dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Эльбская филармония (Гамбург) vs Мариинский-2 (Петербург)

Я сейчас в Гамбурге. Давно мечтал. Давно мечтал посмотреть "Набукко" Серебренникова в гамбургской опере и полушать - хоть что-нибудь! - в новой гамбургской филармонии, называемой Эльбской (Гамбург - он ведь не на Северном море, а на Эльбе, - в этом смысле Питер, который не только на Неве, но и на Балтике, куда более морской порт).

Но пролетел и мимо дат, и мимо билетов. В филармонию вообще все, похоже, раскуплено на пару столетий. Это и без музыки выдающееся здание (работы швейцарцев Herzog & de Meuron), новый контур города, новое оформление фасада со стороны моря, новая доминанта, к тому же меняющая цвет в зависимости от цвета неба:




Однако доступ внутрь есть. Я сначало  расстроился, увидев при входе кассу и турникеты, но  оказалось, что это бесплатно. Билеты на определенное время - просто способ отрегулировать толпу на входе. А дальше поднимаешься наверх...



...и попадаешь в огромное общественное пространство (кафе, холлы, бары, и так далее) с гигантской обзорной площадкой по всему периметру:




Публика в восторге - ничуть не в меньшем, чем та, что приходит на концерты.

А теперь небольшие параллели. Главная новая смысловая, архитектурная, высотная доминанта жесткого портового (я эту жесткость вижу, я живу на Риппербане возле проституток и ночующих прямо на тротуаре бомжей) Гамбурга - филармония. Главная новая смысловая, архитектурная, высотная доминанта Петербурга - Газпром.

Доступ в Эльбскую филармонию в Гамбурге - открытый всегда и для всех. Доступ в новый, построенный почти одновременно с Эльбской филармонией Мариинский театр в Петербурге - только по билетам, через охранников, металлодетекторы и прочее. Эльбская филармония - открытое пространство. Мариинский театр - закрытое пространство, и на открытую смотровую площадку вход запрещен.

Все могло быть по-другому (я про Петербург). Доминик Перро проектировал здание Мариинского-2 именно как здание театра, несущего внутри себя открытое публичное пространство под золотой шалью, укрывающей от непогоды всех горожан:



Начатое строительство, в итоге, зарубили, Перро из России убрали (думаю, по банальной причине - нужно было пилить бюджет, а не осуществлять проект). Единственный человек, который мог добиться осуществления проекта Перро - это  Гергиев.

К сожалению, Гергиев, обладающий несомненным талантом музыканта, обладает массой негативных качеств как руководителя. Он не понимает ни в чем, кроме музыки относительно узкой направленности. Он нетерпим к конкуренции. Он доверяет не специалистам, а родне.

В итоге, полагаю, произошло то, что однажды в виде версии высказал Григорий Ревзин: Гергиев сдал Перро, чтобы никто не называл новое здание Мариинского "оперой Перро" - подобно тому, как в Париже все называют Гранд Опера "оперой Гарнье".

Итог: выстроенное в Петербурге новое здание, напоминающее смесь универмага с танковым заводом:



Еще раз повторю: над портовым Гамбургом как символ города волной возвышается Эльбская филармония, вход в которую открыт всем желающим, и вид с которой обогатил город.

Над претендующим быть центром культуры как символ города возвышается контора нефтегазовой компании, а вход в главный новый театр закрыт всем, кто без билетов, - и даже обилеченных шмонают, как при обыске.

Мне очень жаль.
Subscribe

promo dimagubin март 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments