dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

В ПОМОЩЬ ПРАВОСЛАВНОМУ АКТИВИСТУ: 5 МЕСТ, ГДЕ В ПЕТЕРБУРГЕ ЕЩЕ ОСТАЛИСЬ МЕФИСТОФЕЛИ

Для проекта росбалтовского проекта "Авангард" (посвященного жизни современного Питера) я только что сделал мини-путеводитель по главным городским демоническим местам. Шевелящее копыто у расстрелиевской лошади под Петром, призрак императора Павла и призрак старухи-графини не брал: это местное потусторонее, а мне требовалось интернациональное.
На сайте есть не только картинки, но и музыкальные файлы, так что рекомендую.
Но поскольку упоминание пары бесов (мелкого и покрупнее, то бишь Милонова и Суркова), из публикации выпали, то восстанавливаю оригинал.

5 МЕФИСТОФЕЛЬСКИХ МЕСТ ПЕТЕРБУРГА ОТ ДМИТРИЯ ГУБИНА

После уничтожения горельефа Мефистофеля на фасаде доме на Лахтинской, 24 интерес к изображениям дьявола (и его приспешников) в Петербурге возрос. Не сказать, что изображений много (в Петербурге нет готических соборов, традиционно облепленных химерами и горгульями). Зато имеющиеся имеются в самых знаменитых петербургских местах.

1.РУССКИЙ МУЗЕЙ

Инженерная ул., 4
Пнд, ср, пт, сб, вскр с 10.00 до 18.00; чтв с 13.00 до 21.00
http://www.rusmuseum.ru/

Русский Мефистофель №1 сегодня находится именно здесь. Изваянный в мраморе великим Марком Антокольским князь тьмы ироничен, умен, и, похоже, замышляет очередную кознь. Эдакий Владислав Сурков, когда бы кремлевский демон был соблазнителен еще лицом и фигурой. Голый дьявол сидит, нога за ногу, упершись козлиной бородкой в скрещенные ладони, и на диво выразителен. Компанию в зале ему составляют Христос, летописец Нестор и философ Спиноза. По стенам – картины Василия Поленова, включая «Христа и грешницу». Не зайти в этот зал, придя в музей, - преступление против человечества.
От Антокольского следует отправиться в зал Врубеля, чтобы насладиться майоликовой головой Демона, а также летящим Демоном, романтизированным до такой степени, что как-то забываешь, что этот ангел – падший. Оторвавшись от вида того, кто приходил по ночам в синеве ледника от Тамары, парой крыл намечал, где гудеть, где кончаться кошмару (тема Лермонтова, вариация Пастернака), можно вступить в интеллектуальный разговор со служительницей музея. Например, об уничтоженном Врубелем «Демоне» киевского периода. Или о том, что Демон Врубеля – не столько мужчина, сколько андрогин. Ну, а если вы боитесь вызвать из политической  тьмы дух мелкого беса Милонова, можете вернуться к Мефистофелю и скромно заметить, что в запасниках Русского музея этих Мефистофелей еще с полдюжины: на рисунках Замирайло, Добужинского, Маковского и Бенуа.
Уважение гарантировано.


2.МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Театральная пл., 1 (старая сцена), пр. Декабристов 34 (новая сцена)
http://www.mariinsky.ru/
Музыкальное сопровождение:
http://www.piter.fm/artist/%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D1%88%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%B8%D0%BD/song_720750

Прадедом трагически павшего на Лахтинской Мефистофеля следует считать немца Гёте с его «Фаустом», дедом – француза Гуно с оперой «Фауст», ну, а крестным отцом – разумеется, русского баса Шаляпина, спевшего (и сыгравшего) Мефистофеля так, что публика очередной раз перепутала актера с образом и влюбилась в обоих. С шаляпинского Мефистофеля начинается победное шествие демонических изображений по России: певец предложил столь соблазнительное визуальное воплощение, что трудно было устоять.
Впервые «Фауст» прозвучал на сцене Мариинки в 1869-м, а Шаляпин дебютировал в этой опере 1895-м, что сдетонировало с лунной, ночной, потусторонней эстетикой Серебряного Века.
Ближайшая дата, когда в Мариинском дают «Фауста» - 6 октября 2015 года. Петь Мефистофеля будет демонический кудреглавый красавец Михаил Петренко, - а наслаждаться фэшн-показом потусторонней моды («При шпаге я, и шляпа с пером, и денег много, и плащ мой драгоценен») придется на языке оригинала, т.е. на французском: «L'épée au côté, la plume au chapeau, L'escarcelle pleine, un riche manteau». Но Шаляпин пел Мефистофеля в Мариинском тоже по-французски.
Кто не купит билетов, пусть утешается тем, что «Фауст» 6 октября будет идти в новом, похожем на торговый центр здании. Тогда, особенно если ночь будет мрачной, с штрихующими луну облаками, следует приехать в Коломну и, глядя на здание старого театра со стороны Крюкова канала, включить в смартфоне Шаляпина. И вздрогнуть от ужаса, услышав знаменитое: «Et Satan conduit le bal! Conduit le bal!» - «Сатана там пр-р-равит бал! Там пр-р-равит бал!»


3.Музей-квартира Исаака Бродского

Инженерная ул., 4
Ср-вскр с 12.00 до 19.00
http://nimrah.ru/musbrod/

В минуте ходьбы от Русского музея находится эта невероятно уютная, набитая сверху донизу картинами (своими и чужими) квартира парадного советского портретиста Исаака Бродского. Господи, да кто из живших в СССР не знал Бродского? Канонический Ленин в Смольном (кресла в белых чехлах). Канонический Ленин на фоне Смольного (руки в карманы, под ногами желтая листва). В каждом детском саду, в каждой школе были эти полотна.
Квартира-музей должна была стать камушком во фреске великой Ленинианы. Но сегодня очевидно, что иллюстрируют она другую историю: о том, что происходит с талантом, поддавшимся искушению дьявола власти.Историю о том, как Бродский, действительно талант, хотя и без четкого лица, метавшийся между Левитаном и постимпрессионизмом, начинает власти угождать. И если первые его портреты Сталина (а также Ленина, Зиновьева, Троцкого) потрясающе выразительны, то последние - увы… Зато – барская квартира в центре Ленинграда, Ворошилов в друзьях, поставленное на потом копирование во всех худмастерских.
Нас, впрочем, в квартире Бродского интересует не процесс лакировки дьявола под ангела (этим в России не удивить), а одно-единственное полотно: потрясающий портрет Шаляпина в огненно-красном костюме Мефистофеля. Писал его, правда, не Бродской, а Александр Головин (согласно легенде, в один присест, за один ночной сеанс. Согласно другой легенде, Шаляпину портрет не понравился, отчего он остался у Головина, а затем перешел Бродскому). Портрет настолько хорош, что забываешь, что перед нами Шаляпин: демон, чисто демон!
Собственно, главным делом жизни Бродского оказалась не череда портретов советских вождей, а вот эта квартира-музей с ее любовно собранной коллекцией, имеющей отношение к искусству, а не к советской власти. И это важный урок всем, кто склонен дьяволу власти кланяться.


4.Музей-квартира Шаляпина

Ул. Графтио, 2-Б
Чтв-вскр 12.00–19.00, ср 13.00–21.00
www.theatremuseum.ru/ru/brn_shl.html
Музыкальное сопровождение: https://music.yandex.ru/album/847704/track/8114567 («Фауст» на русском); http://mus4.me/music/%D0%91%D0%BE%D0%B9%D1%82%D0%BE («Мефистофель»);
www.russian-records.com/details.php?image_id=31011&l=russian («Роберт-дьявол»)

Как и всем питерским музеям, находящимся в стороне от Невского, квартире Шаляпина не повезло с наплывом посетителей. Зато посетителю повезло с тем, что не встретит толпу. От того – ощущение, что зашел к Шаляпину в гости, но тот на минуточку вышел.
И вот уж чего-чего, но Шаляпиных-Мефистофелей в квартире на Петроградской (впрочем, Шаляпину принадлежал весь дом: певец вкладывался в недвижимость, диверсифицируя риски, но риска революции не предусмотрел) здесь хватает. На афишах, на рисунках, на снимках.
Но присмотритесь внимательней: великий бас был, как говорится, «3 в 1» и пел целых трех Мефистофелей!
Наиболее известного – из оперы «Фауст» Шарля Гуно (граммофонные записи сохранились до наших дней, причем и на русском, и французском языках).
Во-вторых, Мефистофеля из куда менее известной одноименной оперы Арриго Бойто (либретто тоже по гетевскому «Фаусту»).
В-третьих, духа зла Бертрама из оперы «Роберт-дьявол» Джакомо Мейербера.
То есть Шаляпин вжился в образ князя тьмы и умел, что называется, нюансировать. И сегодня тень певцы подымается из гроба, чтобы защитить от потенциального погрома и квартиру на Графтио, и квартиру на площади Искусств, и Мариинский театр: пока что русские патриоты и православные идиоты плевать в Шаляпина не смеют.

5.Дом Лидваля

Каменноостровский просп., 1-3

Почти все дьяволы, демоны и прочие рогатые и крылатые появились в Петербурге в короткий период между 1885 и 1914 годами: эпохи модерна, art nouveau. Декаданс, мистицизм, столоверчение, вызов духов, общение с Вельзевулом (обычно оказывавшееся общением с устроителем спиритического сеанса) – все это во многом было реакцией на слоновью тупую неуклюжесть самодержавия и ставшую частью туши официальное православие.
Мефистофель на фронтоне дома архитектора Александра Лишневского был, пожалуй, самым крупным горельефом потустороннего существа. Но по мелочам остается немало. Обратите внимание на маскароны (скульптурные анфасные изображения голов) сатиров, демонов и прочего еще на одном доме Лишневского на Апраксином пер., 4; на доходном доме Эйлерса на Рентгена, 4;  на доме архитектора Гершовича на ул. Чайковского, 61. Или вглядитесь в неглубокую подкрышную арку доходного дома Залшупина на Маяковского, 52: там притулился голый то ли ангел, то ли демон, которому время то ли отбило, то ли пририсовало крылья. Это вообще очень тревожный дом, составленный из корпусов с не совпадающими по высоте этажами (квартиры в одном корпусе – только с четными, а в другом – только с нечетными номерами).
Но если вы хотите в полной мере ощутить мистицизм, мелкую хвойную дрожь северного модерна, идти, конечно, следует в курдонер знаменитого дома архитектора Федора Лидваля на Каменноостровском, 1-3. Мухоморы. Совы. Ночные ирисы и лилии. Пауки, сплетшие чугунные балконные ограждения. Шведский извод Васнецова и Билибина. В квартире на втором этаже правого корпуса (на ней сейчас объявление о продаже) в одной из комнат на плафоне потолка  - резвящиеся рыбы с острыми, как у дьявола, ушами. На излете СССР здесь в коммуналке жила семья надзирательницы из «Крестов», и маленький ребенок кричал ночью от страха.
Еще бы: сатана там пр-р-равит бал! Там пр-р-равит бал…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments