dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

55 фактов об опере и балете в Германии: окончание

(Окончание. Начало здесь, продолжение здесь)

36.      Большинство немецких оперных сцен не могут позволить себе второй состав исполнителей. Поэтому, когда кто-то из солистов заболевает, несчастный оперный директор (т.е. зам. интенданта по опере) хватается за голову и начинает искать замену по всей Германии.

37.      Разовый гонорар приглашенного солиста на замене – военная тайна, но, по слухам, может превышать и месячную зарплату заболевшего артиста. Потому что если «Волшебную флейту» поют в Германии все, то попробуй найди того, кто знает «Далибора» Сметаны! Да и жить такой человек может в другой стране Евросоюза.

38.      Музыкант – масштабируемая профессия (в отличие от учителя или пожарного). То есть доход может колебаться в пределах от бедности до неприличия. Хотя времена абсолютного неприличия, когда примадонны ели на завтрак икру с бриллиантами, давно миновали.

39.      Никакой постоянный контракт ни в одном немецком театре миллионером сегодня никого не сделает. Но вот гонорары звезд за конкретный спектакль, за выступление на фестивале (а порой – и на частное выступление) могут выражаться суммами, сопоставимыми с ценой автомобиля.

40.      В большинстве случаев для попадания в мир больших гонораров требуется агент. Состоявшийся в Германии музыкант – это тот, у кого агент есть. Агент обычно получает процент от гонорара: он берет от 10% у молодых музыкантов до 20% у звезд.

41.      Мечта любого агента – подписать контракт с Нетребко, когда она еще не «та самая Нетребко», а всего лишь «какая-то Нетребко». Но в поисках источника вдохновения и процветания агенты ходят не на спектакли или концерты, а на конкурсы и фестивали.

42.      «Евгений Онегин» - самая популярная в Германии русская опера. В прошлом сезоне она исполнялась на 6 площадках 31 раз. Еще в топ-100 из русских опер входил Шостакович с «Леди Макбет Мценского уезда» (3 постановки, 21 спектакль). Для сравнения: «Волшебная флейта» Моцарта шла в 36 театрах 242 раза.

43.      В этом сезоне из русской музыки в театре Аугсбурга звучали «Лебединое озеро», 1-я симфония Шостаковича – и был русский концерт на Новый год и Сильвестр (немецкий праздник 31 декабря с непременными фейерверками). Концертом дирижировал Иван Демидов, пели Алена Слоя и Роман Побойный, музыка была Шостаковича, Свиридова, Соловьева-Седого, Алябьева, Бородина, Глинки. Аплодировали стоя.


(Это русский Новый год в немецком театре: Роман Побойный, Алена Слоя, Иван Демидов)

44.      Хотя русских в Аугсбурге чуть ли не 10%, русскую речь в театральном фойе слышно нечасто. Как и турецкую. Совершенно непонятно, почему.

45.      Цена билетов на оперу и балет в Аугсбурге колеблется от 19 до 50 евро, но для тех, кто на социальном пособии, есть билеты за 5 евро. А для инвалидов-колясочников резервируются места по 9 евро. Чтобы понимать: в Баварскую оперу на премьеру билеты достигают 250 евро.

46.      Каждый сезон каждый немецкий театр стремится к национальной, а то и к международной премьере. Иногда для театра специально пишется современная музыка. В прошлом году в Аугсбурге было первое исполнение в Германии оперы «Солярис», а в этом году будет первое в Европе исполнение оперы JFK.

47.      А еще каждый год в обязательном порядке ставятся детские музыкальные спектакли, порой – очень сложные в исполнении. В этом году для Einer hat’n Fogel (игра слов: «У Айнера есть птица» - «Айнер ку-ку») композитор Хауке Берхайде написал зубодробительную музыку и даже создал несколько инструментов, один – из сточных труб!

48.      Так же обязательны концерты современной музыки. В музее автомобильного завода MAN (того самого, где Дизель изобрел дизель, и который правильно произносится «Эм-А-Эн») оркестр может устроить вечер современных японских композиторов, притащив для этого бас-флейту размером с самосвал, да еще и рассесться по кругу, а слушателей загнать внутрь. Вы «Вояж Х» Хосокавы слыхали? Нет? Приезжайте в Аугсбург!

49.      Перед премьерой спектакля все подходят друг к другу со словами: «Toi! Toi!» - и дарят друг другу маленькие подарочки (шоколадки, вино, открытки) с пожеланием удачи.

50.      По закону, работать без выходных музыкант может не больше 12 дней подряд (и такое иногда случается). Зато август и начало сентября – отпуск: минимум 40 дней! Если, конечно, ты не едешь ни на какой фестиваль.

51.      О своей занятости на следующий день певцы, дирижеры и пианисты-аккомпаниаторы узнают лишь в 14 часов накануне. И даже если они завтра свободны, негласное правило заставляет их держаться в пределах 2-часовой досягаемости от города: вдруг кто заболел?! А хочешь гарантий спокойствия – оформляй минимум за 72 часа отгул.

52.      А вообще на постановку оперы дается 6 недель, считая с первой встречи с режиссером, - так называемой Konzeptionsgespräch.

53.      В Германии театр – во многом саморегулирующаяся организация. Труппа периодически собирается в каком-нибудь ресторанчике и обсуждает свои дела. Могут высказать претензии к коллеге, а могут выставить требования к руководству театра, для чего выбирают из своей среды уполномоченных.

54.      Совсем забыл: в Аугсбурге театр второй сезон играет не в историческом роскошном здании, а в бывшем заводском корпусе, очень недурно конверсированном. Ремонт должен продлиться 7 лет, но в это мало кто не верит. Дело в том, что Аугсбург – римский город, и когда откапывают очередной клад Александра Македонского, реконструкция останавливается.

55.      Зато на новой сцене можно хулиганить. И даже традиционное напоминание перед началом спектакля звучит так: «Не забудьте, пожалуйста, выключить телефоны. И не забудьте после спектакля их включить». В начале сезона смеялись все, а теперь только пара человек, потому что все остальные уже успели наслушаться.

P.S. Я продолжаю рекламировать концерт Ивана Демидова (Вебер, Шопен, Шуман) в Большом зале петербургской консерватории 15 февраля (подробности и билеты - вот). Хотя и понимаю, что это все равно что пропагандировать европейские ценности под сенью родимых осин. Публика в России реагирует на звездные имена (как и всюду в мире), однако звездами в России становятся лишь после того, как звезду признала заграница (и здесь отличие от Европы сильное). Я могу сто раз рассказать о том, как дирижирует Демидов (о том, например, что у него piano звучит убийственнее, чем forte - так прижатая крышка, приглушая бурление котла, может говорить о силе кипения красноречивее пара; или о том, как в разгар абсолютной бури он может с потусторонней, изощренной и ледяной рассчетливостью вдруг дать детали второго плана, подчеркнуть какие-нибудь четыре такта у третьей валторны, и море вдруг станет прозрачным, и видно рыб и песок на дне). Но вы же на это не поведетесь, правда?.. в общем, до встречи в филармонии. Или в Германии.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 36
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments