dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

55 фактов об опере и балете в Германии: часть 2

(Продолжение. Первые 17 фактов здесь)

18.      Есть 5 видов выражения одобрения немецкой публикой. Аплодисменты, затем крики «браво!», затем свист, затем топот и, наконец, аплодисменты стоя. В Аугсбурге я все вместе наблюдал на балете «Времена года» (Вивальди-Гласс). Постановка была уже упомянутого бразильца Фернандо Рикардо, а за пультом стоял и на клавесине играл русский Иван Демидов.


(Вот этот момент: оркестр стоя бьет смычками на "дирижерском выходе", у края оркестровой ямы Иван Демидов, - а публика стоя неистовствует).

19.      А вот цветов немцы после спектаклей не дарят. На премьерах балета или на праздничных концертах цветы еще могут преподнести – от театра. Но на оперных премьерах и такого нет. И то: ты купил цветы, а вдруг та, ради кого ты старался, вместо трех «до» не дотянула и до одного «си»?!

20.      Если спектакль не нравится, публика может букать (кричать «Бу! Бу!» – и демонстративно уходить). То есть зритель – участник спектакля, его оценщик, а вовсе не пассивный поглощатель «высокой культуры».

21.      После премьеры и музыканты, и зрители собираются в театральном фойе, а интендант перечисляет по именам всех, кто был занят в спектакле, включая работников сцены, и каждому вручает бокал шампанского. С любым из театральных в такой вечер можно запросто познакомиться.


(Это как раз вечеринка в фойе после балетной премьеры. Жаль, что вас не было с нами!)

22.      Цены в буфете для публики и для театральных отличаются. Если бокал вина зрителю обойдется в 4 евро, то, скажем, хористу - в 3. Если, конечно, хорист не забыл дома удостоверение. А самый дешевый в театре алкоголь – бутылка пива за 1 евро - в вендерном автомате за кулисами.

23.      Меломанов среди публики много: в музыке немцы разбираются. Пригласить филармонического музыканта выступить на частном торжестве – хороший тон. А некоторые устраивают и музыкальные суаре, приглашая домой оперных певцов. Если у тебя свой дом (а в Аугсбурге он у многих), есть где «Стейнвей» разместить.

24.      Вообще, домашнее музицирование в Германии – норма, а не исключение. Друзья собираются на выходных на барбекю, а потом играют в свое удовольствие какие-нибудь квартеты. Рояль, скрипка, виолончель, гобой или фагот дома у многих.

25.      При этом система музыкального образования противоположна российской: в ней нет натаскивания на непременно профессиональную игру, сольную карьеру, успех. Как сказал русский альтист Кирилл: «В Германии в музыке идет отбор зерен из плевел, а в России всех заставляют быть зернами, которых потом перемелет жерновами».

26.      Хотя про зарплаты в Берлинской и Баварской операх ходят легенды, начинающий певец или музыкант в маленьком театре получает совсем немного: контракт может быть даже меньше 2000 евро «грязными». Это доход low middle class.

27.      Поэтому молодые певцы, музыканты, танцоры нередко снимают лишь студии или даже комнаты в WG – Wohngemeinschaft, местном варианте коммуналки, куда, правда, соседей стараются подобрать по совместным интересам. А так средняя зарплата в Баварии – 3878 евро в месяц (брутто).

28.      Снять жилье в Аугсбурге, несмотря на дороговизну (3-й город по ценам в Германии), непросто: на одну квартиру претендует в 15-20 съемщиков. А актерам, танцорам и певцам – еще тяжелее: владельцы квартир не любят сдавать жилье на короткий срок, и прекрасно знают, что в театре контракты временные.

29.      Вообще контрактная система – очень жестокая (для артиста), но очень честная (для зрителя и для театра). Если певец теряет голос, танцор – форму, оркестрант – руку, контракт не продлевают.

30.      По этой причине в октябре театральные заглядывают в свои почтовые ящики немного нервно. В октябре принимается решение, будет ли контракт продлен на следующий сезон, начинающийся в сентябре. Если нет, об этом извещают письменно. Тогда остается почти год на поиск новой работы.

31.      Особенно это важно для музыканта-иностранца. Первые 5 лет жизни в Германии у иностранцев временный вид на жительство, где строго прописано, чем человек может заниматься. Конец контракта автоматически означает конец жизни в Германии.

32.      В итоге многие музыканты находятся в постоянном поиске работы. Их жизнь состоит из череды прослушиваний, о которых они узнают либо через профессиональные журналы (их в Германии десятка два – например, Das Orchester), либо через сайты с платной подпиской – например, theapolis.de).

33.      С новой работой у музыканта как с новым жильем: на одно место может претендовать и пара десятков человек. Так что нормой является в свободный день садиться в машину или на поезд и мчаться на прослушивание в другой регион.

34.      Карьера музыканта складывается не обязательно по вертикали или горизонтали. Например, лирический тенор из театра Аугсбурга вполне может перейти хористом в берлинскую «Комише Опер». Молодец, разумно оценил свои перспективы и силы – а в деньгах, скорее всего, даже выиграл.

35.      Постоянная ротация дает возможность провинциальному театру порой заполучить молодое дарование уровня Нетребко (пока мир еще не разобрался, что это Нетребко). В Аугсбурге в этом сезоне поют фантастическое сопрано Джиун Чечилия Ли, феерическое меццо-сопрано Наталья Боева, сказочное колоратурное сопрано Алена Слоя, а дирижирует потрясающий Иван Демидов. Демидов – финалист знаменитого конкурса молодых дирижеров в Безансоне, Боева – победитель главного немецкого конкурса ARD…

(Продолжение в субботу 9 февраля)

P.S. Если вам повезло, и 15 февраля вы в Питере, имеет смысл провести вечер в Большом зале филармонии: Иван Демидов как раз дает на родине единственный концерт. Не исключено, потом всю жизнь будете вспоминать: "О, это был первый концерт Демидова в России!" - как ваши дедушки вспоминали: "О, это был первый большой концерт Тосканини!" Или: "Ну, про Фуртвенглера-то я все знал, а тут появился малыш К., как Фуртвенглер звал Караяна!" Если, конечно, у вас был американский или немецкий дедушка... Детали и билеты на Демидова - здесь
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 36
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments