dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

А есть сегодня регресс по сравнению с СССР? А то!

Совсем забыл: текст, выложенный ниже, был пару недель назад опубликован на Росбалте, хотя под чуть иным заголовком. Программа с Есиповым (он на снимке: хватается за сердце, демонстрируя, как его хватают за горло) уже в эфире "Совсекра": в пятницу 26 февраля, например, будет повтор в 15.05.
Больше преуведомлений нет; наслаждайтесь.

ПОЧТА, СОЮЗПЕЧАТЬ, ТИРАЖИ: В ЧЕМ РОССИЯ ХУЖЕ СССР

За пару дней до «ночи длинных ковшей» (когда в Москве экскаваторами снесли ларьки у метро) на канале «Совершенно секретно» я записывал программу с бывшим главредом журнала GEO Владимиром Есиповым.
«Бывшим» - потому что GEO в России больше не издается. В январе был последний номер. Детское приложение «GEOлененок» похоронили по-скифски, в одной могиле, а сайт в коме: не обновляется.
Причина – непродленная лицензия на выпуск GEO в России. А причина непродления – изменения в законе: с 2016 года иностранцы в России могут иметь максимум одну пятую в собственности СМИ. Для рынка журнального «глянца», где иностранцы преобладали, это было землетрясением, от которого пейзаж пошел трещинами – вот в трещину лицензия и провалилась.
Не буду врать, что русский GEO был безумно прибылен. И Есипов не скрывал: GEO работал в так называемый «черный ноль», то есть давал крохотную прибыль, что отделяло его от зоны «красного ноля» с маленьким, но убытком. Поэтому журнал был, по российским понятиям, успешен. Вы же про GEO слышали, правда? – ну, и отлично.
Другое дело, что вы, скорее всего, не знаете кухни российского глянца, нередко трепыхающегося у красно-черного ноля. А там основной способ выживания – прогиб под рекламодателя.Спонсорские полосы, «информационная поддержка» (скрытая реклама, запрещенная законом), личные отношения. В самых диких случаях – откаты и джинса. Но поверьте мне, бывшему главреду двух журналов: «рынок рекламодателя» у нас - это почти весь журнальный рынок. Это значит, что рекламодатель правит бал, кривит губы, давит на редакцию.
А читатель, чувствуя это, тоже кривит губы. Или бросает сквозь зубы: «Время бумаги кончилось, теперь все в интернете, журналам пора умереть».
Отчасти он прав: медиа оцифровываются, уходят в интернет. Вон, только что испустило дух бумажное тело журнала Penthouse: прелестниц в бикини сподручнее рассматривать в интернете, там и без бикини полно.
Однако в России, помимо давления интернета, бумажные СМИ постоянно получают под дых как минимум еще два удара, и оба – от государства.
Первый – от госпочты, которой в России попросту нет.
В Советском Союзе, если сравнивать, почта была, но работала плохо. И журналист «Литературной газеты» Анатолий Рубинов устраивал операции типа «меченые атомы»: отправлял коллегам в разные города, и просил коллег из разных городов отправлять друг другу письма. А затем сравнивал сроки доставки с нормативными. Картина была грустной, сроки часто нарушались – никакого сравнения с британской королевской почтой 1 класса, которая гарантирует письму доставку в любую точку Великобритании на следующий день. Но все же советская почта работала. «Московскую правду» почтальон приносил подписчику утром, «Вечернюю Москву» – вечером. Миллионные тиражи перестроечных «Огонька», «Нового мира», «Московских новостей» обеспечивались почтовой подпиской. Это не сильно изменилось в других странах с приходом интернета: в Германии 90% тиража того же GEO – это подписка.
Но в России сегодня почты нет. Есть странная госконтора, где торгуют иконками и конвертами. Ни один разумный человек почте России письмо не доверит, потому что неизвестно, когда придет. У меня дважды участвовал в судах, и один раз повестка по почте пришла с опозданием на неделю, другой раз – не пришла вовсе. У российских журналов доставка почтой по подписке составляет 0% тиража. Когда главред Есипов подписал собственную маму на собственный журнал, журнал ей доставляли с опозданием в 3 недели. В Германии GEO приходит в день выхода из типографии. Вот почему в Германии – рынок покупателя, а не рекламодателя.
Почта России – это госучреждение. Можно считать ее символом современного российского государства, можно исключением, но по качеству работы почта откатилась в Киевскую Русь до татарского набега. Ибо татары уже соорудили в России систему почтовых ямов (станций, отсюда Тверские-Ямские улицы в Москве), поражавшую иностранцев скоростью и точностью работы. В смысле почты мы не с колен поднялись – это мы на брюхо рухнули.
Второе, от чего терпят российские газеты и журналы – от развала «Союзпечати», торговли в уличных киосках, по который длинными ковшами государство только что нанесло очередной удар. Вы много знаете станций метро, у которых в Москве или Петербурге есть киоски-ларьки с газетами? Я – пару штук. На моих привычных рабочих маршрутах таких нет ни одного. В Петербурге киоски – в том числе «высокохудожественно», то есть с «зигогулинами» под старину выполненные, – уничтожила Валентина Матвиенко, чьи представления о прекрасном, сделавшие бы честь двум Жмеринкам и одной Одессе, от вида киосков страдали. В Москве ларьки у метро массово грохнул Лужков, который объяснял это борьбой с терроризмом. В итоге на всю Тверскую, от Белорусского вокзала до Кремля, я знаю 2 (два) ларька с газетами. Если их, конечно, тоже уже не снесли. Внутри метро ставили какое-то время вендерные автоматы (был такой на «Маяковской»), но в щелочку автомата журнал не пролезал, это раз. А два – автоматы тоже недавно демонтировали. На улице Москвы или Питера газету-журнал теперь трудно купить. В отличие от Берлина, Лондона или Нью-Йорка.
Единственное место, где «бумага» еще продается – это сетевые супермаркеты. Но наивному россиянину будет полезно знать, что журналам это приносит убыток, поскольку за присутствие на полках приходится платить. Это не бизнес, это имиджевый (для рекламодателя) проект. Потому что рекламодатель – это главный читатель. Со всеми отсюда вытекающими.
Так и получается, что главным врагом даже самых далеких от политики изданий является государство. С точки зрения цензуры прессе в России сегодня жить легче, а с точки зрения технологии распространения – хуже, чем в СССР. Это знает любой главред.
Но вслух он об этом говорит, когда становится бывшим.





Я в социальных сетях:

ВКонтакте - https://vk.com/dimagubin777
Фейсбук — https://www.facebook.com/tp.gubin
Инстаграм — https://www.instagram.com/dimagubin
Твиттер — https://twitter.com/gubindima

Мои электронные книги:

- Под чертой (сборник)
- Русский рулет, или Книга малых форм. Игры в парадигмы (сборник)
- Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой

Мои бумажные книги:

- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Налог на Родину
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments