36. Большинство немецких оперных сцен не могут позволить себе второй состав исполнителей. Поэтому, когда кто-то из солистов заболевает, несчастный оперный директор (т.е. зам. интенданта по опере) хватается за голову и начинает искать замену по всей Германии.
37. Разовый гонорар приглашенного солиста на замене – военная тайна, но, по слухам, может превышать и месячную зарплату заболевшего артиста. Потому что если «Волшебную флейту» поют в Германии все, то попробуй найди того, кто знает «Далибора» Сметаны! Да и жить такой человек может в другой стране Евросоюза.
38. Музыкант – масштабируемая профессия (в отличие от учителя или пожарного). То есть доход может колебаться в пределах от бедности до неприличия. Хотя времена абсолютного неприличия, когда примадонны ели на завтрак икру с бриллиантами, давно миновали.
39. Никакой постоянный контракт ни в одном немецком театре миллионером сегодня никого не сделает. Но вот гонорары звезд за конкретный спектакль, за выступление на фестивале (а порой – и на частное выступление) могут выражаться суммами, сопоставимыми с ценой автомобиля.
40. В большинстве случаев для попадания в мир больших гонораров требуется агент. Состоявшийся в Германии музыкант – это тот, у кого агент есть. Агент обычно получает процент от гонорара: он берет от 10% у молодых музыкантов до 20% у звезд.
41. Мечта любого агента – подписать контракт с Нетребко, когда она еще не «та самая Нетребко», а всего лишь «какая-то Нетребко». Но в поисках источника вдохновения и процветания агенты ходят не на спектакли или концерты, а на конкурсы и фестивали.
42. «Евгений Онегин» - самая популярная в Германии русская опера. В прошлом сезоне она исполнялась на 6 площадках 31 раз. Еще в топ-100 из русских опер входил Шостакович с «Леди Макбет Мценского уезда» (3 постановки, 21 спектакль). Для сравнения: «Волшебная флейта» Моцарта шла в 36 театрах 242 раза.
43. В этом сезоне из русской музыки в театре Аугсбурга звучали «Лебединое озеро», 1-я симфония Шостаковича – и был русский концерт на Новый год и Сильвестр (немецкий праздник 31 декабря с непременными фейерверками). Концертом дирижировал Иван Демидов, пели Алена Слоя и Роман Побойный, музыка была Шостаковича, Свиридова, Соловьева-Седого, Алябьева, Бородина, Глинки. Аплодировали стоя.

(Это русский Новый год в немецком театре: Роман Побойный, Алена Слоя, Иван Демидов)
44. Хотя русских в Аугсбурге чуть ли не 10%, русскую речь в театральном фойе слышно нечасто. Как и турецкую. Совершенно непонятно, почему.
45. Цена билетов на оперу и балет в Аугсбурге колеблется от 19 до 50 евро, но для тех, кто на социальном пособии, есть билеты за 5 евро. А для инвалидов-колясочников резервируются места по 9 евро. Чтобы понимать: в Баварскую оперу на премьеру билеты достигают 250 евро.
46. Каждый сезон каждый немецкий театр стремится к национальной, а то и к международной премьере. Иногда для театра специально пишется современная музыка. В прошлом году в Аугсбурге было первое исполнение в Германии оперы «Солярис», а в этом году будет первое в Европе исполнение оперы JFK.
47. А еще каждый год в обязательном порядке ставятся детские музыкальные спектакли, порой – очень сложные в исполнении. В этом году для Einer hat’n Fogel (игра слов: «У Айнера есть птица» - «Айнер ку-ку») композитор Хауке Берхайде написал зубодробительную музыку и даже создал несколько инструментов, один – из сточных труб!
48. Так же обязательны концерты современной музыки. В музее автомобильного завода MAN (того самого, где Дизель изобрел дизель, и который правильно произносится «Эм-А-Эн») оркестр может устроить вечер современных японских композиторов, притащив для этого бас-флейту размером с самосвал, да еще и рассесться по кругу, а слушателей загнать внутрь. Вы «Вояж Х» Хосокавы слыхали? Нет? Приезжайте в Аугсбург!
49. Перед премьерой спектакля все подходят друг к другу со словами: «Toi! Toi!» - и дарят друг другу маленькие подарочки (шоколадки, вино, открытки) с пожеланием удачи.
50. По закону, работать без выходных музыкант может не больше 12 дней подряд (и такое иногда случается). Зато август и начало сентября – отпуск: минимум 40 дней! Если, конечно, ты не едешь ни на какой фестиваль.
51. О своей занятости на следующий день певцы, дирижеры и пианисты-аккомпаниаторы узнают лишь в 14 часов накануне. И даже если они завтра свободны, негласное правило заставляет их держаться в пределах 2-часовой досягаемости от города: вдруг кто заболел?! А хочешь гарантий спокойствия – оформляй минимум за 72 часа отгул.
52. А вообще на постановку оперы дается 6 недель, считая с первой встречи с режиссером, - так называемой Konzeptionsgespräch.
53. В Германии театр – во многом саморегулирующаяся организация. Труппа периодически собирается в каком-нибудь ресторанчике и обсуждает свои дела. Могут высказать претензии к коллеге, а могут выставить требования к руководству театра, для чего выбирают из своей среды уполномоченных.
54. Совсем забыл: в Аугсбурге театр второй сезон играет не в историческом роскошном здании, а в бывшем заводском корпусе, очень недурно конверсированном. Ремонт должен продлиться 7 лет, но в это мало кто не верит. Дело в том, что Аугсбург – римский город, и когда откапывают очередной клад Александра Македонского, реконструкция останавливается.
55. Зато на новой сцене можно хулиганить. И даже традиционное напоминание перед началом спектакля звучит так: «Не забудьте, пожалуйста, выключить телефоны. И не забудьте после спектакля их включить». В начале сезона смеялись все, а теперь только пара человек, потому что все остальные уже успели наслушаться.
P.S. Я продолжаю рекламировать концерт Ивана Демидова (Вебер, Шопен, Шуман) в Большом зале петербургской консерватории 15 февраля (подробности и билеты - вот). Хотя и понимаю, что это все равно что пропагандировать европейские ценности под сенью родимых осин. Публика в России реагирует на звездные имена (как и всюду в мире), однако звездами в России становятся лишь после того, как звезду признала заграница (и здесь отличие от Европы сильное). Я могу сто раз рассказать о том, как дирижирует Демидов (о том, например, что у него piano звучит убийственнее, чем forte - так прижатая крышка, приглушая бурление котла, может говорить о силе кипения красноречивее пара; или о том, как в разгар абсолютной бури он может с потусторонней, изощренной и ледяной рассчетливостью вдруг дать детали второго плана, подчеркнуть какие-нибудь четыре такта у третьей валторны, и море вдруг станет прозрачным, и видно рыб и песок на дне). Но вы же на это не поведетесь, правда?.. в общем, до встречи в филармонии. Или в Германии.
Journal information