но главное в этом доме – то, что это вообще не дом, а город: таким его задумал архитектор Лидваль. Дворы соединяет как бы свой Невский проспект, ведущий с Фонтанки на улицу Рубинштейна. А каждый подъезд – это отдельный дом. Есть дома-подъезды, где лишь несколько огромных квартир, но есть и подъезд со 114 квартирками-студиями для молодежи… Так вот: этот Невский проспект вечно перегорожен запертыми воротами. Внутрь, понятно, попасть не проблема: народа в доме-городе проживает тьма. Однако стоит собраться группой больше трех или достать фотоаппарат, как из-под земли вырастает некий парнишка, который орет, сучит ножками и требует убраться вот. Если вы не соглашаетесь, он зовет охрану. Это сын главы местного ТСЖ, искусствоведши и кандидатши наук, которая раз в год выпускает про Толстовский дом брошюрку, обильно украшенную виньеточками, фестончиками и цитатами про духовность. Эта искусствоведша в штатском твердо убеждена, что всех чужих из дворов Толстовского дома надо гнать. Не фига чужакам их Невский топтать. Пшли вон, мы тут живем!

Эта дама в Петербурге не единственная. На Кирочной улице есть другой уникальный дом, инженера Бака, в котором архитектор Гиршович спроектировал между корпусами висящие коридоры. Потрясающее зрелище: эдакая гравюра Пиранези. Дом долго нуждался в ремонте, ремонт сделали. А первое, что сделали жильцы, держащие всех за баранов – перекрыли двор новыми воротами. Тех, кто пытается пройти, гонят. С экскурсантов требуют денег. Такие нравы. Это русская культура, не немецкая.

Та же ситуация – с домом страхового общества «Россия» на Моховой: шлагбаум, охранник, и убирайтесь вон, мы щас полицию вызовем! Дом этот, к слову, забавен до чрезвычайности: в мелкую улицу воткнута копия дворца Марли Людовика XIV. Но на задах псевдодворца – совершенно итальянский город эпохи Возрождения. Очень впечатляющий. Это там снимали «Собачье сердце». Но это закрыто для чужаков.

И так всюду. Дома и дворы огораживаются и отгораживаются, - даже от ближайших соседей. На Белинского я знаю два дома с общей помойкой. Так вот, обратно с помойки без ключа не выбраться, причем у каждого дома свой ключ, чтобы соседи, гады, к ним во дворы не смели зайти… И так не только в центре Питера. Что, в Кремле не так? Отгородиться, закрыться, обособиться, никого не пустить – в этом вообще суть современной русской культуры.

Именно такая культура убивает в Петербурге остатки западного, европейского, вольного духа. Потому что главное и принципиальное отличие Европы от России в том, что Европа основана на идее равенства. То есть на идее, что другой человек, совершенно посторонний, имеет равные с тобой права.

В старинном городе Аугсбурге – том самом, где жил когда-то писатель Малецкий – я снимаю и выкладываю в ютуб видео про повседневную немецкую жизнь. Одна серия (https://youtu.be/sMLVm86TO18?list=PLcltzlka2J9DLdjylqnXrQNn_LHmu7YX9) – как раз про устройство дворов. Они обычно открыты – причем всегда и всем. У проходных дворов, с садами и ручьями, ведущими через бывшее подворье ордена босоножек к дому Бертольда Брехта, есть даже ворота с замком, но эти ворота не закрываются даже ночью: я проверял. Когда во двор заходят экскурсанты, во дворике могут пить кофе жители-резиденты. Они экскурсии не гонят: наоборот, улыбаются, вступают в разговор. Мне кажется, они гордятся, что через них как бы говорит история, которую приватизировать – дело немыслимое. Я знаю места, где люди выкупали старые мастерские (каких-нибудь шеффлеров-бочкарей), за свой счет реставрировали – и прокладывали через свою собственность туристский маршрут! Нет, они не берут процент с экскурсий. Просто им нравится, что они своими усилиями сделали часть истории доступной всем. Они, кстати, часто в своих домах-музеях и живут. И не видят в незнакомцах на пороге никакой проблемы.
Я ничуть не хочу сказать, что отгораживающиеся дом от дома, двор от двора и человек от человека делают Петербург менее туристически привлекательным. Туристов всегда будет магнитом тянуть Невский – даже такой пыльный, шумный и загазованный, как сегодня. Для туристов всегда будут существовать автобусы с «А-а-абзорная экскурсия по городу!» и кораблики с «Экску-у-урсия по рекам и каналам, отправление через пять минут!» Я хочу сказать, что утрачивающий открытость Петербург, как и утрачивающая открытость Россия, теряют свою привлекательность для меня. Они мне все больше и больше чужие. В них дух скорее ближневосточный, чем европейский. У меня все меньше общего с людьми, которые искренне недоумевают: «Погоди, Дим, так ты что хочешь? Чтоб мы квартиру купили, а у нас во дворе черт знает какой сброд шлялся?!» У меня все меньше общего с людьми, для которых «сброд» - это все, кто не из их круга.

Думаю, мое исчезновение они воспримут с облегчением.

Да и я тоже.

Ну вот и славненько: можно начинать лицензировать тех, что остались.


Tags: Петербург, Толстовский дом, дом Бака, лекции, экскурсии
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →