dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Юрий Пирютко. Юрий Любимов. Еще одна ячейка в мем-колумбарии

За выходные известия сразу о двух смертях: Юрия Любимова (которого знают все, и с которым я был знаком) - и питерского историка и краеведа Юрий Пирютко (который отлично известен в кругу питерских краеведов и историков, но с которым я не был знаком даже шапочно).
Пирютко - автор (в соавторстве с Александром Кобаком) дотошного и весьма уважаемого историком-профессионалом труда "Исторические кладбища Санкт-Петербурга", путеводителя по Гатчине, книги о Малой Садовой, а также многочисленных точных, уважаемых и, увы, скучных исторических публикаций.
В чем дурного нет - это хорошая почва для роста возможного редкого цветка, - но и повода для посмертного упоминания автора нет тоже.
Если бы Пирютко не написал (под псевдонимом К. Ротиков - hommage Константину Вагинову и его герою, а кто таков был Вагинов, поищите сами) дивную книгу "Другой Петербург".
Ротиков
Это совершенно блестящий исторический путеводитель по гомосексуальному Петербургу - блестящий не потому, что гомосексуальному, а потому, что блестящий. Это как если вдруг у среднего певца из хора прорезается голос в три октавы, и остается в восхищении вертеть головой. Лебединая песня. Великолепная, лукавая, остроумная, точная книга, вся выстроенная на периодах типа (цитирую по памяти): "Велик, конечно, соблазн сказать, что Иван Андреевич Крылов тоже герой нашей книги. Эти необъяснимые вдруг долгие исчезновения, склонность к легким слезам... Ан нет. В лучшем случае - двенадцатилетние девочки".
Словом, Ротиков-Пирютко играет историческими героями, как сын священника кадилом.
Но урок жизни Пирютко вовсе не в этом.
Урок в том, что мужчина, перестающий вдруг чего-то бояться, хотя боятся все, потому что это даже не стигматизировано, а, хуже, это осмеяно и высмеяно, - в принципе, способен на подвиг. Побежденный страх превращает мужчину в героя. Вот почему герои - хоть и в разных областях - и Харви Милк (фильм Ван Сента "Харви Милк" с Шоном Пенном я бы давал смотреть в России каждому мальчику начиная с 13-летнего возраста - чтобы, по крайней мере, не сразу превращался в ту кучку говна, какую из себя представляет большинство локтеколенопреклоненных российских мужчин). И Пирютко. И, скажем, Антон Красовский, чей портрет сейчас висит в Государственном Эрмитажа на 3 этаже в том зале, где раньше был Матисс, и где теперь в рамках "Манифесты" выставлен проект Марлен Дюма "Великие люди", к коим отнесен и Красовский, наряду с Нуриевым, Эйзенштейном, Тюрингом, Чайковским, Тимуром Новиковым, Болдуином и т.д.):IMAG1249с
Юрий Пирютко - это мужчина, доверившийся чести мужчины, к которой относится жизнь по логике, по разуму, который заставляет мужчину не прятаться в толпе, не бить (компенсируя свои болячки) слабого, не унижать другого. А раскрывать и прояснять феерическое разнообразие жизни, быть садовником в нашей выдающейся оранжерее, каковую из себя представляет Земля.
Юрий Пирютко обеспечил себе право не на бессмертие, конечно, ибо все рассыплется однажды в прах, даже и наилюбимейший мой Петербург, - но на жизнь после смерти.
Как, разумеется, и Юрий Любимов, еще один человек, кто умел не бояться.
Но о Любимове я много писать не буду, потому что успел в свое время записать с ним программу "Временно доступен" (архив которой все больше напоминает колумбарий искусства - Вишневская, Герман, Гурченко, Любимов...)
Видео вот:

Живое да живет.
Subscribe
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 38
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments