dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Путин-царь и теория мемов. Россия и теория гибридных государств: тексты и лекции

В это воскресенье - 19 марта - я прочитаю в питерской "Эрарте", скорее всего, последнюю публичную лекцию в этом сезоне: о теории гибридных государств (к которым относится, если верить американским ученым Стивену Левицки и Люкану Вэю, и Россия. Впрочем, практически вся западная относит РФ к "гибридам", а наша если и не относит, то потому, что о "гибридах" не знает).

"Последнюю" - потому что читать лекции в Питере так же тяжело, как и вообще заниматься в Петербурге делом. Несмотря на оптимистический текст в "Деловом Петербурге" о наличии в городе множества лекционных площадок, большей частью они - глупость, дань моде, или "бизнес по-хипстерски": ну, типа, коворкинг, барбершоп, кофе и лекции. Договариваться, в отличие от Москвы, очень тяжело. На долгий срок - вообще невозможно. Тебе могут не отвечать на десятки писем, - а могут забыть предупредить о том, что лекции поставлены в план. Но в большинстве случаев всем на все просто плевать, - пусть на твои лекции, если они все же состоялись, и приходит по сотне человек.

Так что завяжу с лекциями, возьму перерыв до мая, а там возобновлю свои экскурсии по тайным питерским дворам, - на экскурсиях я один за все в ответе.

Для тех, кто хочет прийти в "Эрарту" 19 марта - билеты (300 руб.) здесь.

Для тех, кто не может - вот, в качестве утешительного приза, кусочек предыдущей лекции (о теории мемов), инкорпорированный в мою свежую колонку на "Росбалте".

Наслаждайтесь!

ПУТИН-ЦАРЬ И ТЕОРИЯ МЕМОВ

Свежее высказывание главы Крыма Аксенова о том, что неплохо бы ввести в России монархию (он не договорил: «…и Путина в цари», но и так ясно: ведь кто, если не Путин?!) совершенно прекрасно. Оно дает возможность порассуждать, например, о природе таких заявлений. Ведь аналогичных инициатив на местах – с призывом вести страну в светлое прошлое – все больше. Отличился не только Аксенов, - но и Милонов, Мизулина, Поклонская и вообще каждый второй депутат-сенатор, не говоря уж про губернаторов. Возьмите хоть Полтавченко, воцерквляющего Петербург безо всяких указаний «сверху».

Кремль (и правительство) от таких пламенеющих глупостей часто передергивает. Правительство у нас на фоне желаний челяди – единственный европеец, тут новостей нет со времен Пушкина. Но почему так происходит? Почему у нас инициатива часто оказывается куда более дикой, мракобесной, дремучей, чем любые кремлевские потуги ничего не менять? И почему, если верить социологам, замечательный русский народ так любит именно мракобесную дикость? Почему народный русский мир отличается от мира Кремля как ад Босха отличается от сауны?

Ответ мы можем попробовать найти в социальной теории, охватившей Запад в конце ХХ и начале ХХI века – но, увы, почти неизвестной в России: теории мемов.

Впервые ее сформулировал в 1976 году в книге «Эгоистичный ген» знаменитый английский биолог-эволюционист Ричард Докинз. Он предположил, что генетическая эволюция – лишь частный случай эволюции как таковой, что могут быть и другие эволюционные варианты, с другими репликаторами. И что, возможно, носителем культурной эволюции является мем – фраза, образ, идея, мелодия, да что угодно, хоть принцип арочной архитектуры! – который сам собой подхватывается, копируется, мутирует.

Эффект этого вскользь брошенного предположения был оглушителен. Сотни ученых и специалистов, от психологов-когнитивистов до разработчиков программ «Майкрософта», кинулись описывать свое понимание мира через меметическую линзу. Среди них был и квантовый физик из Оксфорда Дэвид Дойч. В его замечательной книге «Начало бесконечности. Объяснения, которые меняют мир» меметике посвящена целая глава. В ней он, например, вводит понятие рациональных и иррациональных мемов (и те, и другие могут успешно реплицироваться – для мема, как и для гена, «успех» означает распространение, а не последствия для организма, ген или мем переносящего). Дойч проводит сравнительный анализ динамичных общества, продуцирующих рациональные мемы – и статичных, воспроизводящие иррациональные мемы.

Дойч, например, дотошно разбирает, как статичные общества блокируют рациональные мемы, мемы развития. В статичных обществах с детства, со школы, уничтожаются индвидуализирующие мемы, мемы-сравнения, и личность начинает подчиняться интересам коллектива, государства. Люди в статических обществах «испытывают гордость и стыд, формируют свои мнения и устремления, руководствуясь критерием того, насколько полно они подчиняют себя мемам общества». По этой причине, продолжает Дойч, нет оснований надеяться, что новая идея, когда ее кто-то все же бросает в массы, «будет верной или полезной. Например, когда в XIV веке в Европе равновесие статичных обществ было нарушено эпидемией бубонной чумы, новые идеи по ее предотвращению, которые распространялись лучше всего, были чрезвычайно плохими. Многие отправлялись убивать евреев или «ведьм». Многие собирались в церквях и монастырях (тем самым невольно способствуя распространению болезни, которая переносилась блохами). Возникла секта флагеллантов, члены которой посвящали жизнь самоистязаниям, надеясь доказать Богу, что его дети раскаиваются. Все эти идеи были вредны с точки зрения функциональности, ложны с точки зрения фактов и в конечном счете были подавлены властями, которые стремились вернуться к застою». (Власть, добавлю я, в Европе XIV века тоже оказалась главным европейцем).

Мысль о том, что в застойной стране обычно инициатива хуже бездействия, потому что приводит либо к бессмысленному и беспощадному закручиванию гаек, либо, наоборот, к бессмысленному и беспощадному вырыванию гаек вместе с резьбой и болтами, - очень важна. Она объясняет, почему элита (включая интеллектуальную) в конечном итоге предпочитает солидаризироваться с начальством, - и почему не обязательно ею движет надежда на вознаграждение. Правда, для интеллектуальной элиты платой за такую солидарность почти всегда является разрушение интеллекта.

По-моему, рассуждения Дойча вполне научны, поскольку обладают и объяснительной ценностью, и предсказательной силой.

Вот увидите: Аксенову где-нибудь за закрытыми дверями накостыляют за публичную вздорную болтовню, - но, держу пари, никакой монархии, то бишь производства Путина в помазанники божии, у нас не будет.
Если только какой особо рьяный поп объявит его святым, и явит миру мироточащую икону, - но и с ним поступят как с Аксеновым.

Если только народ тысячными толпами к иконе не попрет.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments