Первое занятие было о целях, миссии, ценностях, о целевой аудитории, вообще о том, что прописывается в гайдбуках и стайлбуках приличных СМИ (но в России СМИ большей частью неприличные) – а на втором речь пойдет о новостях. И, соответственно, об объективности, беспристрастности, об ответственности за объективность главреда и т.д.
И, конечно, хочется какой-нибудь такой кейс по теме и разобрать.
Год назад я и разбирал – выложив в ЖЖ пост, получивший рекордное число комментариев (1204 на данный момент). Речь шла об освещении Russia Today «дела Адагамова» - блоггера, обвиненного бывшей женой в педофилии.
Шум тогда и был большой, и мне немедленно позвонила с Russia Today та самая девушка, что интервьюировала жену Адагамова – чтобы объяснить, как ее интервью урезали, а заодно узнать мое мнение о том, развращал ли Адагамов детей.
Милое дитя! (Это я про журналистку). Я агностик в отношении сексуальных интенций Адагамова: мне о них ничего не известно. И, следовательно, мне нечего сказать. Кроме того, что бывших жен, мужей и любовников я считаю крайне нанадежным источником информации.
Милым дитём мне казалась и глава Russia Today Маргарита Симоньян. Она очень активно пользовалась (и продолжает пользоваться) твиттером, причем изо всех ее твитов меня некогда потрясла целая серия, где она недоумевала – после дела Pussy Riot и поминаемой через запятую группы «Война», - как это в ходе перфоманса влагалище может вместить замороженную курицу (я ж говорю: дитя!). Но за год я мнение о Симоньян изменил. Она – дитя чрезвычайно способное, а по долгу службы способное практически на все. Она несомненно талантлива, и над ее текстом о недавней поездке в сочинский гей-клуб, написанным вопреки мнению сочинского мэра-дурака об отсутствии в Сочи геев, я реально угорал. Это отлично - и без дураков отлично! - написанная вещь)…
Впрочем, я отвлекся, а обещал о кейсе.
Так вот, с момента, как Russia Today стала освещать «дело Адагамова» (а Симоньян освещение оправдывала общественной важностью), прошел год. За год про Адагамова Russia Today на русскоязычной версии сайта упомянула 6 раз (в англоязычной – 3 раза).

В каком состоянии, дорогая Маргарита, спустя год находится дело интернетных и либеральных дел мастера Адагамова?
В состоянии пшика. Дело не возбуждено. Доказательств не предъявлено. Жертвы не названы (хотя лично я имя единственной возможной условной жертвы вычислил тут же по соцсетям минут за 15). Журналистское расследование не проведено. Есть те же домыслы, что и год назад – и, как и год назад, мне нечего сказать. Кроме того, что вообще-то Russia Today следовало бы повиниться.
Но это еще не кейс.
Кейс вот.
За прошедший год на слуху оказалось еще одно громкое дело о, якобы, педофилии. В качестве подозреваемого был назвал о. Глеб (Грозовский), духовный наставник футбольного клуба «Зенит». Это не домысел бывшей жены Грозовского – о возбуждении уголовного дела и о заочном аресте было официально объявлено Следственным комитетом Санкт-Петербурга. (Хотя я в отношении сексуальных интенций о. Глеба точно такой же агностик, как и в отношении Адагамова: мне об этом ничего не известно).
Теперь, внимание, студенты (и читатели) – вопрос: если бы вы работали на Russia Today, заслуживала ли бы новость о заочном аресте подозреваемого в педофилии священника и о том, что он скрывается от следствия, внимания? Заслуживала ли бы вашего внимания вся последующая история с опровержениями, с заявлениями РПЦ и т.д.?
Спасибо! Я тоже думаю, что это как минимум как минимум сюжет для выпуска новостей.
Теперь второй вопрос: а как вы думаете, сколько раз о деле православного священника сообщила Russia Today?
Вот правильный ответ:

Таким образом, разбор этого невысокого полета приводит нас к подтвердившимся подозрениям, что Russia Today является пропагандистской штукенцией, призванный мочить чужих и защищать своих, - и не является СМИ. А также к подозрению, что гений и злодейство являются вещами вполне совместными, ведь талант Маргариты Симоньян подвергать сомнению у меня нет никаких оснований.
А поскольку Маргарита Симоньян – девушка юная, трепетная (как она из-за курицы-то встрепенулась!), закончить этот пост мне хочется стихами. Причем того самого пиита, который когда-то и поставил в русской литературе вопрос о гении и злодействе.
Студенты «вышки» - до встречи в 9.00 в субботу!
* * *
От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась;
Антипьевна отменно горячилась.
«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой;
Ты думаешь, что я уж позабыла
Ту ночь, когда, забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшкою шалила?
Постой, о всем узнает муженек!»
— Тебе ль грозить! — Марфушка отвечает:
Ванюша — что? Ведь он еще дитя;
А сват Трофим, который у тебя
И день и ночь? Весь город это знает.
Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой ***** соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.
Journal information