dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Поколение идиотов и дистанционное обучение

Вообще ощущение тотального оглупления у меня не только от России, хотя в современной России глупость просто-таки колосится, жнется и в снопы сама собой вяжется. У меня есть некоторые соображения по этому поводу. Ну, например, зав. кафедрой эволюционной биологии МГУ Александр Марков как-то вскользь заметил, что есть основания полагать, что эволюция сапиенса ведет к снижению его IQ. Или, например, можно порассуждать о побочных эффектах сетевой демократии. Как в политической демократии голос дурака имеет равную силу с голосом гения (к России, впрочем, это не относится за отсутствием демократии), так и в сетях - дурак имеет равные права с умницей на публикацию. Это явление, кстати, не вполне еще осознано: иерархическая система информационного предмодерирования рухнула совсем недавно. То есть совсем недавно сплетня получили равные права с сознательным и ответственным производством общественного либо профессионального знания.

Но я пока локализую проблему до реакции на принудительное введение "дистанционки" в условиях пандемии. Колонка была опубликована в "Деловом Петербурге", ниже перепощиваю.

ИДИОТЫ И ДИСТАНЦИЯ

Когда весной я написал, что пандемия пришла всерьез и надолго, надо мной смеялись. Свиной грипп, птичий грипп, – сколько раз мир пугали? Но хотя с пандемией я, увы, попал в точку, масштаба отрицания произошедшего не предполагал. Я никак не мог вообразить, например, разнообразия аргументов против локдауна. Вот – только что прочел очередное сообщение, автор которого с напором и жаром утверждает, что студентам и школьникам никак нельзя переходить на дистанционное обучение. Только очно! Потому что дистанционка – прямая «дорога к отупению». Потому что ни глаз, ни ухо для дистанционной учебы «не созданы». Потому что вирус «пройдет сам собой, но успеет вырасти поколение идиотов».
И я вспомнил, откуда мне известна – до деталей – эта логика.

До недавнего времени я преподавал (очно) в нескольких университетах, выступал с лекциями, и нередко, рекомендуя литературу по теме, добавлял, что доступна лишь электронная копия. Ну, типичная ситуация: тираж распродан (это относится и к моим книгам), и ридер – единственное спасение, потому что он не знает понятия «тираж». В других случае таким же спасением является аудиокнига, которая не знает, что такое «времени нет»: я тьму книг отслушал за рулем или на беговой дорожке.

И почти всегда находился человек, заявлявший, что не может электронные книжки читать (или аудиокниги – слушать): не воспринимает информацию. Пока шло время первых ридеров и mp3-плееров, я лишь махал рукой. Я помнил еще старых журналистов, бурчавших, что компьютеры убивают творчество. Но время шло, а возражения повторялись: нередко от людей, не выглядящих идиотами. Снова и снова: они НЕ могут читать электронные книги. Они НЕ могут воспринимать книги со слуха (хотя, интересно, как же они восприняли со слуха мой призыв книги слушать?) А я – враг цивилизации, ибо гублю классическую культуру книги, которая немыслима без шуршания бумаги и круга света от торшера.

Мне это говорили много раз яростно и абсолютно всерьез.

И я отшучивался, хотя должен был возразить так же яростно: извините, но вы – Митрофанушки. Вы – интеллектуальные недоросли,потому что вся история цивилизации есть история создания новых способов информационного обмена. При Иоанне Гуттенберге вы бы кричали, что машинная печать убивает нежный след гусиного пера. При Сэмюэле Морзе – что точки и тире убивают эпистолярный жанр. А сейчас для вас электронные тексты губят книгоиздательство, социальные сети губят общение, а преподавание по Zoom’у убивает образование. Но на самом деле вы трусите попробовать новое и признать очевидное: то, что каждая новая техника информационного обмена эффективно решает старые проблемы. Хотя и создает новые, - что и обеспечивает прогрессу непрерывность.

Ридер позволяет не таскать с собой килограммы бумаги, но он, увы, лишен 3D-памяти: я не могу, листая, восстановить структуру книги и отыскать нужный фрагмент по принципу «в правом верхнем углу ближе к концу». Компьютер ускоряет работу, но сажает зрение и портит почерк. Дистанционное обучение не создает социальных контактов, - но эффективно использует время и ликвидирует расстояния.

