dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Хиджабы в школе, ур-фашизм всюду, ошибки Умберто Эко и прочее

В воскресенье в Питере в 16.30 в "Охта-Молле" (точнее, в Охта Lab - это особая, очень приятная, территория на втором этаже гигантского торгового центра) я читаю многострадальную лекцию о "вечном" фашизме, или ур-фашизме, как это называлУмберто Эко. Регистрация и билеты (350 руб.) здесь, и купить их можно только online, кэш на входе не возьмут.

Слово "фашизм" в России давно уже не значит абсолютно ничего, это пустое ругательство, а вопросы есть. Например, почему фашизм был правилом и нормой и предвоенной Европе? Почему он охватил большинство европейских стран - от Португалии до Балкан, и, кстати, можно ли считать СССР фашистской страной (не праздный вопрос)? Как не праздный вопрос - был ли фашизм в Германии? Или гитлеровский нацизм, как и сталинский коммунизм, - это нечто особое, близкое, но не равноценное фашизму? И еще очень интересный вопрос - есть ли фашизм в России сегодня, если из 14 признаков ур-фашизма, перечисляемых Эко, более или менее присутствуют 12? (Мой-то ответ отрицательный, и не потому, что я побоялся бы дать положительный, когда бы в том был уверен).

Я этими вопросами уже однажды задавался, прочтя эту лекцию в ДК Льва Лурье, после чего, к величайшему сожалению, все мои отношения с этой замечательной институцией разошлись, - хочется верить, что не в противоположных направлениях.

Ну, а если кто выбраться в "Охта-Молл" в воскресенье не сможет, вот вам в качестве утешительного приза мой последний текст, опубликованный на Росбалте. Он не о фашизме, - он о глупостях, не позволяющих видеть угрозу там, где она есть, и видеть там, где \и близко нет. И вообще, крики о "крахе мультикультурализма" и "конце толерастов" в Европе, несущиеся из страны третьего мира, самоизолировавшейся от первого мира, и забавляют, и досаждают.

БУДЬ Я ДЕВОЧКОЙ, Я НОСИЛ БЫ ХИДЖАБ ВСЕМ НАЗЛО!

Запрет девочкам-школьницам приходить в школу в мусульманских хиджабах – важная часть идеологической войны.
Знаю, сам был участником подобных боевых действий – и победил.

Сначала, правда, побеждал директор моей школы Дундуков, упертый провинциальный (дело было в Иваново на излете Брежнева) сталинист. Он запрещал мальчикам носить джинсы и длинные волосы. Не он один. Таким директорам имя тогда было легион. Утром он стоял у входа с ножницами в руках, предлагая выбор: либо стрижет он, либо мы идем в парикмахерскую.

Я был умным советским мальчиком, то есть конформистом. Вместо того, чтобы сказать: «Стригите!» (и стать криво и косо стриженой легендой сопротивления), - тащился в парикмахерскую. Дундуков своего добился. Он накрепко вбил в меня убеждение, что коммунизм – говно, и что Советский Союз – говно, и что развал СССР будет величайшим геополитическим благом. Я и теперь так считаю. Нет лучшего способа воспитать ненависть к воспитателю, чем запретить причащаться тому, что воспитуемый любит. Ребенок может любить разные вещи, западную рок-музыку или пророка Мохаммеда, ребенок весь в чужих влияниях (товарищей, родителей, западной культуры или соседа-священника), но запрещая ребенку демонстрировать свою причастность к предмету любви, можно добиться лишь одного: стойкой ненависти к запретителям.

Есть, правда, второй вариант: сломать подростка. Так ломает служба в армии, большая часть запретов и предписаний которой не имеет отношения к военному делу. Ломка и была основным содержанием послевоенной советской, а затем и российской армии: это работал механизм, воспроизводящий основы национального уклада.Впрочем, это отдельная тема...

…Так вот: если мы хотим разогреть ненависть мусульман к России , - нужно непременно вводить подобные мелкие, функционально бессмысленные и, что очень важно, несправедливые запреты. Никто же ведь не запрещает православным детям ходить в школу с нательными крестиками. Да, они нательные, но на уроке физкультуры тела видны. И если учитель физкультуры заставит крестики снять (так в армии – и это как раз разумный запрет – женатых заставляют снимать обручальные кольца: риск травматизма), то можно представить последствия. Любой глупый православный родитель сгнобит учителя за оскорбление чувств. Чувства в нашей стране могут быть лишь у православных, нет? Мусульманам чувствами разрешено обладать лишь в пределах мечети. Хотя могу вообразить, что что творится в душе у брата девочки, которой запретили носить хиджаб. И вы можете.

Следует ли из этого, что я за ношение хиджабов в школе?

Вовсе нет. Это бессмысленный вопрос: он исходит из того, что в некой единой «России» есть некая единая «школа». А это не так, как бы не оскорблялись функционеры «Единой России». Многонациональная, протянувшаяся на четверть длины экватора страна не может быть единой. То, что в татарском селе норма, в цыганском поселке анекдот, - и наоборот. Вытесать единого Буратино изо всех дерев, - мартышкин труд, превращающий человека в обезьяну. Никаких задач, кроме пропагандистских (сломать и превратить в куклу), идея типа «единой школьной формы» или «единого запрета на хиджаб» не может решить.
В каждой школе должны сами решать, что во внешнем облике допустимо, а что нет. И сторон договора должно быть не две (как у нас принято: директор + дамы из родительского комитета), а три. Школьники должны иметь свою долю голосов, - по крайней мере, с 14 лет. Тогда они будут нести ответственность за те требования, которые распространяются и на младших школьников, и на них самих.

А сегодня мнения школьников вообще никто не учитывает. Но твое участие в дискуссии, понимание механизма принятия решения, - как раз то, что может заставить выполнять ненавистное решение без любви, но и без ненависти.

Вопрос ношения хиджабов, пионерских (и обычных) галстуков, крестиков, могендовидов, кип, тюбетеек, чалмы, золотых украшений, рэперских бейсболкок набекрень, - это вопрос конкретного решения в каждой конкретной школе. В школе, где много детей-мусульман, девочки, вероятно, будут ходить в хиджабах, - но их родителям на детской вечеринке, желательно с национальными блюдами (ничто так не сближает, как кухня), неплохо бы объяснить иноверным или вообще ни во что не верящим детям и их родителям, что это за одежда и почему ее носят. А в другой школе такого вопроса даже не возникнет, потому что у нее будет репутация агностико-атеистической, и верующие родители своего ребенка туда не отдадут. Если уж и внедрять что-то разом во все школы, то настойчивую рекомендацию при наличии в классе детей других национальностей или вероисповеданий проводить национальные вечеринки. Подчеркиваю: не унылые «уроки национальной культуры» (ну что расскажет учитель об иной культуре, если к ней не принадлежит?), - а именно вечеринки, праздники. С национальными блюдами, с музыкой, с рассказами, с чем угодно, - и не обязательно в стенах школы. Школа просто должна это поощрять. Я знаю, так много где происходит, - от Франции до Англии.

И последнее. Может сложиться ощущение, что я ничего не слышал о запрете Верховного суда России носить школьницам хиджаб. Или о сходных решениях в европейских странах (раз уж я ставлю в пример России Европу, а я ее ставлю). Или о том, что Рамзан Кадыров открыто игнорирует решения Верховного суда, заявляя, что его дочери в хиджабах в школу ходили и будут ходить.

Я все это знаю, и это все мне очень не нравится. Мне не нравятся решения по запрету хиджабов где бы то ни было, кроме контроля в аэропортах. Я – столичный житель, а столицу от провинции отличает прежде всего мультикультурность и многоукладность (и вот почему Париж, Лондон, Берлин или Нью-Йорк для меня столицы мира, а Москва нет. Какая она мировая столица, если там даже Чайна-тауна нет?). Но мне не нравится и демонстративное невыполнение решений суда: это признак ухода из сложной цивилизации в примитивную.

О решении Верховного суда 2013 года я могу только сожалеть, хотя оно никак не касается ни меня, ни моих знакомых.

И то, что я здесь написал, имеет отношение не только к хиджабам, но и ко многому другому. Ненависть – худшее из воспитываемых чувств.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 38
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments