dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Конец 2016-го, итог 16 лет: третий мир вместо третьего Рима

В Питере в новогоднюю ночь ноль снега и плюс пять тепла. Это не означает тепло, это означает плохо, поскольку - темень и грязь, грязь и темень. И улыбаются в этом году продавцы и кассиры меньше, чем в прошлом. Я обратил внимание: в прошлом году меня поздравляли с наступающим, а в этом если не поздравишь ты сам, поздравлений не услышишь.

Ну, в общем, лыком в строку - вот этот текст, вышедший сегодня на Росбалте. Не знаю, кто будет читать его в новогоднюю ночь, но не российское же ТВ смотреть? Я лично буду смотреть немецкое: когда начинаешь учить язык, это полезнее.

А текст - вот.

ИТОГ ГОДА: ТРЕТИЙ МИР ВМЕСТО ТРЕТЬЕГО РИМА

Главный итог 2016 года для меня – эстетический.

Я люблю, когда выдерживается стиль, а русский стиль в культуре все более единообразен. Любимые певцы народа – Пугачева и Киркоров, любимые писатели – Донцова и Устинова.  Любимое радио – «Дорожное» и «Русское». Неважно, что Пугачева давным-давно не поет, что Донцова и Устинова давным-давно пишут один и тот же детектив, и что все популярные радиостанции крутят музыку, от которой меня тошнило еще в школе.

Происходит то, что Радзинский, рассказывая о 1920-х, называл политикой упрощения культуры, - но тогда упрощение касалось людей простых, а теперь любых. В 1920-х существовал авангард, а при Брежневе – контркультура, а сейчас никаких авангарда и контркультуры нет. Нет даже культуры интеллектуалов, - интеллектуалы на полном серьезе полагают глубокими писателями Шишкина и Водолазкина, хотя это всего лишь вышивание гладью на фоне технического языка женских романов. «Авиатор» - роман слабый, разваливающийся. Это не грех: из меня, вероятно, писатель еще хуже. Но восторженные отзывы – грех. Они означают примитивизацию вкусов. Это во Франции «Благоволительницы» Литтела получают две литпремии и расходятся тиражом в миллион, - а у нас про него не знают, и русские литпремии ни на что не влияют. У нас символом высокой культуры считается Мариинский театр с Гергиевым, хотя все, что ставит в последние годы Мариинка – это добротный и глубоко провинциальный уровень, и то если исключить Пермь, где «Травиату» ставил Уилсон. В Мариинском давным-давно нет премьер мирового уровня, и театр с его дюжиной спектаклей в день и оркестром в пяти составах превратился в супермаркет для невзыскательных потребителей, уровня где-то между «Спаром» и «Дикси», которые, к слову, по ассортименту и качеству тоже стали неотличимы. Просто театр иногда спасается импортозамещением, а супермаркетам это запрещено.

Процесс упрощения и опускания в России столь повсеместен, а культурный проигрыш СССР по многим позициям столь заметен, что его не объяснить ни мельчанием талантов, ни парадигмой нового застоя (о чем все чаще говорят).

Путинское телевидение убого не потому, что оттуда выгнали Парфенова, Шендеровича, Быкова и Бильжо, а оставшихся подвергли той процедуре, которую я не столько из стыдливости, сколько из брезгливости не решусь обозначить, - а потому, что на нем невозможно представить ни историка Анисимова, ни физиолога Жукова, ни астрофизика Попова, ни лингвиста Кронгауза, ни биолога Маркова. При Брежневе на ТВ было всего 4 канала, но один из них назывался «Российские университеты». Капица, Аверинцев и Лихачев были людьми из телевизора.

Сегодня задач просвещения, образования и, простите за пошлую фразу, повышения культурного уровня не ставит ни одно из государственных СМИ, а других массовых, кроме государственных, не осталось. И когда я читаю лекции, то знаю, что на имя Хокинга публика еще реагирует (ну да, тот самый скрюченный чувак в инвалидном кресле), но на Докинза, Ергина, Сагана, Даймонда – уже нет. Хотя это все мировые звезды, ученые и популяризаторы науки первой величины.

Это касается не только науки. Я редактировал декабрьский журнала Esquire (он сейчас в продаже), и мы опубликовали фото 10 современных городских арт-объектов. Джефф Кунс, Урс Фишер, Аниш Капур, Элмгрин и Драгсет, Энтони Гормли, Луиз Буржуа… Многих вы из этих знаменитостей знаете? Разве что Буржуа – ее привозили в Россию Эрмитаж и «Гараж». Но Эрмитаж и «Гараж» - крутейшие, противостоящие современному оболваниванию, институции, исключения из правил. А правила – вон они, за окном. Очередной князь с крестом, неотличимый от девушки с веслом. А когда в Питере хвастают, что у нас не князь, а духовность в виде Довлатова с пишмашинкой – это то же весло и та же убогость, состоящая в провинциальной убежденности, что нужно непременно что-то увековечивать в бронзе…

Но вернусь: просто засильем второсортных скульпторов, писателей, певцов и т.д. ситуацию не объяснить. Как не объяснить и «застоем». Это по аналогии с Брежневым мы нынешнее время говорим «застой». А на самом деле оно никакой не застой, то есть не фиксация в неизменном положении. Россия очень энергично перемещается на новое месте в мире: в группу стран третьего мира.

Мы – больше не страна, ведущая борьбу пьедестал почета, как это было во время противостояния США и СССР. Мы даже не страна второго мира, то есть страна отстающая, но подающая надежды – ко второму миру сегодня относится Восточная Европа, с лидером-Польшей, о которой в Европе говорят как о новом возможном лидере, третьей стране после Франции и Германии.

Третий мир – это страны декорационной демократии, персоналистских режимов, гибридных устройств. Тут мы пока занимаем строчку в самом вверху, между Турцией (где ВВП на душу населения чуть меньше нашего) и Казахстаном (который нас по этому показателю в прошлом году перегнал). Руанда и Уганда в той же группе, но пока сильно ниже.

Но ни второй, ни тем более первый мир больше не наш клуб и даже не мечта, Путин давно молчит об обещании догнать по ВВП на душу населения Португалию. В мировую экономику мы вносим меньший вклад, чем Корея; производительность труда у нас вчетверо ниже американской, и чтобы купить бигмак, россиянин должен проработать 191 минуту (датчанин – 16, немец и англичанин – 26, зато турок – 232, если он только не врач. Зарплата врача в Турции стартует, в пересчете на рубле, от 200 тысяч в месяц).

И впервые со времен Петра I мы отказались от соревнования с первым миром. Вот откуда наши маскировочные разговоры об уникальности русского пути. Какая уж тут уникальность! Посмотрите на нашу соседку и двоюродную сестру – Турцию. Там та же тоска по рухнувшей империи, та же неспособность произвести приличные сыр и колбасу, то же насаждение квадратно-гнездовым способом мечетей (при декларируемой светскости государства), та же глубоко провинциальная культура, те же отдельные проблески при отсутствии системы, - скажем, в кино. Только у нас – Звягинцев, а у них – Джейлан с Золотой пальмовой ветвью за «Зимнюю спячку». Но нобелевский лауреат Орхан Памук из Турции уехал точно так же, как из России уехал Борис Акунин.

Повторяю: упрощение, опускание, примитивизация культуры – это неизбежный процесс сопровождения страны при нисхождении в третий мир. А это значит, что у нас не тот застой, который исчезнет, когда появится новый Горбачев. Прежнего механизма нет, а новый работает по-другому.

И это означает, что для русского человека сопротивление опусканию должно принимать иные формы, чем прежде. Нельзя, например, уходить во внутреннюю эмиграцию, - в самоизоляции теперь отсутствует контркультурная подпитка.

А, например, переезд в другую страну может быть решением, даже если твоя профессия не конвертируема. Вот почему все больше уезжает журналистов, предпочитающих сменить профессию, но не участвовать в опускании. Но если человек остается, он должен понимать: сегодня нельзя просто выключить телевизор, - нужно включить что-то другое. Если воротит от НТВ, смотри Mezzo, АRTE, BBC. Не можешь взять в руки «Известия» - читай Guardian или thedailybeast.com. Интернет же позволяет, а языки нужно учить: у нас это не столько средство общения, а способ спасения. Я давно уже слушаю на завтрак и ужин BBC Radio 3, потому что не «Маяк» же. А недавно был по делам в Баварии, и там в городке Аугсбург с обнаружил не только оперный театр, но и в торговой галерее рояль Bechstein под елкой. Можете себе представить, чтобы у нас в торговом центре играли на рояле?.. Это и есть разница между первым миром и третьим.

Так что теперь слушаю по утрам «Баварское радио» и начинаю учить немецкий.

Чего и вам желаю.

Потому что это лучший финал года, к какому можно прийти в России.
Subscribe

promo dimagubin март 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →