НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ И БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ
Сразу несколько высших чиновников (включая Кудрина) буквально на днях заявили, что Россия по производительности труда отстает от «мировых лидеров» чуть не втрое. Тоже мне, Америку открыли. В качестве мирового лидера.
Другое дело – в чем и почему отстает.
Тут начинается интересное.
Вот, скажем, приезжаю я в аэропорт Пулково, чтобы лететь туда, где производительность труда втрое выше.
Уже на входе у меня просвечивают весь багаж (в отличие от аэропортов мировых лидеров, где вход в аэропорты свободен).
Дальше – очередь на регистрацию, чтобы сдать чемодан (сдать самостоятельно в автоматическом режиме, как у некоторых мировых лидеров, не получится).
В начале очереди двое людей проверяют паспорта и визы, чем берут на себя работу иммиграционных властей мировых лидеров. Еще они наклеивают на паспорт ярлычок, который через пять минут отклеится. И допускают меня к стойке регистрации, где еще раз проверят паспорт и заберут чемодан в обмен на посадочный талон.
Далее – вход в «чистую зону», со второй проверкой ручной клади (или даже третьей, потому что поклажу у меня нередко проверяют еще в метро, что исключено у мировых лидеров). На входе в чистилище – гнездилище еще нескольких работников аэропорта, единственный смысл работы которых – очередная проверка паспорта и посадочного талона. Тут, конечно, веселая история происходит с теми, кто понадеялся на электронный талон. Электронные в Пулково недействительны. То есть формально они с февраля узаконены Минтрансом, но реально, как заявляют в аэропорту, «сейчас нет возможности проходить, не предъявляя распечатанный посадочный талон»…
В удивительное время мы живем! Наимельчайший предприниматель, когда ему надо, в три секунды и за три рубля обзаводится аппаратурой, позволяющей считывать информацию с любых устройств. А в Пулково такой возможности нет. Не сомневаюсь, что ради реализации этой возможности Пулково вскоре объявит тендер на многие миллионы. Как пел еще Элвис Пресли – “Love me, tender, love me, sweet…”
…Впрочем, отвлекся. Итак, при входе в «чистую зону» паспорт проверяют в третий раз. Затем его проверят в четвертый раз: на погранконтроле. А затем в пятый: пока я буду стоять в очереди на посадку (здесь снова всех интересует виза). И, наконец, после шестой проверки (паспорт плюс посадочный талон) я допускаюсь в самолет. Где меня снова попросят показать посадочный талон…
Для сравнения: недавно летел из Мюнхена в Ригу. Смартфон с электронным билетом приложил к сканеру дважды, а паспорт не показал ни разу. Ну да, перелет Германия-Латвия – для ЕС такой же внутренний, как Москва-Хабаровск. Однако попробуйте без паспорта в Хабаровск улететь…
Я пишу эти записки гражданина отставшей страны вовсе не ради прекраснодушного гнева: «Доколе, доколе?!.» Дотоле, дотоле. Число проверяльщиков у нас вообще стремится к бесконечности. Одних охранников (которые сидят на входах во всех государственных присутствиях, что невозможно ни в одном из мировых лидеров, а также бессчетно роятся на вокзалах и в метро, чего у мировых лидеров тоже не наблюдается) – так вот, только охранников у нас, похоже, уже под два миллиона, как уверяют знакомые социологи.
Но меня в данном случае интересует другое. Например: а что говорят о своей работе те, кто с утра до вечера наклеивает на паспорта отклеивающиеся ярлычки? Или ставит штампик допуска на посадочный талон? Сидит у входа в присутствие? Ну, все те, кто вообще ничего не создает, являясь звеном бессмысленной цепи? Что говорят они своим любимым, своим мамам, своим детям? Как они это терпят? Почему – терпят?
Человек не может жить без смысла: бессмысленность приводит к деградации человека.
И в этом смысле я бы зарекся сравнивать себя с мировыми лидерами не только по производительности труда.
Journal information