dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

О морали на ЪFM, или Почему родина для христианина должна быть где-то между конфетами и сексом

На Ъ-FM в околоновогодние дни вышло несколько моих подкастов - и с оценкой-'14, и с прогнозом-'15.
Ниже даю колонку про оценку ушедшего года с точки зрения морали.
Я вообще не понимаю, как нация могла сойти с ума, как могла докатиться до такого безобразия, что предмет стыда стал предметом гордости, что героизм стал означать исключительно умение набить другим морду, а патриотизм - умение других оплевать.
Подумать только, православная (т.е. формально христианская) церковь сегодня воспитывает патриотов!
Как вообще патриотизм может быть христианской добродетелью?! Христианство (ислам, кстати, тоже) потому и стал мировой религией, что для христианина Царствие Небесное - подлинное Отечество. К встречи с ним он готовится, для него живет, ему служит.
Патриотизм может существовать для христианина лишь как персональная привычка: ну, кто-то любит конфеты, кто-то - секс по утрам, а кто-то - Родину... Вот где-то между конфетами и сексом и должна располагаться для христианина страна его рождения. И если его государство исповедует бесчеловечность, деля тварей божьих на своих и чужих по госгранице и по умению лизать жопу Ироду, долг христианина - не участвовать в этом. Выключить телек, заткнуть уши, не делить, не лизать, не служить. Место рождения для христианина - всего лишь случайность. Но, коли он здесь обитает, он на этой земле должен служить добродетелям Христа, а не Антихриста, даже если последний раздавил собой, как Топтыгин теремок, все государственные терема, превратив их в государевы...
Да, если бы я был христианин, для меня все выглядело бы именно так.
Но я атеист, всего лишь признающий эволюционную ценность целого ряда положений т.н. христианскиой морали. Но отнюдь не всех, потому что эта мораль, например, стигматизирует сексуальную жизнь, которая к морали как к эволюционному механизму имеет примерно такое же отношение, как еда. И следовать сегодня церковным сексуальным установлениям - это как питаться по Книге Левита, в соответствии с которым ни угря ни пожрать, ни миног, ни зайца (поскольку отчего-то в этом забавном сборнике прадедушкиных сказок, объявленном попами священным, у зайца есть копыта).
Впрочем, разболтался.
Вот подкаст.

Говоря об итогах года, когда в России разразился самый серьезный за последние 16 лет кризис, было бы странно темы кризиса избежать. Я и не избегаю. Просто я на эту непогоду смотрю из своего окна.
Для меня происходящее во многом есть результат печального состояния российских нравов, которые сводятся к апологии денег и силы. «Слабых бьют», «Кто девушку платит, тот ее и танцует» и далее по списку. Те люди, которые убеждены, что оплаченного можно танцевать как заблагорассудится, и создают сегодня критическую массу и для «крымнаш», и для отечественной слепоты вкупе с таким же бахвальством.
Я говорю о нравственности, потому что для меня нравственность не абстракция, а эволюционный механизм, обеспечивающий эффективное выживание, причем не только Homo sapiens. Реципрокный альтруизм – то есть альтруизм по принципу «ты мне, я тебе» - встречается, например, и у дрожжевых бактерий. И не нужно штудировать «Протестантскую этику и дух капитализма» Макса Вебера, чтобы понять, что между этикой западного христианства и экономическим доминированием цивилизации Запада есть прямая взаимосвязь. Популярный сегодня западный принцип win-win, в отличие от «хочешь стать сильнее, сделай соперника слабее», основан на именно на этой этике, в рамках которой, кстати, слабых если и бьют, то исключительно негодяи. В этой этике слабость бывает сильнее силы, - и это религиозная максима продолжает действовать и тогда, когда сознание Запада стало полностью светским.
Современная российская этика сильно отличается от этики западного христианства. Многие считают, что все дело в православной традиции. Может быть. В православии, например, намоленные камни важнее людей. Поэтому в протестантской Англии церковное здание при исчезновении прихожан легко переделывается в паб, как это случилось в городке Фоукстон, а в России под «исторической справедливостью» понимается передача церкви старых зданий с выселением из них музеев и школ.
Как бы то ни было, очевиден факт. То, что в современной России считается моральным, от гонений на геев до презрения к иным убеждениям и национальностям, с глубочайшим иронией по отношению к толерантности, - в цивилизации Запада считается аморальным. И наоборот. В России «толераст» и «либераст» - это ругательства.
2014 год, с моей точки зрения, довел это моральное противостояние до предела, что является моей большой печалью. Потому что в кризис хорошо видно, где находится цивилизация Запада – и где мы. Но поскольку кризис одновременно обозначил тупик, в котором мы со своей моралью оказались, это дает мне надежду, что нравы в России могут измениться вместе с временами.
Subscribe

promo dimagubin март 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments