dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Премьера Звягинцева: "Медный всадник" и мединские деревни

Вышло сегодня на "Росбалте" (хотя фраза про оттанцованных дочерей сами-знаете-кого была опущена: раз уж сам-знаете-кто однажды публично позавидовал тому, кто способен изнасиловать десятерых , то мы вправе допустить, он пятикратное изнасилование обеих своих дочерей одобряет). А так все на месте:

«ЛЕВИАФАН», ТАНЦУЕМЫЕ ДЕВУШКИ И МЕДИНСКИЕ ДЕРЕВНИ

В буре и буче, поднявшейся вокруг «Левиафана» - слегка вербально ощипанного, но выходящего в прокат 5 февраля – очень важен момент, не касающийся фильма напрямую.
Это вопрос о том, имел ли право режиссер на деньги министерства культуры снимать фильм, который не соответствует представлениям министра культуры о месте культуры в жизни страны.
Действительность в представлении этого министра примерно такова. Россия находится в состоянии гибридной войны с Западом; министр культуры отвечает за войну методами культуры; российские фильмы по отношению к России должны быть духоподъемны, а не «как в душу наплевали» (это Мединский о «Левиафане»).
Звягинцев, получается, играет против российского государства на деньги российского государства. Как это называть?
В осуждении звягинцевского поступка и состоит современная российская мораль. (Являющая наследницей советской: «СССР тебя вырастил, дал образование, а чем ты ответил?!» - по этой схеме осуждался любой эмигрант: например, Тарковский). Пример можно очистить от имен Мединского, Тарковского и Звягинцева, от слов «культура» и «война», это все детали, потому что вопрос стоит так: нравственно ли кусать кормящую руку? (Для простоты будем считать, что и Тарковский, и Звягинцев руку кусали).
Я бы хотел знать, сколько процентов моих соотечественников согласятся с тем, что кусать кормящего – безнравственно. Боюсь, сегодняшние россияне в целом разделяют установку на то, что «кто девушку платит, тот ее и танцует» (кажется, так однажды публично и выразился тот россиянин, без которого сегодняшней России нет). Можно представить, что случилось бы с тем, кто оттанцевал бы его собственных дочерей, но по отношению к чужим  формула применяется легко.И вариантов этой формулы тьма. От «любой каприз за ваши деньги» и до «если он получает деньги из-за бугра, то понятно, в чьих интересах действует». Алё, а ты видел, чтобы было иначе?
(«Да, видел. За границей. Так действуют, например, университетские эндаументы в США: деньги дают одни, а решают, на что и как их тратить, другие». – «Ага, а как американцы ради нефти Ирак бомбили, слыхал?» При любой ссылке на Запад разговоры в России сегодня быстро переходят на уровень «в Америке негров вешают»).
Позвольте тогда пример не из западной, а из российской действительности.
В России уже 14 лет работает фонд «Династия». Он создан, чтобы популяризовать науку и помогать тем, кто занимается наукой – от ученых и преподавателей до научных журналистов. Гранты, премии и прочее.
Так вот: «Династия» - это частный семейный проект российского мультимиллионера Дмитрия Зимина, основателя компании «Вымпелком», торговая марка «Билайн». И Зимин не просто вложил деньги в фонд, а организовал его так, чтобы точка зрения самого Зимина минимально влияла на решения о том, кому давать деньги. Зимин – один из членов правления, но даже не председатель. И решение о том, что такое хорошо и что такое плохо, выносит не он, а эксперты. И доволен ли Зимин тем, что, скажем, последние премии «Просветитель» получали петербуржцы Дмитрий Жуков, Ася Казанцева и Сергей Яров, я не знаю. Зимин – распределитель денег, а не оценок.
То есть он платит, но не танцует.
И результат налицо: сегодня три четверти покупаемых мною научно-популярных книг помечены силуэтом дерева в квадрате – эмблемой «Династии».
Самое смешное, в финансировании отечественного кинопроизводства Минкультом, то есть Мединским, формально действует такой же принцип – коллегиальной экспертной оценки. На практике этот принцип – не больше чем декорация, мединская деревня, а на практике Минкульт то отказывается финансировать «Артдокфест» (потому что, по мнению Мединского, там фильмы про «Рашку-говняшку»), то запрещает к показу на «Послании к человеку» фильм «Pussy против Путина». Это не просто «ручной режим» управления культурой. Это реализация идеи заказчика танцевать девушку так, как ему требуется. А эксперты –так, для блезиру, чтобы внешне как на Западе. Впрочем, поскольку Запад больше не указ, в нашем провинциальном ресторане маленький папик, оплатив счет и кинув денег лабухам, все более вдохновенно танцует высокую блондинку.
Боюсь все же, что принцип «кто платит, тот и танцует» имеет существенные ограничения. Деньги – всеобщий эквивалент. Но как и любой универсальный инструмент, он плох в конкретной работе. Например, в творчестве, - от кино до того же гастрономии. Я забыть не могу, как во Франции услышал о новорусских в мишленовских ресторанах, которые заказывали самый дорогой сет,  но только чтоб тащили все сразу, - времени нет! А результат прогиба архитектуры под кошелек хорошо виден и Рублево-Успенском, и на Приморском шоссе.
У нас вообще деньги, от капитала до политического капитала (что в России одно и то же), прогибают жизнь, хотя смысл капитала – не прогибать, а улучшать. В гробу карманов нет, как это и ни печально. Хочешь изменить жизнь к лучшему – занимайся тем, в чем специалист, либо доверь деньги специалистам. И прими спокойно их труд, даже если он тебе не нравится.
Иначе получается – Николай и Пушкин, «я буду твоим цензором», и «мой Пушкин» в смысле «мне принадлежащий и мной танцуемый».
И запрещенный Николаем «Медный всадник», и посмертная публикация с изъятиями. Ну прямо как в «Левиафане», где в прокатной копии убрана обсценная лексика.
И не радуйтесь, что «Левиафан», в отличие от «Всадника» (который ровно о том же, о чем и «Левиафан»), при жизни автора все же выходит на экран.
Если верно, что прокат разрешили лишь после кивка из Кремля (а могли бы и помотать головой), то у нас ничего принципиально не изменилось с 1833 года.
Разве что торренты разлетаются быстрее списков гусиным пером.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments