dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

...И еще раз о последнем докфильме Манского про Северную Корею

Я поклонник Виталия Манского  с тех пор, как посмотрел его "Девственность" - о том, как три дурочки едут в Москву продавать то немногое, что им кажется ценностью. Это был документальный фильм, но я не понимал, как он был снят. Меня восхищают вещи, технология производства которых мне непонятна. Потом я встретил людей, которые рассказывали о технологии Манского (некоторые называли ее запрещенной, и горячо убеждали меня, что Манский снял не documentary, а mocumentary, т.е. подделку под документалку), а еще я встретил на каких-то съемках одну из тех дурочек, - Барби. Она оказалась очень цепкой девочкой, то есть не такой уж и дурочкой.

Но все это не изменило моего отношения к Манскому. Даже осуждение им пиратства. Хотя для режиссера-документалиста в сегодняшней России осуждать поклонников, называя их пиратами, довольно странно: где и как еще посмотреть Манского, если не качать торренты? А что до убытков продюсеров - мне, например, глубоко плевать на убытки продюсеров. Точно так, как плевать на убытки Николая I при продюсировании Пушкина.

Это я к тому, что последняя лента Манского про Северную Корею вовсе не так восхитила меня, как "Девственность". Можно даже сказать, не восхитила. Все показанное было предсказуемо. И на оправдания, что он был поставлен в рамки, и за каждым его плечом на съемках торчал человек в сером, он и так сделал невозможное, сделал этих людей в сером героями, - так вот, на эти оправдания мне так же плевать, как и на убытки продюсеров.

Я своим расстройством, опять же, со многими поделился. И не все согласились со мной. Например, Андрюша Архангельский, великий человек из почти погасшего "Огонька", сказал мне, что это фильм не о буднях диктатуры, а о главной слабости любой диктатуры, которая состоит в том, что...

В общем, на эту тему я сделал для Ъ-FM подкаст. Архангельского вполне можно считать соавтором.

* * *
<В Петербурге в выходные завершился 26-й международный кинофестиваль «Послание к человеку». Это один из самых знаменитых фестивалей документального кино, анимации, короткометражных и экспериментальных лент. Гран-при получила документальная франко-сербская картина «Глубина два» о событиях 1999 года в Югославии. И сразу два приза – кинокритиков FIPRESSI и приз прессы – у картины российского режиссера Виталия Манского «В лучах солнца». С подробностями Дмитрий Губин>

Докуменальная лента Виталия Манского – это продукт совместных усилий нескольких стран: Чехии, России, Германии, Латвии и Северной Кореи. Причем вклад Северной Кореи – самый весомый. Именно эта маленькая страна, находящаяся во враждебном окружении, но окрыленная идеями чучхе, открыла двери съемочной группе, чтобы показать миру жизнь простой корейской семьи: мама, папа и дочка-школьница по имени Джин-ми. Для съемок простой жизни была предоставлена наилучшая в Пхеньяне школа, наилучшие с идеологической точки зрения учителя и наилучшие приходящие в школу генералы-ветераны, увешанные орденами вплоть до таких мест, что Леонид Ильич Брежнев мог бы уже смутиться.

Северная Корея пошла даже то, что вряд ли могло бы прийти в голову странам из враждебного окружения. Папа-журналист в процессе съемок был превращен в инженера-наладчика на швейной фабрике, а мама из работницы кафетерия переквалифирована в рабочую фабрики по производству соевого молока. За магией этих превращений, как и за точностью произнесения всех спонтанных реплик, строго следили кураторы в сером, периодически появляющиеся в кадре. В итоге получилась картина особого жанра: фильм о съемках фильма. Вот мы посмотрели, как в квартире с немного казенной обстановкой мама-папа-дочка ужинают полезным для здоровья национальным продуктом, капустой кимчи, поверили и порадовались за них – и вдруг чуть не из-под кровати вылезает человек в сером и говорит, что радости в голосе маловато, а потому-то дубль два, а затем дубль три и так далее.

Собственно, все это про Северную Корею мы знали и без Виталия Манского и без людей в сером. Но снимая фильм о том, как в Северной Корее иностранцев заставляют снимать фильм о Северной Корее, Манский сделал фильм о главной слабости любой диктатуры. Рассказывая о себе самой, диктатура вынужденно прибегает к имитации, к потемкинской деревне, причем имитация ей удается скверно: вранье все равно всем заметно. И это, пожалуй, следует помнить не только севернокорейским пропагандистам.

Вопрос же о том, почему автократии, презираемые всем миром, не могут в ответ так же открыто презирать весь мир, сняв, например, правдивый фильм о своей жизни, и высокомерно наплевав на реакцию так называемого прогрессивного человечества, - это большая загадка.

Если бы Манский ее разгадал, то картина «В лучах солнца», пожалуй, получила бы Гран-при.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments