dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Очеловечивание котиков. Почему так легко (но так плохо) быть по-сетевому добрым

Вот текст, пару дней назад опубликованный на Росбалте (там же и ссылки на сами слезоточивые истории).

ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ КОТИКОВ

Весь рунет пишет письма мальчику Степе С. 11-ти лет, которого травили одноклассники по причине лоховства в социальных сетях. Ведь он (со слов Степиной мамы) постил ВКонтакте детсадовских динозавриков, за что лайков получал ноль. А еще весь рунет умиляется видео 4-летней девочки N., которая грозит после ссоры отцу уехать в Африку, где дети голодают, и там вместе с ними в знак протеста от голода умереть.

Теперь лайки Степе ставят президенты и астронавты (что, однокласснички, выкусили?!). Историю мальчика обсуждает Иван Ургант и Павел Лобков (а историю девочки – «Комсомольская правда»).
Состояние, которые люди при этом испытывают, определяется словом «милота»: в самом деле, мы что, звери?! Мы – люди, мы испытываем эмпатию, сочувствие, сострадание к собрату и сосестричке из сапиенсов. Это мы только кажемся сухими и черствыми, испытывающими умиление разве что к запощенным котикам. Не только котик – друг человека! Homo homini amicus est!

Я, похоже, редкий Homo sapiens, который не испытывает, глядя на бум сочувствия, умиления. По простой причине. Эмпатия свойственна не только человеку, но и тьме живых существ, от мышей до высших приматов. Взаимный альтруизм свойствен и дрожжевым бактериям – вон, Лобков по образованию биолог, он не даст соврать. А отличие человека же от животного, прежде всего, в культуре, то есть в возможности сохранять и передавать опыт (и не только свой) неполовым путем.

Я сочувствую Степе не столько потому, что его травят одноклассники (меня, случалось, тоже травили), а потому, что за него публично вступилась мама (моя, по счастью, про травлю не ведала, а если ведала, то не вмешивалась). Теперь его отношения с одноклассниками могут затянуться совсем тугим узлом. Что касается 4-летней прелестной малышки – то она великолепно манипулирует отцом, добиваясь своего, и он еще хлебнет с ней горя просто потому, что ни фига не знает психологии детей, которые часто не прелестники, а маленькие жестокие гадины (если им потакать). И они быстро растут, кстати.

Обе истории задевают меня просто как иллюстрации: вступив в информационную эпоху, мы ведем себя в ей, как дети индустриальной поры, как деревенщина в городе, которую разводят сразу по прибытии на вокзал.

Жить в индустриальной эпохе мы умеем. Индустриализм – это города, большая плотность, множество социальных связей, огромный ранний опыт не только ласки родни (когда она есть), но и нелюбви, жестокости, предательств. Но благодаря этому опыту обид, разочарований, обманов мы создаем демпферную прослойку, не позволяющую реальности нас убивать. Взрослея и разочаровываясь, мы создаем социальный иммунинет – подобно тому, как детское тельце, сталкиваясь с биллионами бактерий, вырабатывает природный иммунитет (и биолог Лобков опять же это подтвердит).

Городские мальчик и девочка годам к 16, если не раньше ,– уже взрослые, опытные, осторожные, с трудом ведущиеся на разводки («украли деньги и паспорт! Помогите на операцию!») мужчины и женщины. Они не черствы, в них (в нас) не убито ничто человеческое (а точнее, животное, если говорить о сочувствии). Но сложная городская культура снабжает нас серьезным щитом – подобно тому, как наш мозг защищен от инфекции мощнейшим гематоэнцефалическим барьером (поэтому у нас не бывает простуды мозжечка и насморка зоны Брока).

А информационная среда – вещь для нас новая, мы в ней лохи-лохами, мы бездумно кликаем в лайк или в ретвит, едва глянув чужую слезную мольбу о помощи, о сборе денег на операцию, о поиске пропавшего ребенка, о защите травимого мальчика, о поддержке такой забавной девочки.
Я сам так тыкал, пока к стыду не убеждался, что тыкал не в кнопку помощи, а в центр эгоистического самоудовлетворения: ах, вот такой я добрый и чуткий! А потом выяснялось, что деньги на операцию клянчит мама-идиотка, у которой нет даже истории болезни ребенка. Что поиск пропавшего – это ветхий «баян», на который из-за меня повелось еще сколько-то людей. И я – и мы – повторяю, скорее тешим себя, чем помогаем другим. И в тех случаях, когда не просто лайкаем, а переводим реальные деньги, - тоже.

Алгоритм поведения в новой цивилизации должен быть другим. У меня он состоит из двух частей.
Часть первая: сочувствуй, но не помогай, не продвигай, не рекомендуй, не ретвить то, в чем не уверен. Даже если это берет тебя за живое. Просто принимай к сведению. Иначе вляпаешься в историю не просто с мальчиком, а с «распятым мальчиком», как в нее вляпалась некогда очень сильная (мы работали вместе, я знаю) журналистка Ираида Зейналова. Мальчик Степа сегодня в своей школе сверхзвезда, но потом волна отхлынет (все факиры в интернете ровно на час, это нужно усвоить), не решив ни одну из его реальных проблем, и как ему жить дальше? Без нас, таких сердобольных, таких короткопамятных, которые найдут уже другую усладу страдающего сердца, а Степину страницу вычистят вместе с мусором из кэша?

Часть вторая: выдели в личном бюджете ежемесячную сумму (фиксированную либо процент) на персональную помощь тем или тому, в чем ты уверен и помощь чему ты считаешь важным. Общество будущего – это общество децентрализованное, как Uber-такси, с минимальной ролью государства и прочих вертикалей власти, но с очень большой ролью помощи p2p («peer to peer», «от равного равному»). Тогда кто-то будет помогать хостелу, а кто-то – костелу, а кто-то старой бабушке, а кто-то бедной девушке.

По себе знаю, что это намного труднее. Зато намного приятнее, потому что видишь результат.
А вот всех прочих случаях я предпочту умиляться очередному запощенному котику – для людей от умиления котиками меньше вреда.

Бедный Степа!


Я в социальных сетях:

ВКонтакте - https://vk.com/dimagubin777
Фейсбук — https://www.facebook.com/tp.gubin
Инстаграм — https://www.instagram.com/dimagubin
Твиттер — https://twitter.com/gubindima

Мои электронные книги:

- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Под чертой (сборник)
- Русский рулет, или Книга малых форм. Игры в парадигмы (сборник)
- Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой

Мои бумажные книги:

- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Налог на Родину
Tags: Котики, альтруизм, благотворительность, постиндустриальный, сети
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments