dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Сможешь ли ты убить толстяка и Швыдкого? Снова о заложниках

На Росбалте вышел мой текст, формально посвященный шумихе, которая вдруг возникла вокруг фильма Манского о Севкорее. Я его посмотрел  в сентябре, восторга он не вызвал (все, что сообщается о Северной Корее, я и так знал), но вот реплика Швыдкого о том, что из-за Манского могут шлепнуть заложников, меня вывела из себя. Не потому, что Швыдкой лукаво изворотлив (то есть Швыдкой лукаво изворотлив, потому что он Швыдкой: у него такое лукавство державинского толка, в противовес мелкому бесу Мединского). А потому, что я не знаю, как быть, когда от твоих действий зависит судьба заложников.

В общем, вот текст.

Россияне как заложники Ким Чен Ына

В прокат вышел документальный фильм Виталия Манского про Северную Корею, называется «В лучах солнца». Фильм почти двухчасовой. Такие любят на кинофестивалях (в сентябре на «Послании к человеку» он получил 2 приза), но в кинотеатрах они шума не вызывают. А вот с фильмом Манского началась шумиха. Северная Корея заявила протест. Восемь кинотеатров в Москве фильм показывать отказалось. Те пять, что не сдрейфили, имеют толпу на входе. Про фильм пишут все газеты и сайты, включая тех, что отродясь не рецензировали документалку. А экс-министр культуры Михаил Швыдкой публично обвинил Виталия Манского в том, что режиссеру не ценны ни слезинка, ни жизнинка ребенка, - героини фильма девочки Джин-ми.

Дело в том, что с Манским повторилась история маркиза Астольфа де Кюстина, приглашенного Николаем I в Россию из Франции, дабы описать в пропагандистских целях выдающиеся успехи абсолютизма. Монархист де Кюстин, однако, пришел от России в ужас. На восстановлении Зимнего дворца после пожара, писал он, погибло столько же славянских рабов, сколько французских рабочих заработало на строительстве Версаля. И путевой очерк «Россия в 1839 году» стал классикой документального жанра, демонстрируя разницу между самодержавием и монархией. Все понимая, де Кюстин записки вел тайком, написанное прятал в подкладку шапки, - так и вывез.

Вот и Манского великий вождь Ким Чен Ын пригласил ровно с такой же целью, и спецслужбы не давали свободно ступить шагу, соорудив для съемочной группы потемкинскую (вернее, потемкЫнскую) деревню, написав идиотско-лучезарный сценарий и цензурируя отснятый материал. Но Астольф де Манский снимал якобы выключенной камерой, перегонял отснятое на тайную флэшку, которую, полагаю, в подкладке кепки вывез на свободу и смонтировал фильм, прежде чем севкорейцы очухались. Наглядный урок, что высокотехнологичная цивилизация оставляет в дураках отсталую.И не только по причине владения технологиями, контролировать которые отсталая цивилизация не умеет. Но и потому, что отсталые считают, что весь мир устроен как они, только умело маскируется. Поэтому в оценке последствий они неизменно попадают впросак. Вот Манский и сделал фильм в жанре «кино про то, как снимали кино», и получилось куда занятнее, чем если просто снять еще один злой фильм о нищей стране.

Пишу я это, впрочем, не чтобы рассказать о фильме, а чтобы подивиться реакции на него в России. Которая, казалось бы, плевать хотела на мелкую диктатуру, от которой ничего в мире не зависит, потому что у нее ничего, кроме атомной бомбы, нет, и размахивание этой бомбой составляет единственную статью экспорта. Это даже не моська, а комар против медведя, по которому полезно шлепнуть лапой, чтобы доказать самому себе, что ты все же медведь (по другим как шлепнешь, так и получишь в ответ).

Но мишка почему-то жмется к комару. Жмутся восемь кинотеатров и один бывший министр, ныне спецпредставитель президента РФ по культурному сотрудничеству. От кинопрокатчиков отмахнусь (бизнесмены – трусливый народ), но от Швыдкого не отмахнешься. Швыдкой публично заявил, что Манский, нарушив договоренности с Северной Кореей, поставил под удар всех героев фильма. Включая Джин-ми и ее родителей, с которыми теперь в Пхеньяне могут поступить так, как поступали с членами семей изменников Родины при товарище Сталине. И, типа, про нравственные постулаты Достоевского Манский забьыл. Ну, Швыдкой умеет закручивать фразы, как иная бабушка консервы на зиму, - за то его и любим. Не Мединский.

И на эту претензию невозможно закрыть глаза, - как бы Манский ни парировал, что теперь девочку в Корее носят на руках. Ну, а не носили бы? А что в Корее сделали с теми гэбэшниками, что попали в кадр кадр?

Природа Северной Кореи такова, что все герои съемок с первого дня находились в заложниках результата, который покажет режиссер Манский. Покажет Манский вранье, - им не будет ничего. Покажет правду – им секир-башка.

Вот вопрос, ради которого я и рассказываю эту историю: как быть, если в твоих руках судьба заложников? Причем заложники не только в Корее. Я тоже заложник, хотя и пятой очереди: я, к примеру, не могу высказать претензии к фильму Манского (а они есть), потому что нельзя громить человека, на которого навалился Ким Чен Ын. Да еще и Швыдкой привалился…
Вот вы бы на месте Манского как поступили, - а? Сняли бы правдивый фильм, зная, что он может убить? Дайте честный, положа руку на сердце, ответ? Раз, два, три – ну? Не даете ответа? Играете в гоголевскую, ни на один вопрос не отвечающую, Русь?

И правильно делаете.

Человек, Homo sapiens, не может давать ответы в таких ситуациях без риска расчеловечивания. В человеческой логике нет смысла у вопросов «Спасете вы из воды ребенка или нобелевского лауреата?». В когнитивной психологии и нейроэтике это известно как “trolley problem”, «проблема поезда», когда стрелочник должен выбрать, кого раздавит поезд – пяток худышек или одного жирбабая. (Проблема описана еще в 1967-м британским философом Филиппой Фут, заложившей основы виртуальной этики, - но я рекомендую книгу английского философа Дэвида Эдмондза Would You Kill the Fat Man, «Убьете ли вы толстяка?»).

И в этом, собственно, действенность института заложников для тех, кто заложников берет. Поезд едет, и кто-то погибнет (в случае Манского – либо потенциальный зритель и достоинство Манского-режиссера, либо участник съемок), и ты в любом случае будешь виноват. И ответ «В таких случаях не нужно принимать приглашение ехать на съемки в Пхеньян» тоже не ответ, если твоя профессия – ехать и снимать.

В любом случае, если вы с этой проблемой сталкивались, имеет смысл фильм Манского посмотреть. Помимо Москвы, он идет в 4 кинотеатрах в Питере, а торренты доступны всюду, пусть лично Манский и противник свободы скачивания фильмов в интернете.

Идите и смотрите. Я не Швыдкой, грозить слезой ребенка не буду.
Я в социальных сетях:
ВКонтакте - https://vk.com/dimagubin777
Фейсбук — https://www.facebook.com/tp.gubin
Инстаграм — https://www.instagram.com/dimagubin
Твиттер — https://twitter.com/gubindima
Youtube https://youtu.be/BJ2ROaagRpc

Мои электронные книги:
- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Под чертой (сборник)
- Русский рулет, или Книга малых форм. Игры в парадигмы (сборник)
- Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой

Мои бумажные книги:
- Интервью как "Вишневый сад"
- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Налог на Родину

Мои аудиолекции:
- Смерть худлита и второе рождение non-fiction: что читать, зачем читать, где брать
- Издатели non-fiction: главные игроки и примкнувшие к ним шулеры
Tags: trolley problem, Ким Чен Ын, Манский, Пхеньян, Северная Корея, Швыдкой, заложники, фильм
Subscribe

promo dimagubin март 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments