dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Возвращение иерархий

Если кого-то интересуют мои экскурсии по питерским дворам, или плавание со мной на питерском кораблике, или мой курс журналистики для школьников - все это будет в ближайшие полторы недели в Петербурге, и подробности вот здесь.

А если вас это не интересует, то, быть может, заинтересует мой текст, опубликованный в начале лета в журнале Robb Report.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЕРАРХИЙ

«Революция блогеров» завершена. Качественную информацию поставляют, как и прежде, жестко организованные структуры. И, да! – они требуют за свою работу денег.

За моим окном пламенеют красные немецкие каштаны. На моем столе свежий номер ежедневной газеты Augsburger Allgemeine (44 полосы формата A2, цена 1,90 евро), - плюс несколько бесплатных местных газет, в нутро которых набито по полкило рекламы. На компьютере открыты пара сайтов («Аугсбург – за один день!»), а также инстаграм-аккаунты пары швабских блогеров.

Я пишу книжку про жизнь в Германии, и недешевая газета «Аугсбургер Альгемайне» мне действительно нужна. Это из нее я узнаю, например, что реконструкция местного театра остановлена из-за обнаружения под его крышей 140 летучих мышей. И пока не придумают, куда эту колонию переселить (доброжелатели рекомендуют задействовать в постановке «Летучей мыши»), стройку не возобновят.

Что до бесплатных газет, то, пробежав заголовки, я бросаю их в бак для бумаги (здесь раздельный сбор мусора). Там тоже про мышей, но без деталей. А местные блогерство – это лишь эмоциональный постскриптум к новостям. Правда, в отличие от российского, неоскорбительный: Super! Toll!

Полное ощущение, что если получаешь информацию за деньги, то она качественная, а если бесплатно – то так себе. Ощущение ложное.Я помню времена закрытых «элитных» сетей, фейсбуков для богачей, с входным билетом чуть не в миллион – это были панамы, разводки, на которые, впрочем, велись нувориши из футболистов и рэперов. Просто деньги – это атрибут старой, доинтернетовской эпохи, которая, казалось, умерла в начале века. Помните? Конец информационным иерархиям с их многоуровневым контролем. Новый тип передачи новостей – прямой, бесплатный и честный, поскольку основан на принципе P2P, peer to peer, «равный – равному». Нереальный успех LiveJournal: это – торжество близкородственной идеи, UGC, user generated content, созданного самими пользователями контента. И вообще - это новая пресса, живое творчество масс, прозорливо предсказанное еще пантократором солнечных пылинок (если Данилкина цитировать) дедушкой Лениным. Ленин мечтал о прессе, которую делают не продажные журналисты в интересах хозяев, а рабкоры и селькоры в корреспонденциях с мест. Дедушка, оказывается, на век опередил время. Меня в нулевых в какой-то телепрограмме представили как «известного блогера», и я испытал экстаз сродни экстазу отечественного чиновника, ставшего кандидатом науки после покупки диссертации. Тогда любой, кто был не лох, не чиновник и не кандидат, был блогер.

Сегодня в «Живой Журнал» пишут (по привычке) лишь ветераны web 1.0. Но никого больше не занимает, на какой строчке рейтинга Норвежский Лесной или Радулова. Я и сам в ЖЖ лишь перепощиваю то, что пишу для «традиционной» прессы. Это еще имеет смысл: читатели иногда указывают на ошибки, поскольку пресса традиционная, претерпев обиды от творчества масс, из-за нехватки средств бюро проверки сократила. Провалились и надежды зарабатывать в интернете на популярности. Да, в инстаграме реклама приносит деньги тем, у кого сотни тысяч подписчиков – однако сотни тысяч подписчиков там не у того, у кого фотки лучше, а у того, кто популярен и без инстаграма. Самое же большое кладбище надежд – твиттер. В его русском изводе он – место проявления тотального рессентимента, униженности и оскорбленности всех Макаров Девушкиных и их подруг Варварушек. Тут они, вынужденные есть сыр из пальмового масла, угрожают показать кузькину мать Америке, Украине и прочим виновникам их бед. Чем пробуждают отклик в сердцах всех своих тридцати или даже сорока подписчиков.

Хорошо себя чувствует на этом фоне пока лишь фейсбук. Но он никакое, обратите внимание, не средство массовой информации. Он средство коммуникации, причем не слишком массовой, а, скорее, единомышленнической, - людей, знакомых друг с другом через одно рукопожатие…

Пророк из Ленина - никакой. «Живое творчество масс» обладает информационной ценностью, близкой к нулю. Сплетню это творчество произвести еще может, а вот проверить факты и логично их изложить – уже нет. В советских газетах за подписью «рабкор такой-то» всегда скрывался штатный сотрудник.

В эпоху до интернета производство информации строилось на иерархической многоуровневой проверке. Сдай экзамены и поступи в университет. Опубликуй текст «Юности» или New Yorker, дождись рецензий, а до этого и не мечтай о договоре с «Худлитом» или Penguin Books. Система была чудовищно консервативной, остужающих ярких и прытких, но эффективно отсекающей пустоту и, главное, обеспечивающей постоянную загрузку конвейера информации.

Отказ от иерархии привел к производству пирожков ни с чем.

Писатели Александр Марков или Александр Панчин, публикующие свои фикшн-повести на литпорталах в обход иерархий, интересны лишь кругу таких же любителей. Однако нонфикшн-книги биолога Марков и генетика Панчина (встроенных и в научную, и в издательскую иерархии) – явления выдающиеся. Точно также журналист Олег Кашин замечателен как обозреватель платного сайта Republic. Но как блогер он интересен разве что приемами троллинга.

Иерархия всегда испытывает новичка на полезность, она – нечто вроде лейкоцитов в крови, пытающихся распознать потенциальную угрозу. Да, она противница революций, но, черт возьми, алмазами без давления не становятся.

В общем, подытоживая: получить качественную информацию в информационную эпоху, обращайте внимание, что за иерархия стоит за вашим информационным агентом. Спасибо интернет-революции: она наглядно продемонстрировала, что большинству людей коммуникация важнее информации. Ну, и славно: теперь у них есть возможность жаловаться, сводить счеты с врагами и постить кошечек ВКонтакте и прочих «Одноклассниках». Зато те, кому действительно нужна информация, могут не тратить на открытые платформы время. Средства коммуникации в наши дни – массовы, доступны и практически бесплатны, а вот средства информации требуют от своего потребителя денег. Без денег в интернете мы получаем лишь уровень «Московского комсомольца», Первого канала и The Evening Standard. А вот за доступ к The Times, New Yorker, «Ведомостям», Augsburger Allgemeine, «Дождю» и Republic извольте заплатить.

Как и за мою книгу, за работу над которой мне пора возвращаться.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments