dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

О германофобии Познера

Рецензия опубликована в "Деловом Петербурге", ниже дублирую.

НЕЛЮБОВЬ

Владимир Познер откровенно не любит немцев. В его прежней книжке «Прощание с иллюзиями» есть эпизод, когда автор, еще подросток, переезжает с отцом из обожаемого Нью-Йорка в ненавидимый Берлин и дерется с местным мальчиком, в ярости чуть не убивая его. Ну хорошо: после войны не у одного Познера чесались кулаки. Но того Берлина давно нет, а в Германии живут дочь, внуки, правнук Познера. Но автор со своей нелюбовью ничего не может поделать. И он говорит: ладно, я снял про Германию фильм, и теперь напишу про Германию книжку, чтобы в своем странном чувстве разобраться.

С этой идеей, к сожалению, у Познера не выходит ничего: разобраться не получается. Но я прочитал «Немецкую тетрадь», не отрываясь. Бывает же такое! Потому что интересно следить за сеансом чужой психотерапии. За тем, как человек, иррационально ненавидящий что-то, ложится на кушетку и пытается, покопавшись в себе, встать иным. За Познером-германофобом наблюдать так же интересно, как, должно быть, интересно наблюдать за умным и откровенным (и слегка кокетничающим этим сочетанием) антисемитом. Разница в том, что кокетничать антисемитизмом после Освенцима не комильфо. А вот признаваться в германофобии, особенно по-русски, считается допустимым, хотя немцы после Освенцима изменились куда больше, чем русские после ГУЛАГа.

В итоге как бы ни старался Познер служить объективности, чувства сильнее. Почти немцы в книге дурны, комичны, бездушны, неприятны. Начиная с первой главы, где описаны реальные немцы (должности, имена – подлинные, я проверил). Там про одну фрау Познер бросает мимоходом: «женщина ничем не выдающаяся», про другую – «блондинистое существо… Но если у вас мелькнула мысль «кокетливая профурсетка», советую немедленно отказаться от неё». Угу. «Но если у вас мелькнула мысль, что Познер потому и держится на Первом канале, что, критикуя дьявола, всегда в итоге принимает его правила, - советую отказаться от нее».

Изо всех немцев симпатичен автору, пожалуй, лишь Тило Сараццин, умный и совершенно ледяной банкир, лет десять назад написавший книгу «Германия: самоуничтожение». Чувствуется, что Познер ее проштудировал. Я тоже, - но я каждый раз вздрагивал от неколебимой веры Сараццина в евгенику, то есть в идею о том, что умные рождаются от умных, а дураки от дураков, - и бесстрастных предложений по ограничению размножения сидящим на социальных пособиях мигрантам. И я знаю, что многие, кричащие о гибели Европы от мигрантов, эту мысль разделяют.

Написав признание в германофобии, Познер от фобии не избавился, - вопреки опыту, наблюдательности и многим точным замечаниям (вроде того, что немцы идентифицируют себя прежде всего как европейцев, и только потом как граждан своей страны). Познер так и не может понять причину своей к этой стране нелюбви. Когда же автор пасует, у читателя руки развязаны, поэтому одно предположение я все-таки выскажу.

Есть в книжке Познера один мельком появляющийся персонаж - жена телемагната фрау Бьерке, кладущая с прибором и на немецкую политкорректность, и на немецкое чувство вины за нацистское прошлое, да и на самого Познера, который хочет записать ее мужем интервью. И вот она своим поведением вызывает у Познера неподдельный интерес, переходящий в откровенную симпатию. Полагаю, потому, что фрау Бьерке отказывается от немецкой культуры, сложившейся после Освенцима, - в том смысле, что она говорит то, что думает, отказываясь притворяться. Культура ведь есть притворство: это газон, накрывающий Blut und Boden, кровь и почву. Культура часто включает в себя насилие над собой, заставляющее надевать на лицо пусть вымученную, но улыбку по отношению к тому, кого ты терпеть не можешь. Такова культура политкорректности: культура взрослой и сложной цивилизации, успевшей понять, что случается, когда даешь волю чувствам. И если фрау Бьерке эту немецкую цивилизационную сложность в гробу видала, то потому, что расцивилизовывание, расчеловечивание – это процесс, сопровождающийся выделением огромной энергии: то, что Высоцкий называл «гибельным восторгом».

Вот я и думаю, что порой на эту энергию подсаживаются даже самые умные люди.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments