dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Патриотизм как составная часть фашизма

Я до конца недели в Финляндии, - здесь было чем заняться, а потому сотню с гаком комментариев к предыдущему посту почти не читал. Да, в общем, мог и не читать. Один глупый тролль на окладе, полдюжины дураков в порядке частной инициативы (эти за бесплатно), дюжина совращенных двумя предыдущими категориями примыкающих (примыкающих к чему угодно), - остальные вполне милы.

Но добавить к записи нужно несколько вещей.

1. Пост был действительно не про качество кофе и не про цену на него. Просто я (и не я один, лингвист Максим Кронгауз тоже, и он пишет об этом в "Самоучителе олбанского") обратил внимание, что многие уже не способны видеть в тексте суммарный смысл. То есть они не способны понимать текст, хотя способны читать слова: смысл текста для них сводится к смыслу понятных слов. Поэтому, если в тексте они встречают "рашку-говняшку", то не сомневаются, что текст написан агентом Госдепа, а если встречают "Великая Россия и Президент", то не сомневаются, что это восхваление. В силу ряда причин, я не могу этих людей научить пониманию текстов, хотя и не исключаю этого в будущем. Пока же я фиксирую рост числа новых темных.

2. (Это специально для одной дамы, надувшей губы. Возможно, очень милой дамы, но тоже темной, - впрочем, других молодых дам сейчас в России мало. Как, впрочем, и мужчин). "Водянистые Блока стишки" - это не моя оценка. Я Блока не люблю, для меня его символизм картонен, а его "да, скифы мы!" - отвратительно, как и пушкинское "клеветникам России". Но я знаю, что нелюбимого мною Блока высоко ставят многие ценимые мной, - например, Быков. "Водянистыми" же называет "стишки" Блока герой стихотворения Льва Лосева "Понимаю: ярмо, голодуха...", - этот персонаж ненавидит в России то же, что ненавижу и я:

Покаянную искренность пьяниц,
Достоевский надрыв стукачей,
эту водочку, эти грибочки,
этих девочек, эти грешки,
И под утро, заместо примочки,
водянистые Блока стишки.


Лосев был другом Бродского, он написал про него классический (в смысле, пристойный, но не выдающийся) том в ЖЗЛ, однако стихи Лосева я люблю больше стихов Бродского. Стихи Лосева - это порхающие, как перо в луче солнца, белозубые стишки (еще одна скрытая цитата из не скажу кого) университетского профессора, а стихи Бродского - это тяжесть молота, плющащего металл на наковальне. Будучи по образованию ближе к Бродскому (я закончил журфак МГУ, слабый факультет советского университетаа потому вынужден был добирать образование самоучкой), я как раз в силу биографии уважаю больше легкость академической словесной игры. Хотя и понимаю, что в конце цитирумого стишка Лосев пускает своего героя под нож. О Лосеве я здесь упоминаю только потому, что в России его не знают совершенно, - ну, может, на кого упадет его имя, как на камень серьга золотая.

3. Но самое главное, что следует прояснить (и я буду про это писать большой отдельный текст), - это мою нелюбовь к патриотизму вообще и о моей ненависти к патриотизму обязательному. В индивидуальном порядке патриотизм, как и многие другие личные пристрастия, вполне может быть безопасен, - просто я куда больше космополит, чем патриот. Я люблю Париж и Венецию, долго любил Питер, хотя он все больше напоминает облочку упавшего монгольфьера (шар никуда не летит, оставшиеся в корзине обречены на застой), но все это никому не угрожае. В то время как любой культивируемый коллективизм, - единство в любви к Родине или любви к Богу, да и вообще к чему бы то ни было, - опасны страшно. Патриотизм является непременной и обязательной частью любого фашизма - от фашизма нацистского типа до фашизма сталинского типа. Deutschland uber alles и "люби, утконося, нашу Советскую Родину" - это все вещи одного порядка. Интересы коллектива (будь то хоть интересы МГУ, где ректором наипостыднейший Садовничий, хоть интересы Петербург, где губернатором вообще пустое место) отключают в человеке индвивидуальную систему нравственных оценок и блокирует нравственные стопоры. Человек превращается в зверя не когда он один читает Евангелие, а когда идет крестным ходом с толпой и дегуманизирует тех, кто над этим ходом смеется. Толпа, банда, коллектив, собор как минимум оглупляют и как максимум расчеловечивают человека. Вот почему Запад с его идеей индвидуализма (что в религии, что в бизнесе) так прогрессивен по отношению к коллективистскому Востоку.


Губителен человеку  не сам коллектив, мы социальные животные, нам без коллективов не обойтись, - но губителен коллективизм, с его предпочтением коллективных интересов (твоей компании, твоей веры или твоей страны), в жертву которым почти всегда приносятся и личность, и профессия.

Вот почему я не просто не патриот, - но сегодня и до тех пор, пока в России будут требовать Россию любить (т.е. требовать некритично примать мерзейший crony capitalism), я - воинствующий антипатриот. И враг всех тех, кто сбивает обычно неплохих, но слабых людей в стаю.

И на этом фоне реплики типа "что ж ты, Губин, Россию хаешь, а отсюда не валишь?" не вызывают у меня даже зевка в ответ.

Я живу не об этом.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments