dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Православные и бесславные времена

Сегодня опять услышал, что в России 70% считают себя православными.
Не удивлен.
В шаткие времена свойственно определеляться по чему-то большому, исторически длительному и одобряемому начальством, не задумываясь над смыслом определения.
"Мы - православные, Александр Невский - герой".
При этом ответ вопрос, являетесь ли вы христианином и одобряете ли (при определенных исторических обстоятельствах) выкалывание глаз и отрезание носов, наверняка дал бы куда меньшее число положительных ответов.
По поводу шатко себя православно чувствующих я написал недавно небольшой текст, опубликованный на Росбалте. При публикации две последние строчки где-то потерялись, ниже их восстанавливаю.

ПРАВОСЛАВНЫЕ И БЕССЛАВНЫЕ ВРЕМЕНА

В одной из публичных лекций, посвященных «Подростку» Достоевского, Дмитрий Быков точно подмечает, что в соответствующую эпоху – последних лет Александра II, разочарования от половинчатых реформ и вызревания контрреформ, «замораживания» страны – в России происходило отречение от Христа в пользу государства.
Это не первое и не последнее отречение, неизбежное после превращения церкви в часть государства, в министерство по православной вере. С тех пор в русской церкви всегда обнаруживается спикер, вроде Феофана Прокоповича (или Всеволода Чаплина), которые с пылом, жаром и соответствующей цитатой из Писания доказывает ровно то, что нужно очередному государю. Нужно обосновать благо единоличного правления – пожалуйста. Нужно обосновать уничтожение патриаршества – извольте бриться. Освятить войну – нет проблем.
И хотя в конфликте с Украиной РПЦ занимает крайне осторожную позицию (на подписании документов по присоединению Крыма не присутствовали патриарх и высшие иерархи, что связано, впрочем, не с христианской моралью, а с крайне непростой ситуацией, в какой оказались украинские приходы РПЦ), общий прогосударственный, патриотический, антиевропейский, антизападный, антилиберальный пафос священноначалия РПЦ очевиден.
Это смущает довольно заметную часть людей, которые, являясь верующими православными, тем не менее полагают (весьма разумно, на мой взгляд), что западный либерализм, с его уважением к человеку, с его защитой малого и слабого, является продолжением европейского христианства в постклерикальную эпоху. Эти люди мучительно переживают конфликт между евангельским духом (как они его понимают) и церковной практикой (как они ее ощущают).
Могу их понять. Если бы Дмитрий Быков после своих стихов, статей и романов влез на трибуну и заговорил словами Проханова, я бы тоже был смущен.
Доходит до того, что ко мне, убежденному атеисту, несколько раз обращались православные знакомые за разрешением такого внутреннего смущения.  Они знали мой интерес к христианству, а у священников помощи не нашли. (Практическое богословие не является, скажем так, сильной стороной РПЦ; более того, ярких богословов часто ждет судьба о. Андрея Кураева, недавно лишенного всех трибун, кроме ЖЖ...)
Мы много о чем говорили. И о том, как знаменитое блаженство миротворцев может сочетать со знаменитым «не мир, но меч» (попеременные манипуляции то с миром, то с мечом всегда вырывают текста из контекста). И о том, был ли Иисус иудейским патриотом-националистом (изначально – был; взять отказ в помощи ханенеянке в 15-й главе Евангелия от Матфея: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Другое дело, что по-настоящему глобальным, космополитичным христианство стало уже после Христа благодаря его ученикам. Великая фраза, что в Царстве Божьем «несть эллина, несть иудея» принадлежит не Христу, но апостолу Павлу, и с тех пор нет националиста и нациста, который, о нее споткнувшись, не пытался бы ее перетолковать, перетолковытолковать. И сегодня Яндекс во второй строчке ответов на запрос «несть эллина» выдает отповедь Павлу со стороны Русского народного фронта…)
В общем, это были любопытные разговоры, но меня каждый раз не оставляло чувство, что вот мы поговорили, но алгоритма отделения зерен от плевел не нашли. Разумеется, любой священник – тоже человек, и им тоже могут овладевать и сомнения, и заблуждения, и пылкий патриотизм. Как отделить христианское от нехристианского?
Я понимал, что лезу в чужую епархию, - но, в конце концов, бывают времена, когда верующий помогает неверующему, и наоборот.
И вот на днях, читая дивный сборник английского биолога, дарвиниста и атеиста Ричарда Докинза «Капеллан дьявола», я, кажется, нашел ответ.
В главке «Радость жить опасной жизнью», посвященной директору Аундлской школы Фредерику Сэндорсону, он пишет, что в «дни бездумного патриотизма» (которые в Англии случались точно так же, как и у нас) этот великий директор зачитывал своим ученикам «текст Нагорной проповеди, добавляя в конце каждой Заповеди блаженства насмешливое «Правь, Британия!»:
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Правь, Британия!
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Правь, Британия!
Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся. Правь, Британия!
Блаженны изгнанные правды ради. Правь, Британия!
Милые мои! Милые вы мои! Я ни за что не стану сбивать вас с пути истинного!»
Мне кажется, это очень хороший прием, который православному в дни обострения патриотизма можно взять на вооружение. Откройте Евангелие – и читайте, построчно добавляя «Слава России!» и что-нибудь еще из милитаристской риторики, типа «уничтожим киевскую хунту!».
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Слава России!
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Слава России!
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Слава России!»
Если эффект получается комическим, значит, патриотический раж входит в противоречие с христианским духом.
А для верующего Евангелие должно быть примерно тем же, чем Конституция для полицейского при разгоне митинга: документом прямого действия.
И все прочее – от лукавого.
Слава России!
Правь, Британия!
Subscribe
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 38
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments