dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Bсе-таки посмотрел "Левиафана": давайте сверим впечатления

Андрей Звягинцев сейчас в Америке, мы успели перед его отлетом переговорить, но я не успел записать с ним большое интервью. Впрочем, он вернется в середине марте. А "Левиафана", пока автор летел в Новый Свет, я посмотрел: в нелегальной копии, т.е. в той, которую всем публично рекомендовал сам Звягинцев, потому что там оригинальный саунтрек, с матом, а не мединский большеэкранный саундрек, оскопленный. И я солидарен со Звягинцевым, что без мата в некоторых сценах меняется тональность.
Поскольку вы фильм, скорее всего, тоже посмотрели, давайте сверим впечатления, хотя бы тезисно (о том, чтостоит за вакханалией вокруг фильма, я написал для "Росбалта", и мне передали, что этот текст дико-де понравился Роднянскому, который теперь цитирует про "станцованных девушек": ах, за мои бы тексты да Роднянского гонорары!..)
Итак.
1. "Левиафан" - фильм. Т.е. нужно смотреть. Слово "фильм" объединяет много чего, на что имеет смысл тратить время, то есть часть жизни. Это если проводить черту совсем грубо.
2. При этом лично мне "Левиафан" понравился меньше "Елены". Может быть, потому, что "Елена" - рассказ, так сказать, литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру - в своей камерности безупречна. Безупречно развернута мысль, что своя кровь, даже разбавленная и гнилая, легко прожигает культурный слой. Вот почему следует уважаеть культуру, даже когда ее создатели, носители или хранители вызывают мало уважения.
3. Мне после "Левиафана" еще больше понравился "Дурак" Юрия Быкова, который, я боялся, сильно "Левиафану" при сравнении проиграет. Тем более, Быков сказал, что, посмотрев "Левиафана", решил завязать с кино и вернуться в театр. Дурак Быков, если сказал это серьезно. Но, надеюсь, он пококетничал. "Дурак" - очень хороший и сложный фильм. И, кстати, тут мы со Звягинцевым абсолютно солидарны (а вот по поводу "Майора" расходимся: Звягинцеву не нравится концовка).
4. В "Левиафане" все играют ге-ни-аль-но. Включая детей и свиней. Как удалось такой игры добиться - вообще не представляю. Но когда герой Серебрякова напивается, он даже сидит раскрасневшимся, как настоящий вдевший, разошедшийся на раздавленной с другом бутылочке мужик. Игрой наслаждаешься от титров и до титров.
5. "Левиафан" не об ужасах российского государства, бездушности госмашины и т.д. Он о том, что общий ужас сотворен общими усилиями, и каждый внес свой маленький вклад. От священника отца Василия, который может говорить только историями из сборника древних текстов, до простухи-подруги, которая про презумпцию невиновности, конечно, слышала, но простота которой хуже воровства и почти равна убийству. Это фильм о коллективной виновности людей, которые живут жизнью, которой жить нельзя.
6. Тему "образа Рашки-говняшки" даже не обсуждаем. "Левиафан" - того же примерно уровня обобщения фильм, как "Догвиль" или "Мандерлей" фон Триера или "Охота" Винтенберга. Он исключительно интернационален, международен. Не знаю, обратили ли вы внимание (я специально делал стоп-кадры) - но в ключевых сценах практически невозможно понять, что это Россия. Это может быть любой Север. Норвегия, например. Аляска. Канада. Звягинцев - мастер уходов на эту высоту. В "Изгнании", например, у него как бы Россия, вынесенная за пределы географической России.
7. Что касается пессимизм фильма, но он глубоко оптимистичен на фоне того, что у нас за окном творится который век, считая от Ивана III. То грязца, то кровца, но все в той же окружной колее, из которого выбраться не видно ни единой возможности. А фильм как раз оптимистичен. Ведь все движение телеги непоправимого могло забуксовать в любой момент, если бы любой из персонажей повел себя либо по совести, либо по разуму. Если бы один не переспал с женой своего друга. Если бы другая не изменяла мужу в опасной близости, ладно, мужа - детей. Если бы одна закрыла свой рот. Если бы другая занималась тем, что велит закон. Если бы третий... Проблема прОклятой страны, как и прОклятого городка, не в том, что мэр - говно. А в том, что все ведут себя так, что либо приводят к власти говно, либо так, что пришедший к власти превращается в говно.
Что, собственно, мы и наблюдаем - и, повторяю, не только сейчас (хотя и сейчас), а примерно полтысячи лет.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →