"ВИТЬКИ" И ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Благодаря Олимпиаде (а точнее, благодаря членам российской сборной Виктору Ану и Вику Уайльду) в русский язык вошло понятие «Витьки»: иностранцы, играющие за Россию и приносящие России победы. В общем, те же футбольные легионеры, но только вызывающие куда больше эмоций, как их вообще больше вызывают олимпийские игры на фоне прочих игр.
Обе истории «Витьков» – и влюбленного в русскую девушку американского сноубордиста, и корейца-шорт-трекиста, на спортивной карьере которого на родине был поставлен крест – дают вполне себе сюжет если не для романа, то для фильма. Но история о том, как два «Витька», Виктора, наших Витеньки вдруг стали героями лубка, повествующего о том, как русский белый медведь показал всему миру кузькину мать– это еще и материал для изучения принципов работы пропаганды.
В принципе, спорт вообще отличный материал для пропаганды. Спорт часто бинарен – «либо победа, либо поражение, либо мы, либо они». Спорт отлично иллюстрирует принцип поведения, известный любому биологу: без враждебности к чужим не было бы привязанности к своим. Некоторые даже полагают, что крупные международные соревнования являются мягкой альтернативой мировым войнам.
Однако любая пропаганда искажает реальность, - и то, что духоподъемно на стадионе, может обернуться опасной слепотой вне стадиона. Ведь пропагандистки история Вика Уайльда – это вывернутый наизнанку в оценках сюжет «Тараса Бульбы», то есть истории казака, влюбившегося в прекрасную иноземную панночку. И получается, старый Taras вполне может сказать: Родина дала тебе всё, my dear – образование и сноуборд, а ты ее предал… И когда телекомментаторы в истерике кричат, что Корея выбросила Виктора Ана на улицу, а мы его подобрали и обогрели, - они унижают и достоинство Ана, и его личный подвиг. Молчу уж о том, что бытовой расизм, опухолью поразивший сегодняшнюю Россию, ни в грош не ставит внешне таких, как Ан, считая их людьми третьего сорта.
Бинарность спорта с его страстным желанием победы своим хороша тем, что привлекают внимание к тому, что лежит в тени. Например, к тому же феномену натурализации спортсменов. Почему люди меняют флаг, под которым выступают? Что ими движет – любовь, амбиции, деньги? Мы знаем, что Уайльд и Ан не одиноки – «золото» России принесла украинка фигуристка Волосожар, золото Швейцарии – наш сноубордист Подладчиков, золото Словакии – русская биатлонистка Кузьмина. Они предавали свою родину или находили еще одну Родину? Или «наши» «Витьки» - обретали, «не наши» - предавали?
Бинарность мышления, вполне оправданная в пылу битвы, начинает мешать, когда битва завершена. Вне битвы необходимы другие усилия. Ну, например, усилие принять скуластого раскосого парня с соседней стройки, говорящего по-русски на уровне Виктора Ана, равным тебе в своих правах человеком. Или усилие достать с полки и перечитать Николая Гоголя.
Тоже, кстати сказать, типичного «Витька».
Journal information