Я знаю, о чем говорю, поскольку сам относился скептично к возможностям «дистанционки» в изучении, например, языков. Только очно, только в небольшой группе! Я именно так учил немецкий: язык, по сложности сопоставимый с русским. Но поскольку моя жизнь состояла наполовину из поездок, я то пропускал занятия, то откладывал и переносил целые курсы. Дело продвигалось, но со скрипом. Пока из-за пандемии Volkshochschule, дико популярная в Германии структура образования взрослых, не отменила очные занятия вообще. И тут, перейдя «на удаленку», я с удивлением обнаружил заметный прогресс. Я перестал пропускать! В конце каждого урока у меня появлялся электронный конспект! Кроме того, к моим услугам оказался выбор из десятков курсов, преподаватели которых могли находиться в разных городах, - точно также, как мои одногруппники могли находиться на разных континентах.

Нужно просто принять эту новую фантастическую возможность, и перестать искать оправдания страхам и лени.

Несомненная польза от беды.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 194 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
наиболее ценной частью текста является тонкий самосарказм по поводу абсолютно точного прогноза всеобщего вымирания от эпидемии ОРВИ
Скажите, а из ваших знакомых никто от ковида не подыхал, нет? Не валялся в больнице, задыхаясь? Не отлеживался месяцами? А у меня только на тот свет полдюжины переехало, плюс несколько туда же по причине переполненных больниц. Ах, "просто простуда"? А до этого все купированные эпидемии зоонозов (большинство, кстати, тоже были короновирусными, типа ТОРС) - тоже, надо полагать, были исключительно информационными, в пользу каких-нибудь фармкомпаний?

dddema

4 months ago

Suspended comment

ghj1

4 months ago

markii

November 19 2020, 09:18:45 UTC 4 months ago Edited:  November 19 2020, 09:19:39 UTC

"совсем недавно сплетня получили равные права с сознательным и ответственным производством общественного либо профессионального знания" - тенденция заметней с каждым годом, но я впервые вижу такую емкую формулировку!
Да, это скоро может стать одной из главных проблем, причем любых общественных формаций, от старейших демократий до тоталитарных княжеств.
Нам в советской школе не рассказывали, что большинство людей - идиоты. Это было сакральным знанием избранных. Возможно, оно хранилось в сейфе политбюро и использовалось только ведущими идеологами. А теперь оно доступно любому наблюдательному пользователю соц. сетей.
Сакральное знание про то, что 80% людей - идиоты, рассказывают в вузе, на курсе экономической теории. Согласно закону Паретто, на 20% людей приходится 80% интеллекта. И наоборот - на 80% людей приходится 20% интеллекта. Самое смешное, что социологи это подтверждают.

Oleg Ivanov

4 months ago

angel_avvadon

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

Вот про "не могут воспринимать на слух" - не надо. Есть разные типы восприятия, и я, например, на слух воспринимаю гораздо хуже, чем в письменном виде. Особенно если мне пытаются читать вслух нудный сплошной текст без комментариев и обсуждений; я такое лучше глазками почитаю.
Точно! Я тоже на слух не люблю. И видео тоже не жалую. Когда читаешь - можно в любой момент вернуться назад, еще раз перечитать, обдумать. А когда слушаешь и смотришь - надо подстраиваться под заданную скорость. Конечно, если времени совсем нет, можно и аудио послушать. Но всё-таки для полноценного обучения это не подходит.

Suspended comment

chastye

4 months ago

Suspended comment

gemma_tash

4 months ago

enki_clever

4 months ago

bobojamba

4 months ago

vasieo

4 months ago

Просто вы в таком возрасте когда уже осознаете что вам нужно в каком количестве и качестве. Я преподаю и вижу конкретно результаты...Стаж преподавания у меня достаточный 30 лет . Так вот как - только появились смартфоны у каждого, все...интерес к обучению исчез. А когда все школы, ВУЗы, спецобразование (именно коллективы -ведь там же тоже живые люди и им нужно кормить свои семьи и т.д и т.п) перешли на удаленку..все. Детвора ( если их можно так назвать в возрасте 16-20 лет) практически вообще не выходят на контакт, а если и выходят - у них много всяких возможностей делать свое присутствие (фиктивное). Они косят по полной. А нам нужно оценивать их уровень знаний ???. А никуда не денешься...всем нужно содержать свои семьи.

vincisomno

November 19 2020, 12:14:36 UTC 4 months ago Edited:  November 19 2020, 13:33:33 UTC

Ой да ладно, то то рынок обучения пополз в гору. Просто внезапно оказалось ,что препод, читающий учебник по бумажке не очень то и нужен. Учебник и дома можно прочитать. А вот практика, коей, актуальной а не в 80-х, у преподов ВУЗов нынешнего времени не так много как оказалось.

Про школу - ничего не скажу, детей нет а сам не рос в эпоху цифровизации, но опять же, вспоминая свое обучение - учителя максимально постарались ,что бы во мне отбить любопытство. Я же был ребенком с горящими глазами и любил детские простенькие книжки по физике, химии. Это как постараться надо ,что бы я забыл лет на 15, что это реально круто и интересно? Потом уже во взрослом возрасте покупал нормальным языком написанные учебники с реактивами и фактически за пол года изучал то, чем нас насиловали в школе годами. Интерес к физике возродился только на лабах в универе (уж как здорово было, когда по рассчетам у нас лазер "зеленым оказался" и с преподом долго искали почему. Оказалось ,что нам выдали не тот кристалл)

Очень хороший пример качества обучения на английском языке. Это как так надо эффективно "учить", что я за весь школьный курс я не поднял язык и на сотую чатсть того, что получил на занятиях по богомерзкому скайпу? Простите, дерьмо ваше школьное образование, оно унылое и не эффективное, поэтому дети со скуки на стену и лезут.

hvatit_grat

4 months ago

vincisomno

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

vincisomno

4 months ago

chastye

4 months ago

Oleg Ivanov

4 months ago

chastye

4 months ago

Oleg Ivanov

4 months ago

chastye

4 months ago

Oleg Ivanov

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

chastye

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

chastye

4 months ago

vincisomno

4 months ago

chastye

4 months ago

vincisomno

4 months ago

chastye

4 months ago

vincisomno

4 months ago

chastye

4 months ago

vincisomno

4 months ago

chastye

4 months ago

chastye

4 months ago

vincisomno

4 months ago

chastye

4 months ago

vincisomno

4 months ago

chastye

4 months ago

chastye

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

chastye

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

decorumba

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

Анна Павлова

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

Анна Павлова

4 months ago

Anonymous

November 19 2020, 10:34:23 UTC 4 months ago

Поживите за границей и Россия покажется островом благоразумия и интеллекта.
Так я там, собстна, и живу.

fmn74

4 months ago

logik1

4 months ago

dimagubin

4 months ago

logik1

4 months ago

alex_nik

4 months ago

Milen Bach

4 months ago

hvatit_grat

4 months ago

>> Они НЕ могут воспринимать книги со слуха

Подкастоебство - одна из худших инноваций, привнесенных не умеющими писать.

Так что да, воспринимать со слуха никто не обязан.
А книгопечатание — одна из худших инноваций, привнесённых не умеющими рассказывать и подыгрывать себе на гуслях.

Не надо ля-я.

Для разной информации отлично подходят разные средства донесения. Лекции — неудобно в подкасте. Болтовня с гостями на разные темы с шутками-прибаутками — неудобно в тексте.

hvatit_grat

4 months ago

О, так вы преподаватель. Значит это ваши друзья из ВШЭ учили нас 30 лет, что госбанк СССР это было великое зло. Что госбанк должен быть отделен от государства как и церковь. Якобы именно в неэффективной связке госбанка и государства таился развал СССР. А теперь ребята сами устроили коммунистический переворот в ФРС и ЕЦБ, слизав устав госбанка СССР и нынче спонсируют экономику и госсектор словно коммунисты на дотациях, через министерства.
Во-первых, я не преподавал экономику. Во-вторых, у вас ошибки в логике. Если кто-то преподает, что эмиссионный центр должен быть независим от государства, а в каком-то государстве вдруг лишают независимости эмиссионный центр, то в чем вина преподавателей? А вторая ваша ошибка, что вы говорите о себе во множественном числе. В итоге получается, что вы группой госбанк РФ и раздербанили в пользу вашей группы.

nikodim_11

4 months ago

dimagubin

4 months ago

Rob Dvin

4 months ago

dimmoff

4 months ago

Жизнь дураком не несёт в себе никаких последствий. Зато много приятных моментов.
Например, можно быть абсолютно тупым человеком с двухмерными представлениями о жизни, и при этом стать президентом крупнейшей страны...
Я даже больше скажу. У дурака с двухмерными представлениями о жизни в нынешнем мире куда больше шансов стать президентом, чем у умного человека.

Milen Bach

4 months ago

vasieo

4 months ago

dimmoff

4 months ago

luden1

4 months ago

andrey_eroshin

November 19 2020, 12:56:04 UTC 4 months ago Edited:  November 19 2020, 12:56:31 UTC

проблема гораздо глубже - люди от науки очень самодовольные и самолюбивые, им свойственно вставание в позу, примером могут стать научные теории

В любой дискуссии о человеческой науке есть нечто большее, чем обсуждение фактов, допущений и теорий. Также в них существует вставание в позу и необходимость в комфорте. Постулирование теории слишком часто становится вопросом собственности и гордыни. Теория, соответственно, после этого не может быть неверной, иначе ее хозяин так или иначе дискредитирован и падает с пьедестала. Затем есть структура, построенная вокруг теории - опубликованы книги, читаются лекции и учебные курсы, проводятся регулярные встречи и обсуждения вопросов в клубах. Все это как паутина, удерживающая теорию на плаву, и любая попытка изменить теорию приносит завывания страданий из паутины, которая должна также меняться. Таким вот образом в человеческом обществе сосуществуют Католическая церковь, только недавно извинившаяся за расчленения и сожжения заживо тех, кто говорил, что Земля круглая, а не плоская, и все еще действующее Общество Плоской Земли.

Поэтому когда профессорам задают вопросы, которые кажутся противостоящими или противоречащими принятой теории, у них вспыхивает гнев. Независимо от того, насколько нелогичным становится такой научный принцип, он тупо повторяется, как религиозные заповеди, а любой вызов этой привязанности встречает враждебность. - "Как вы смеете оспаривать божественные/научные законы?!" Эта склонность вести себя как глупый ребенок является весьма драматичной в научных сообществах, где принята логика и способность свободно обдумывать вопросы. В полную противоположность тому, что люди ожидают от своих ученых, взрослый ребенок бездумно повторяет законы своих богов и отказывается сопоставлять их с тем, что им явно противоречит. Они видят другой путь. Бросают оскорбления. В раздражении уходят. Делают всё, кроме того, что нужно, чтобы стать взрослым и начать думать самостоятельно!
Ну всё же "люди от науки" и "умные люди" - не одно и то же...

inkognitov

4 months ago

andrey_eroshin

4 months ago

dimagubin

4 months ago

andrey_eroshin

4 months ago

Несколько лет назад я читал какую-то умную книгу на английском, в которой заявлялось что существуют группы людей спредпочтительным свособо усвоения новой информации: через зрение/слух, через чтение, и через руки (hands-on experience).
На мой взгляд, это очень похоже на правду.
Лично я воспринимаю сложную информацию только в пиьменном виде.

Deleted comment

>>иерархическая система информационного предмодерирования рухнула совсем недавно
а этом аспекте интересно ваше мнение на книжку Тома Николса "Смерть экспертизы", о том как "интернет убивает научные знания".
Не читал, посмотрю. В такой формулировке фраза звучит бессмысленно. Это как "обед убивает научные знания".

renkey_74

4 months ago

" что эволюция сапиенса ведет к снижению его IQ"
Развитие медицины и возросший уровень жизни привели к росту выживаемости.
И поскольку выживаемость опосредовано зависит от IQ - умные чаще выживают - то популяция разбавляется особями с пониженным IQ.
Так что в среднем по популяции IQ закономерно снижается, а по отдельным особям... даже так, если взять 10% самых умных, то средний IQ этой группы медленно, но неуклонно растёт.
умные чаще выживают, но хуже размножаются. Для эволюции, видимо, существует некий оптимальный уровень IQ, и его превышение как в бОльшую, так и в меньшую сторону -- вредно.

fad0

4 months ago

vasieo

4 months ago

igor_sabadah

4 months ago

Deleted comment

да.. дистанционно учить медиков это самое то..
а ещё например полицейских.. настоящих полицейских.
ещё неплохо заходит дистанционка в академиях искусств..
студент-физик отлично может провести дистанционный эксперимент.
студент строитель - построить дом...
Вы удивитесь, но даже в самых практических областях предварительная теоретическая подготовка в разы, а то и на порядки повышает эффективность, понимание, усвоение. Конечно, без практики нельзя. Но дистанционка позволяет реально в разы, а порой и на порядки сократить часы очных и практических занятий.

ghj1

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

ghj1

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

ghj1

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

ghj1

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

Max Thunders

4 months ago

ghj1

4 months ago

enki_clever

4 months ago

ghj1

4 months ago

enki_clever

4 months ago

ghj1

4 months ago

enki_clever

4 months ago

ghj1

4 months ago

enki_clever

4 months ago

ghj1

4 months ago

enki_clever

4 months ago

ghj1

4 months ago

Анна Павлова

4 months ago

ghj1

4 months ago

igor_sabadah

4 months ago

ghj1

4 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →