dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Если в Питере будут платные парковки по-московски: 5 главных проблем

Текст вышел на "Росбалте", через который теперь выходит большинство моих текстов.
Если лень кликать, - оригинал voila:

В Петербурге по приезде из Москвы в глаза бросается свежая разметка для парковки.
Надо радоваться, но я вздрагиваю.
В августе мне пришлось перегнать в Питер свою машину из Москвы, а до этого ездил десять лет. Дело в том, что квартира, которую я снимаю, находится между Садовым и Третьим кольцом. Теперь это зона платной парковки. Либо плати 40 рублей в час, либо покупай за 80,000 рублей годовой абонемент, либо раскошеливайся на ежедневный штраф в 2500 рублей (не считая расходов по вызволению со штрафстоянки). Экономического резона никакого.
И хотя я был (и остаюсь) сторонником платного паркинга в городах (это единственный способ борьбы с пробками; это единственной способ борьбы за чистый городской воздух; это единственный способ без проблем находить место для парковки: Западе cosi fan futti, так поступают все), - я, повторяю, вздрагиваю.
В Москве западный опыт используют в российской версии – это когда тьма нелепиц, ошибок, и когда государственный, бюрократический интерес преобладает над общественным или частным.
И я очень боюсь, что в Питере платные парковки будут вводить не по шведскому или финскому алгоритму, а как раз московскому алгоритму. Тем важнее знать его самые неприятные моменты.

Неприятность 1: крепостное право по месту прописки

Хотя в теории все как на Западе (резидент, то есть постоянный житель, может бесплатно парковать машину в своем районе с 8 утра до 8 вечера, а за 3000 рублей оформить и льготный круглосуточный годовой абонемент), в реальности в качестве доказательства резидентства признается лишь постоянная прописка. Например, у меня годовой договор аренды с автопролонгацией – но я для Москвы не резидент. Требуется договор больше чем на год, на что уже не согласен хозяин квартиры. Кстати, хозяин тоже не может оформить льготный абонемент: он сам зарегистрирован в квартире родителей, а это другой районе. Да и жил бы у родителей, тоже бы не смог: он водит автомобиль по доверенности от фирмы, а на авто по доверенности льготы не распространяются. В итоге огромные группы людей, прежде всего молодых и мобильных, поражены в правах.

Неприятность 2: платные выходные

Питерец, хоть раз сгонявший на машине в Финляндию, прекрасно знает разумное тамошнее правило: платная в рабочее время парковка становится бесплатной после работы до утра, а в выходные – целый день. Так вот: в Москве за парковку машины нужно платить 24 часа в сутки 365 дней в году.На фоне возмущенного гула тех, кто успел побывать за границей (а финский опыт для Европы стандартен) ночную парковку было сделали бесплатной, но потом, заявив, что эксперимент провалился, вернулись к старому. Очень может быть, что в узких переулках близ Нового Арбата с его круглосуточными злачными заведениями брать за ночной паркинг деньги и разумно, но мои Тверские-Ямские с окончанием офисного дня вымирают. И брать здесь ночную плату – это просто выжимать деньги, пользуясь безвыходностью.

Неприятность 3: эвакуация на штрафстоянку

Хотя российское законодательство запрещает наказывает за одно и то же нарушение дважды, на парковку гуманизм не распространяется. Когда запаркованную с нарушением машину увозят на штрафстоянку, ты расплачиваешься за это, эх, раз, еще раз, еще много-много раз. Потому что штрафстоянка – в одном месте. А выписка штрафа – в другом. А оплата – в третьем, и в воскресенье Сбербанк закрыт.
Эта дикая практика отнюдь не европейских корней. Когда в 1998-м в Париже я спросил тогдашнего беглеца-эмигранта Собчака, что в местной жизни его поразило, он ответил, что в Париже машины не отвозят на штрафстоянки, если они не мешают движению: ограничиваются штрафом. А уж если отвозят, то оставляют сообщение, куда звонить и что делать. В Лондоне я встречал и другой вариант наказания: на колеса надевают блокираторы, для снятия которых нужно вызвать дорожную службу, выписывающую штраф. Но, опять же, машину не увозят.
А в Москве одновременно с платной парковкой появились и полчища эвакуаторов. Ярко-зеленые, они саранчой вылетают с мест гнездовий на Садовой-Кудринской или на Ленинградке у Петровского замка, и – начинается потеха. Напоминающая, правда, уже забой алеутами морских котиков. И если раньше эвакуировали автомобили лишь из-под знака «парковка запрещена», то теперь, я постоянно слышу, и с неоплаченных парковок.

Неприятность 4: технический сбой

Иностранец вертит головой, пытаясь понять, как в Москве платят за парковку. Потому что привычных паркоматов почти нет. Москва технологически перепрыгивает этап, связанный с подведением коммуникаций, инкассаций, сервисом. Вся оплата – либо посредством sms (номер парковочной зоны, номер машин, время парковки): тогда деньги списываются с телефонного счета. Либо - банковской картой по интернету, ведь смартфон теперь у каждого. Супер!
И вот я еду к своим студентам, без проблем нахожу парковочное место (вот почему платная парковка – благо!), посылаю sms. В середине лекции – ответный sms: «Ваш платеж не прошел. Повторите операцию или воспользуйтесь другим способом оплаты». Каким – другим?! И у меня – лекция!
Под штраф я, слава богу, не попал, но потом ситуация повторялась. Пока я не понял, что от автомобиля нельзя отходить, не получив sms с подтверждением. А если его нет? Тогда беги искать паркомат и плати там. После чего обнаружится, что ты заплатил дважды.

Неприятность 5: без собственности на землю

На Западе нет единого типа платных парковок, но один из вариантов состоит в закреплении парковочного места за владельцем жилья. По крайней мере, в резидентских кварталах. Если сдаешь квартиру – сдаешь вместе с местом, если арендуешь – парковочное место с краю дороги прилагается. Очень разумно. Но для этого должна быть частная собственность на землю. Или, по крайней мере, коллективная. Но в Москве вся земля у государства, потому что кто землей владеет – тот и диктует правила.
Правда, в Москве есть четкие правила, как ставить шлагбаумы на въезды в дворы (двор – это сегодня единственная зона, где парковка бесплатна). Но двор отнюдь не убежище, потому что в некоторых дворах тоже стали появляться знаки платной парковки со всеми отсюда вытекающими. И попробуй поспорь! Что, двор – собственность твоего ТСЖ? Говоришь, земля по периметру должна быть такой собственностью? А где землеотвод и правоустанавливающие документы?
С этим, несомненно, столкнется и Питер. Где уже сейчас в моем дворе институт, на чьей земле построен дом, водрузил сторожа с шлагбаумом и требует 3500 в месяц за проезд во двор. И бедолаги из нашего ТСЖ вынуждены соглашаться. Потому что оформить землю в собственность мы пытаемся который год… 3500 рублей – это в 14 раз дороже, чем мне пришлось бы заплатить за льготный абонемент в Москве, будь я москвичом.
В Питере вообще многие вещи дороже, чем в Москве. И, в частности, выше цена ошибок. И про это следует помнить, и – напоминать об этом и депутатам, и Смольному.
А так, конечно, я за платный паркинг.
Если бы не он, разве бы я накатал на своих великах в этот сезон более полутора тысяч километров? И разве бы прочел в метро столько дивных книг?
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 36
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments