dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Школьные стандарты, ЕГЭ и нестандартное будущее

Сегодняшний под каст на Ъ-FM, и звук, соответственно, вот здесь.
* * *
Из событий последних дней для школьных выпускников и их родителей главным является единый госэкзамен. Новость о любой технической погрешности, типа нехватки бланков, воспринимается как новость о нехватке баллов. Страсти кипят, потому что результат ЕГЭ кажется самым непосредственным образом связанным с будущим.

Между тем с будущим связан не ЕГЭ, который худо-бедно, но оценивает соответствие ученика образовательной системе, а само состояние этой системы. Она так жестко повязана образовательными стандартами, что совершенно непонятно, как из нее может выйти человек завтрашнего дня, в котором стандарты явно будут иными.

Возьму пример, близкий мне – литература. Нынешних школьников учат разбираться в конфликте отцов и детей ХIХ века и понимать литературные приемы Тургенева, в то время как в ХХI веке литература потеряла вообще все влияние и на отцов, и на детей. Литература как вид искусства недурно обслуживала индустриальную эпоху, но в постиндустриальную знание Толстого и Тургенева значит не больше, чем знание Пелевина и Прилепина. Литература из национального хребта превратилась в частную опцию. А если вы с этим не согласны, то подсчитайте, сколько книг из разряда fiction вы читаете в год и, самое главное, какая из них производила на вас впечатление, сопоставимое с влиянием Толстого на современников.

Возможно, литературу теперь следует отнести к курсу истории, и убрать из ее изучения всю дикость школьного литературоведения, связанную с «образом Базарова» или «образом Онегина» - все равно в университете это потребуют забыть, а не поступившие забудут и так. Возможно, следует преподавать вместо литературы non-fiction. А возможно, следует литературу заменить словесностью, потому что даже начитанный русский человек не знает ни логики, ни риторики и совершенно не умеет отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

Я не знаю, какие формы должна принимать школа будущего, потому что ответ на это ищут в школах экспериментальных, которые в России невозможны из-за школьных стандартов. И это меня пугает больше, чем вопросники ЕГЭ. Противоречие между новаторством и стандартом не только наша проблема. Но когда с ней столкнулись, например, в Армении, там изменили закон: и новаторы, типа школы «Айб», где школьники скатывают с верхних этажей на нижние по трубам, получили законное право на эксперимент.

В этом смысле России следовало бы учиться и учиться.

Я в социальных сетях:

ВКонтакте - https://vk.com/dimagubin777
Фейсбук — https://www.facebook.com/tp.gubin
Инстаграм — https://www.instagram.com/dimagubin
Твиттер — https://twitter.com/gubindima

Мои электронные книги:

- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Под чертой (сборник)
- Русский рулет, или Книга малых форм. Игры в парадигмы (сборник)
- Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой

Мои бумажные книги:

- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Налог на Родину
Tags: non-fiction, ЕГЭ, будущее, литература, словесность, эксперимент, экспериментальная школа
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments