dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Все авторки, блогерки и прочие феминитессы - вполне возможны. Язык как шлюха: многое в себя примет

Мне, в общем, наплевать на любые изменения в русском языке. "Карова"? "Калбаса"? Ну, так русская колбаса в варианте из "Пятерочки" не слишком отличается от кала, так что так даже логичнее. А у "каровы" фонетический надой большей жирности по сравнению с "коровой". Но это я про орфографию. Тут мои наблюдения просты: в тех языках, где нет строгих правил чтения, как, например, в английском или русском, возможно быстрое накопление ошибок, вследствие чего, по достижении критической массы, совершается сальто-мортале и ошибки превращаются в правило. Но то же самое и с неологизмами. Сколько бы не попукивал из могилы адмирал Шишков, злясь на "птичку" и требуя сохранить "птаха", никакой соловей российский, славный Лещенко его с того языкового света не вернет. Так что меня дико забавляет вся эта перманентная Великая Отечественная Лингвистическая, где граммар-наци неизменно ходят психическими атаками на боевые эскадроны пофигистов-партизан. Сейчас в этой войне роль очередной Курской битвы выполнят битва за феминитивы. И жертвами падут ("пади, пади!" - раздался крик) в ней и бойцы, и бойчихи. Я же лишь посмеиваюсь: морозной пылью серебрится тут мой бобровый воротник.

Вот опубликованная в "Деловом Петербурге" моя рецензия на толковую книжку про феминитивно-маскулятивную борьбу.



Фуфаева Ирина. Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция. - М.: Corpus, 2020.

НУ, И КАК ВАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ?

Авторша книги «Как называются женщины» - прекрасная филологиня. И книга ее – благоуханный цветок, а заодно и плевок во всю эту фейсбучную тусовку, где, знаете ли, одни готовы убить за древний феминитив «авторша», другие – за современный феминитив «авторка», а третьи – за одну только робкую идею, что слово «автор» может быть, оказывается, общего рода, что вовсе умную и ехидную автора не унижает.

Почему плевок?

Да потому что граммар-наци бьются за собственную лингвистическую картину мира. А язык – он не застывшая картина, а движение. Вот это движение филолог Ирина Фуфаева и констатирует, и комментирует. Разгружает, в общем, вагон и маленькую тележку невесть откуда взявшихся убеждений, то есть яростных заблуждений, что, например, все феминитивы, обозначающие профессии, образуются исключительно от «мужских» основ (ага, найдите эту основу у «няни» или «кухарки». «Усатый нянь» - он в единственном киноэкземпляре). Или что феминитив с суффиксом «ш» всегда обозначает не женщину, занятую каким-либо делом, а жену мужчины, этим делом занятую, типа «генеральши». Привет вам от кассирши, лифтерши и билетерши. И авторши, кстати, тоже.

И вообще, если окинуть динамическую картину взглядом, то окажется, что феминитивы (называвшиеся еще десятилетие назад исключительно «феминативами») образуются в русском языке при помощи 11 (одиннадцати, Карл!) суффиксов. Настоящий ад для изучающего русский язык немца, в языке которого есть ровно 1 (один) суффикс и способ образования феминитивов, причем от абсолютно от любого маскулятива. Что, к слову, никак не отражает равенство прав женщин с мужчинами: феминитивы в немецком так образуются испокон веков, но еще в 1950-х женщина в ФРГ не могла устроиться на работу без письменного согласия мужа…

…И вот все варианты русского словесного феминизма отдаются на откуп нашему «внутреннему лингвисту» (этот термин писательница Фуфаева употребляет довольно часто, даже когда речь идет о внутренней лингвистке. Писатель Фуфаева, в общем, делает то же самое). И наш внутренний лингвист рвется в бой, и часто гибнет в бою, потому что не имеет понятия о, так сказать, боевом уставе пехоты, написанного кровью погибших. То есть, доверяясь внутреннему языковому чутью, прет напролом, игнорируя сложившиеся правила. А они, несмотря на страшную лохматость русского языка, все же есть. Например, «феминитивный» суффикс «к» представляет собой в реальности не один, а несколько суффиксов-омоформов, несущих разные значения: скажем, один из «к» является уменьшительным, и вовсе не ласкательным: вот отчего так странно звучит «авторка». И этот суффикс никогда не удерживается возле основ, состоящих из одного слога (можно сказать «воровка», но нельзя – «ворка»). А также возле основ, содержащих звук «к» (никаких «подкаблучникка» - только «подкаблучница»!) А также в тех случаях, когда образованное с его помощью слово означает не профессию, а предмет. (Например, Ирину Фуфаеву еще можно назвать – господи, прости! - авторкой, в которой, правда, будет слышаться призвук автаркии, но ни в коем случае нельзя назвать писалкой или писателькой. Потому что эти слова в русском языке, хотя и возможны, но будут означать либо то, чем пишут, либо то, чем писают…)

Словом – прекрасная книга! Рекомендация – однозначно читать.

Читать всем феминисткам, мизандристкам, суфражисткам. Читать всем студенткам и студентам гуманитарных изводов. Читать учителям и учительницам русского языка: дети, знаете ли, такие вопросы порой задают! Читать всем срущимся (то есть собачащимся, то есть все-таки срущимся) в фейсбуке.

И еще. Есть в Петербурге на углу Итальянской и Садовой улиц Музей гигиены. Там выставлен замечательный экспонат: стеклянное человеческое тело с системой кровообращения, которая вся, благодаря прозрачности стекла, видна. Сходите при случае, посмотрите. Книга Фуфаевой – вот точно такая же стеклянная языковая модель. Языковое сердце бьется (теперь понятно, как), языковая кровь бежит.

Мне сверху видно все, ты так и знай.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →