dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Латышские гастроли в Гоголь-центре. - Уходя, уходи. - Серебренников, Бюхнер, Ионеску и др.

Я очень не хотел писать в ЖЖ о московских гастролях Национального театра Латвии, но несколько человек попросили "поделиться".
Можно понять: ажитация по поводу двух спектаклей была немыслимая, я на хармсовских "Старух" не папал, а на "Войцеке" (по пьесе Бюхнера и в постановке Серебренникова) сидел, дыша в левое ухо Свибловой, а в правое Ерофееву (Виктору. Андрей, допускаю, тоже там был).
Для меня Гоголь-центр - это даже не театр родной, а продолжение  дома. Я туда хожу, как дачник идет на веранду: поваляться на диване, почитать книжку, полюбоваться игрой солнца и сосен.
С тех пор, как там появился Серебренников, и худший театр Москвы превратился в лучший театр Москвы, свежий как клинок, рассекающий влет утреннюю траву в росе, на меня снизошло абсолютно театральное счастье. И когда Дима Киселев топтался и перделся именно на Серебренникове, это было для меня  показателем. Киселев - умный человек с тонким европейским вкусом. Гоголь-центр ему должен нравиться очень: я с Киселевым четверть века знаком. И то, что он топтался, выдает в нем умного человека, который понимает: служить злу - так уж до конца, безоглядно, изгаляясь именно там тем, что лично тебе по душе. Заказчику с копытом ни на 5%, ни на 95% служить невозможно - только уж на 100%. Уж коли на крыле храма вы совершили сделку: ты ему целуешь жопу, а он тебе отдает весь телемир... это так, к слову.
Видимо, Гоголь-центр, где молодая кровь вливается в любое забредшее тело, обожаю не я один. Там хлопают в конце спектаклей на разрыв ладонных связок. Там влюбляются. Там не влюбляться вообще невозможно.
Но "Войцек" был исключением.
Со спектакля уходили. Свиблова, например, ушла через полчаса. Ерофеев, как и я досидел. Но мне было тоскливо.
В чем дело?
Не знаю. Попробую по пунктам.
1. Серебренников сегодня - лучший сценограф страны, а, быть может, и мира. Так, как он сцену, умел чувствовать кадр, быть может,  Бунюэль, когда понимал, что, вот, пора через супружескую спальню пробегать страусу. И сценография "Войцека" замечательна. Это не просто сценография - телография, звукография, светография. Все ОК.
2. Пьеса совершенно непонятна. Там на одно время вырубились субтитры (спектакль идет на латышском), но их можно было вообще не давать. Текст идет просто как звук. В принципе, то же было с каноническим текстом Гоголя на серебренниковских "Мертвых душах": он воспринимался как иностранный (спасибо Андрюше Архангельскому, который на это мое внимание обратил!). Но от "Мертвых душ" оторваться не можешь, там бричка катит по твоей стране, а на "Войцеке" не можешь сосредоточиться. Потому как все происходящее - не про тебя и не про то, что ты знаешь.
3. Возможно, так произошло из-за того, то знаковая система спектакля и моя система восприятия так и не пересеклись. Пьесе Бюхнера без малого 200 лет, но алгоритм ее осовременнивания я не понял. Возможно, потому, что я невежествен в театре традиции Ионеску и Беккета - невежествен настолько, что приписал спектакль этой традиции. Но, скажем, появление на сцене писсуаров в качестве objets d'art мне понятно (привет дюшановскому "Фонтану"!), а прочее нет. Не все спектакли, книги, фильмы можно смотреть с позиции tabula rasa. Для понимания некоторых необходим сложный аппарат. У меня этого аппарата не оказалось под рукой
В общем, для меня получилось так: красиво и тоскливо.
Отчего я Серебренникова и Гоголь-центр любить ничуть меньше не стал.
А вот непрочтенного "Носорога" надо будет прочитать.
Эй, люди, кто еще на "Войцеке" был - кто что думает?!.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments