dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

С российскими миддлами вышел отстой. Пора делать PhD на креаклах...

На Ъ-FM вышел мой свеженький подкаст, в котором я, как багром от берега, отталкиваюсь от исследования Института социологии РАН о среднем классе (на самом деле, средним классом занимались абсолютно все: от Института современного развития - их "Российский средний класс: анализ структуры и финансового поведения" лежит у меня где-то на полке - до Мониторинг.ру, который делал исследование "Стиль жизни среднего класса" вместе с журналом "Эксперт").
Очень приличную подборку по миддлам сделала Оля Филина в "Огоньке".
Ну, а мой текст - антимиддловский - вот. Миддл-класс - это уходящий класс, и идентифицировать себя с ним нечего.
Я уж молчу о том, что среднее - оно и есть среднее, а меня интересует незаурядное:

Главный вывод Института социологии в том, что среднего класса в России 60 млн человек, или 42% населения, и что типичный представитель среднего класса — это жительница большого города на государственный службе. Далее эти цифры можно интерпретировать как угодно. Например: как же мало у нас мидл-класса по сравнению с Западом. Или: как же вырос наш средний класс по сравнению с 2000-ми!

Численность и характеристики среднего класса — это очень важный показатель индустриального общества, то есть общества массового производства стандартизированной продукции. Мидл-класс — и главный производитель, и главный потребитель этого продукта. Вот почему две ключевых характеристики мидл-класса — это доход и потребление. Вот почему в США до сих пор средний класс стартует с дохода, равного пятикратной минимальной зарплате. Вот почему в России ап-мидлов от просто мидлов социологи долгое время отделяли по наличию посудомоечной машины.

Однако меня куда больше интересует другой вопрос: как быстро прорастает в недрах старого среднего класса новый креативный класс, — тот, который определяет уже не индустриальную, а постиндустриальную эру? Иными словами, превращаются ли российские мидлы в креаклов? С какой скоростью? Как их много?

Я понимаю, что задаю вопросы отчасти в пустоту, потому что характеристики нового креативного класса не обязательно лежат в категориях дохода или потребления. Билл Гейтс одевается проще любого российского менеджера среднего звена. У Павла Дурова нет ни машины, ни квартиры. Хипстер на велосипеде может оказаться мозговым центром огромной системы. Возможно, для характеристик креаклов важно другое — число френдов, лайков, перепостов, или какой-нибудь "индекс влиятельности" или социальной мобильности.

Классический мир Запада, не знающий крупных социальных ломок, будет еще долго носиться со своим мидл-классом, медленно меняя классовую парадигму и язык парадигмы. Но в России, где прыжок в информационную эру порой совершается прямо из хозяйства с натуральным укладом, этой постепенностью и этими условностями можно пренебречь. То есть изучение динамики среднего класса — это, конечно, хорошо. Но куда интереснее был бы доклад о динамике становления нового креативного класса.

Subscribe
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 38
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments