dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Постскриптум к Говорухину

С Говорухиным мы записывали "Временно доступен" лет где-то десять назад. На съемке С.Г. был абсолютно предсказуем, как предсказуем человек, говорящий правильные, умеренно государственные, умеренно против шерсти вещи, - Говорухин для меня по типажу был такой нормальный геолог, с которым надо лезть в горы, а не в интеллектуальные дебри, но которому, черт подери, удалось снять один точно великий фильм. Хотя режиссер вне интеллектуальных игр обречен. И вот это противоречие делало Говорухина интересным.

Но когда съемка кончилась (или наоборот, перед, в гримерке), я сказал Говорухину не под камеру, что идеальным актерским попаданием в "Место встречи изменить нельзя" был не только Высоцкий, но и Конкин. Такой наивный, чистый, милый... "Слишком уж ми-и-илый..." - неожиданно издевательски протянул Говорухин с той однозначной интонацией, с какой изображают педерастов в анекдотах. Меня передернуло. Не из-за интонации (ну, кто невпопад хоть раз в жизни не рассказал анекдота про еврея), а из-за того, что Говорухин сдавал актера, своего, - чужому. Меня это сильно задело, раз уж только это и запомнилось, - и двухтомник, что Говорухин принес и подписал, я так и не открыл и куда-то задевал, а фильмы его я не смотрел с тех пор, как он снял "Россию, которую мы потеряли". Мне не интересны люди, которые идут вперед, глядя назад. Благость во старине и жизнь по старине - черта не просто отставших, но намеренных в своем отставании окопаться и оправдаться.

А потом, как-то и где-то, в кафешке какой-то, я сидел и смотрел в очередной раз "Глеб Жеглов и Володя Шарапов" - и до меня дошло. Говорухин - это такой популярный в России тип крепкого мужика, который за другим человеком признает право на человеческое достоинство лишь при выполнении определенных условий. Ну, например, достоин звания человека лишь патриот, или нетрус, или непидорас. Этот набор может быть разный, у всех крепких мужиков свои исключения и свои мастхэвы, - но главное то, что человеческое достоинство для них не имманентно. В их координатах право на уважение к себе как к человеку надо еще заслужить. Вот трамвайный вор Кирпич его не заслуживает, и поэтому обман по отношению к нему допустим. Кирпичу можно подбросить кошелек в карман, - и Жеглов подбрасывает.

Моя же позиция прямо противоположна. Право на достоинство принадлежит каждому о факту рождения, - это что-то типо гражданства, дающегося не за заслуги, а просто так. Что, и у Гитлера было право на уважение человеческого достоинства?! И у Чикатило?!! - Да, и у них. Поэтому их можно и нужно судить, но нельзя бить, унижать, под пытками выбивать показания. Ровно по той же причине, по какой ради высшего блага человечества нельзя кокать топориком гадкую старушонку. И на Нюрнбергском процессе гаденышей и выродков держали под охраной, но не в клетках, как сейчас держат любого в российском суде. Гражданства за преступления лишать нельзя, - это не привилегия. И достоинства лишать нельзя, - это не привилегия. Вот тут мы с Говорухиным, похоже, серьезно расходились. Причем он по этому поводу и не рефлексировал. С такими, повторяю, в поход, в горы - надежнее товарища не будет. Но такие, узнав, к примеру, что ты завсегдатай свингер-клуба или поклонник какой другой невинной практики, - могут легко, с гримасой брезгливости, разорвать все отношения. Брезгливость вообще часто показатель недалекого ума опирающегося на доставшиеся по наследству банальности.

Однако, как бы то ни было, "Место встречи..." в истории кино остается, и на почетном месте. И - отчасти потому, что вопрос, следовало ли Жеглову подкидывать Кирпичу кошелек, не получает там исключительно жегловского ответа. Есть и альтернативный ответ: ми-и-илого Шарапова. И непонятно, чей ответ убедительнее.

Бывают такие эпохи в любом виде искусства, - ветер, ураган, всех причастных стаей поднимает наверх. Такое было в советским кино несмотря на все цензуры, а прежде, например, было с русской музыкой. Петр Чайковский тоже был невеликого ума человек, но я все равно прихватываю с собой на "Пиковую" тазик, потому что начинаю рыдать в два ручья уже на второй теме в увертюре. Время такое было - для музыки. И время было такое - для кино. А сейчас вот что в музыке, что в кино, как ни машут крыльями, а не взлетают, все получается вампука, вроде хабенского "Собибора".

А Говорухину, с которым мы теперь во всех смыслах по разные стороны горы, удалось и подняться в стае, и полетать, и не затеряться. Актер он, с моей точки зрения, был куда лучший, чем режиссер. И папик из "Ассы" - его, может быть, самая убедительная роль. Папик, замочивший мальчика Бананана просто потому, что тот оказался на дороге, а по набору качеств, начиная с серьги в ухе, никакого уважения к своей жизни не заслуживал.

Другое дело, когда сравниваешь унылое государственничество, стоявшее за вышедшим в какую-нибудь Госдуру папиком, и разворот на все сто дим-киселевского типа, случившийся с мальчиком Банананом, я симпатизирую все же Говорухину.

Не Бугаеву-Африке. Хотя право за достоинство признаю и за ним.


Subscribe
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 34
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments