dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

О типичном русском расизме (и отличиях от нацизма)

В пятницу 19.07 в я на "Эхе Петербурга" в 11.05. Для тех же, кому это не интересно, в компенсацию моя свежая колонка из "Делового Петербурга".

ЧЕРНАЯ РУСАЛОЧКА КАК АГЕНТ МОДЕРНИТИ

Вот уже неделю я слежу за реакцией соцсетей на новость о том, что Русалочку в голливудском римейке «Русалочки» будет играть черная актриса. На Руси в ответ – скрежет зубовный: «Вы! Там! Америкосы! Толерасты! Вконец сдурели!» Это, заметьте, кричат не пропагандисты, а искренне оскорбленные.

Задавать оскорбленным вопрос: «Ребят, а ничего, что у нее вообще хвост?», - бессмысленно. В ответ получишь совет катиться туда, где все негры и пид… - в общем, к трансформерам. Ведь те, кто против черной Русалочки, защищают традиционные ценности, включая белый цвет кожи у сказочной героини.

Защищаемая в данном случае ценность называется расизмом. Низовая Россия, то есть та самая страна, которая действует по зову сердца, - страна расистская. Если не верите, то попробуйте снять в Питере жилье, говоря с акцентом и представляясь Фамилем Сакит-оглы Исмайловым или, не знаю, Абдуразаком Мардановичем Мирзабековым. У меня есть друг, врач, татарин из казанской глубинки по имени Рафис Фанисович. Он как раз недавно квартиру искал, и теперь много чего о русском гостеприимстве может рассказать.

Однако нынешний расизм «снизу», как и парный ему патриотизм «сверху» имеют другую основу, чем, например, идеологизированный нацизм Германии 1930-х. Наш расизм – всего лишь одна из многих утешительных «традиционных ценностей», за которые хватаются люди, не знающие, чем можно утешиться в застое, которому нет конца. Как ценности расизму в этом смысье равновелики и сталинизм, и тоска по советскому пломбиру, и культ силы, и ортодоксальная церковность. Посмотрите на Зюганова – он живой носитель всех таких ценностей сразу. Каждая из них отвергает другую, но его синкретизм не смущает. Важно, что все эти ценности – ценности прошлого: они позволяют избегать разговора о будущем. Расисты, сталинисты, коммунисты, православные патриоты, отрицатели гендерного разнообразия сходны в том, что отвергают саму идею модернити, на которой держится современный Запад и которая состоит в работе с будущим.Вариативность и изменчивость – суть модернити. Сюжет о Русалочке модернити воспринимает не как канон, а как метасюжет, каждая вариация которого способна порождать новый смысл. Вместо белой (ха!) девочки-русалки, влюбившейся в принца, может быть черный мальчик-русал, влюбившийся в нищего, и ни у кого (включая сказочника Андерсена) исключительных прав на трактовку сюжета нет. Суть в том, что любовь способна пробить сословные, расовые, видовые, родовые, гендерные границы, - а вариаций здесь миллион.

Так что проблема России вовсе не в расизме как таковом. Он следствие, а не причина, он - реакция на уход в третий мир. Это реакция заставляет танцевать гопака, вопя: «Пиндосы с гейропейцами! У вас там скоро будут одни черные, пидоры и мусульмане!» - в наивном гопничестве своем полагая, что Европа и Запад тоже живут ценностями прошлого, только боятся признаться.

Белый расизм был ведь реальной ценностью во времена Киплинга, когда белый человек колонизовал дикарей, неся им свет просвещения. И набожность была ценностью до эпохи Просвещения. И коммунизм был ценностью до прихода коммунистов к власти. И нуклеарная гетеросексуальная семья была единственным одобряемым типом семьи в индустриальную эпоху.
Но это все кончилось и стало музеем (что, и семья? – да, и нуклеарная семья тоже. Многие ли из ваших знакомых прожили жизнь в единственном браке?). В музей идут ради занятий наукой или из любопытства, но жить там невозможно…

И, завершая. Забавно, но в том древнем немецком городе, где я сейчас живу, этим летом на открытой сцене под средневековыми крепостными стенами идет рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда». Так вот: Иуда Искариот и Мария Магдалина  там – черные. А если бы победил на прослушивании, то черным был бы и Иисус. И никого бы это не смутило и не возмутило. Может быть, потому, что черный актер Карл Андерсон сыграл Иуду в фильме «Иисус Христос Суперзвезда» еще в 1973 году. Тогда это многих покоробило (включая афроамериканцев), но с тех пор полвека вода текла.

Возможно, это довольно точно выраженная в годах дистанция между Россией и Западом.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments