dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Прыткие против лохов на борту "Титаника": ну-с, давайте опять подискутируем о ВШЭ и ЕГЭ...

У выпускников школ сейчас каждый день - Христов, вот и мое яичко к этому дню (коль уж про курочку в предыдущей записи я поминал). Текст только что вышел на Росбалте. А со своей идеей Кузьминов выступил несколько месяцев назад, но тогда как-то удалось взять на карандаш...

ПРЫТКИЕ ПРОТИВ ЛОХОВ

Сейчас в самую пору вспомнить недавнее предложение ректора ВШЭ Кузьминова - отменить зачисление «автоматом» в студенты победителей олимпиад. Эта победа, довольно нервно сказал Кузьминов, должно требовать подтверждения : не менее 70 баллов ЕГЭ по профильному предмету.

Нервность ректора вот о чем, похоже, говорит.
Скопированные у одной цивилизации (например, западной) функциональные системы в условиях другой цивилизации (например, русской) превращаются в сигнальные.
Это звучит сложно, но на деле проще пареной репы.
Скажем, джинсы – на своей родине практичная одежда, позволяющая выглядеть прилично в пиру, в миру и в добрых людях – в СССР стали элементом демонстрации социального статуса (см. систему цветовой индикации штанов, фильм-памфлет «Кин-дза-дза!»).
Сейчас в потреблении мы сблизились, джинсы перестали о статусе сигналить, однако в прочем между нами снова пропасть, что хорошо заметно в «бутылочных социальных горлышках»: например, при переливании абитуриентов из средней в высшую школу.
Наша система даже не коррумпирована (хотя и коррумпирована тоже) – она просто отражает, как функционирует предприятие по имени «Россия». В котором сегодня талант и труд (не говоря уж про честь и честность) вторичны по отношению к блату, подкупу или умению угождать (или угрожать). Что дает преимуществ в карьере больше: родитель-губернатор или хорошее образование? Погоны ФСБ или предпринимательский талант?
Грамотный российский родитель справедливо полагает, что родное дитя следует любой ценой пристроить в тот ВУЗ, где, по мнению родителя, вербуется будущая элита. До введения ЕГЭ в ход шло все – от дорогих подарков учителям  до дорогостоящих репетиторов из приемной комиссии.
По большому счету, это было игрой команды прытких родителей (понимающих, что Россия устроена так, как устроена, а потому не фиг переделывать, а надо использовать) против команды родителей-лохов (верящих в формальный закон, в «талант себе дорогу пробьет» и в прочую лабуду – то есть идеализирующих общественный строй).
И когда группа новаторов-западников из министерства образования силой пробила систему приема «результат ЕГЭ либо победа на олимпиаде» (насколько я понимаю, новаторов прикрывал лично тогдашний министр Фурсенко, а если брать выше, то Дмитрий Медведев), она не понимала, во что ввязывается. А она ввязалась в давнюю русскую историю под названием «тягание власти со строем», искренне полагая, что формализованные тесты – это просто эффективный западный инструмент, который прочистит склеротизированные отечественные протоки. Наивные люди! О том, что строй у нас прочнее власти (и что власть периодически тягается со строем), писал в свое время еще Давид Самойлов.
Поэтому ЕГЭ дружно возненавидели не только те, на чью мозоль дохода единый тест наступал (скажем, учителя или репетиторы), но и родители выпускников, и сами выпускники. Идея равенства перед законом (или перед тестом) сегодняшним россиянам ненавистна, потому что не дает ни одного преимущества прытким, но создает массу угроз по превращению их в лохов. Дело даже не в том, что результаты тестов подворовывались, что пользовались интернетом, что учителя подсказывали. Эти грешки, положим, и на Западе случаются. Известна история, как американский экономист Стивен Левитт, лауреат медали Кларка (больше трети лауреатов этой премии впоследствии получают Нобелевку, хотя Левитт пока не получил) – так вот, известна история, как Левитт математическими методами вывел на чистую воду учителей-жуликов общественных школ Чикаго. Там с 1996-го года действует тест ITBS, двоюродный брат нашего ЕГЭ, от результатов которого зависит финансирование и школы, и учителя. Однако у нас не просто отдельные подтасовки – у нас массовая ненависть к объективности.
Вот первый попавшийся под руку пример, причем из жизни не столичной, а региональной. Я в прошлом году слушал как-то нижегородское радио «Образ»: там шла программа про выпускников. И корреспондент, дочка которого окончила школу, говоривший с юмором о покупке выпускных нарядов, вдруг сорвался в клекот с пеной на губах, как только речь зашла о ЕГЭ. Над детьми издеваются! Удар по психике! Их заставляли сдавать ЕГЭ не в родной школе! Отменить ЕГЭ, вернуться к старым милым экзаменам!
В клекоте не было никакой логики (при старой системе удар от двойных экзаменов по психике двойной; при старой системе вступительный экзамен тоже сдается не в родных стенах) – там не было ничего, кроме главного: при старых милых экзаменах, где так важен человеческий фактор, мы, прыткие, уж как-нибудь найдем способ нужного человека умаслить.
Я понимаю, что логика в споре про ЕГЭ не действует.
Я понимаю, что ЕГЭ затрагивает право иррационально устроенной цивилизации оставаться иррациональной, крича и вопя: «американская стандартизация убивает душу! Натаскивание на тест не проверяет умение мыслить! Никакой тест не выявит одаренного филолога или математика!»
А потому возвращаюсь к тому, с чего начал – к заявлению Кузьминова.
У стандартизированных тестов действительно есть недостаток: хорошо выявляя лучших среди обычных (то есть хорошо выявляя среднюю часть кривой нормального распределения Гаусса), эти тесты не всегда выявляют аномально одаренных.
Для выявления Перельманов и Эйнштейнов и существуют предметные олимпиады, победители которых могут зачисляться в университет без дополнительных испытаний. Замечу, к слову, что это не единственная система поиска особых талантов, - существует, например, целая партия противников олимпиад и сторонников участия школьников в научных конференциях. Эти люди утверждают, что олимпиады по математике выявляют не будущих ученых, а будущих руководителей математических кружков, что подготовка доклада и его защита куда более показательны, что наука – это не одни озарения…
Суть в том, что талантливому школьнику всегда тесно в рамках программы, и что внешкольные проявления таланта (дипломы олимпиад или научные доклады) достаточные свидетельства для отбора в ВУЗ. Так было и в советскую пору: мне с моей золотой медалью для зачисления требовалось сдать на «пятерку» лишь профильный предмет, а поскольку я был победителем областной олимпиады по химии, то «пятерка» мне ставилась автоматом в любом химтехвузе СССР.
Разумно? Да.
Но только Кузьминов утверждает, что и олимпиадная система ныне коррумпирована. Что он ей не верит.
И я Кузьминову верю.
Сегодня ни одна «честная и объективная оценка талантов и знаний» школьных выпускников – основанная хоть на тестах, хоть на экзаменах, хоть на олимпиадах, хоть на конференциях, хоть на бросании костей, хоть на лежании костьми – не может быть ни честной, ни объективной. Корректно говоря, она не может быть функциональной, а может быть лишь сигнальной. Она может представлять интерес не для заказчика образования, а для социолога. Что такое с жителями Российской Федерации в начале ХХI века случилось, что они ни в грош не ставят честь и честность, предпочитая подкуп и обман?
Можно бороться с коррумпированными директорами детсадов, школ, заведующими райотделов образования, преподавателями, членами приемных комиссий – но невозможно бороться со страной в целом, убежденной (и убедившейся) в том, что честность создает конкурентные проблемы, но не дает преимуществ. Сегодня спор о системе перехода из школьников в студенты – это спор о степени гнили системы. Наверное, если отобрать у школ возможность оценивать выпускников и целиком отдать ее на откуп вузам, то гнили будет меньше, потому что самый коррумпированный университет предпочитает все же получать взятки от талантливых, чем от бесталанных.
Но в целом – звоночек звенит, гудок гудит, пар шипит, фары мигают, но только машина никуда не едет: поговорите с отделами кадров, которым выпускники с университетской скамьи даром не нужны.
Закономерно: прыткие победили, да только прыгнули в никуда.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments