dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Перед Хакасией. - Трасса "Россия", более чем точно названная. - Питер, пробки и скоростной диаметр

Я вообще-то сейчас должен был сидеть, свесив ножки над стеной воды, на плотине Саяно-Шушенской ГЭС.
Но случилось как случилось: самолет, в силу ряда печальных обстоятельств, не все из которых зависели от меня, улетел без меня.
Так что в Абакане и Саяногорске я надеюсь быть лишь завтра поутру.
Ну, а пока могу предложить отправиться со мной на автомобиле из Москвы в Питер: мой текст о трассе M10 вышел в журнале "За рулем".
Ниже я даю его в полной редакции, а пока один действительно ВАЖНЫЙ совет тем, кто хочет совершить глупость, т.е. действительно ехать из столицы в столицу на автомобиле.
Не вздумайте ехать без интерактивного GPS, дающего реальную информацию о пробках, дорожных камерах, засадах и т.д.. Если большинство старых гаишных постов (как в Едрово или Куженкино) уничтожено, то камер появилась такая россыпь - будто на трассе эпидемия кори (но предупреждений о них, кроме двух в Ленобласти, нет). А в пробках без нарисованного онлайн объезда можно провести вечность: когда я в воскресенье возвращался из Питера в Москву, пробка в Вышнем Волочке начиналась километра за три, и не до Волочка, а до Бахмары.
Кстати, благодаря навигатору Яндекса я испытал сильные ощущения, когда на въезде в Питер, но не доезжая до Шушар, под Колпино, он согнал меня с забитой трассы и погнал по пустой Софийской, а потом по пустой КАД и, самое главное, по куску шикарного скоростного диаметра (картинка взята с сайта Смольного, но она ничуть не льстива, так все и есть):


В общем, очухался я уже в пункте оплаты, доставая 30 рублей из кармана.
А теперь обещанный текст.

ПО ТРАССЕ М10: МУЧЕНИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Не ходите, дети, в Африку гулять.
Забудьте про «из Москвы до Питера машиной с ветерком».
Лучше купите билеты на скоростной поезд «Сапсан», вбивший, кстати, еще один гвоздь в крышку этой вполне себе смертельной трассы, о чем речь ниже.
И это лучший совет, который я могу дать, хотя сам езжу по М10 двадцать лет, и помню ее, так сказать, в девицах, когда она еще звалась Е95, что и зафиксировал Кинчев.
Хотя мой совет - он в пустоту. Потому что те, кому приходится везти по М10 груз, – будут везти, ведя отсчет не по спидометру, а по знакомому мотелю с заправкой и едальней под Новгородом, или по выставленным у дороги самоварам в Крестцах, или по чудовищным двухметровым фиолетовым плюшевым зайцам в Бахмаре, или по гаишному посту возле Валдая: он стоит на горке, горка крутая, дорога трехрядная, а на посту терпеливые рыбаки. Там, на горках, всегда кто-то не выдерживает мучений ползущего обоза и выскакивает через сплошную на пустую «встречку», как форель из ручья. И рыбаки подсекают.
Там, на этих горках, я видел последствия диких аварий: раскуроченные вдрызг фуры с раскиданными по склонам апельсинами, или телевизорами, или телами.
Статистики аварий и смертей на М10 я в открытом доступе не добыть, – но смертей в последнее время, по моим наблюдениям, стало меньше.
Просто потому, что на М10 трудно сегодня умереть вдохновенным идиотом, влетающим в кромешной ночи на такой же кромешный свежеуложенный асфальт (где берег левый, где берег правый, где разделительная полоса? – ни приметы, ни следа), и только внезапные фары встречных, которые сразу со всех сторон, и ты не понимаешь, на трассе ли, в кювете ли, на том ли свете. Потому что сразу машины четыре вплыли в это черное море, и от страха двинули со всей дури по тормозам, а прошел дождь, и волчком закрутило. Ух. Со мной такое однажды было. Слава богу, обошлось.
Но сейчас на М10 - не столько игры патриотов со смертью, сколько отчаяние от бесконечных пробок. Вечная пробка в Вышнем Волочке (нередко – на пару часов, и легковушкам еще есть объезд по канавам и ямам, которые там называют улицами, мимо торговых рядов, каналов и церквей, а вот грузовикам выбора нет). Вечная пробка в Солнечногорске. Вечная пробка под Питером и в Любани, и под Шушарами, - там, где поворот налево на Пушкин. А в последние годы – пробки вообще всюду, хоть в пять утра, хоть в девять вечера, и в Куженкино, и в Завидово. Потому что, когда пустили между столицами скоростной «Сапсан», скоростного пути для него не построили. А, чтобы не мешать соколику, грузовые поезда меж двух столиц сняли с прямого маршрута и пустили в объезд, и те, чей груз не мог ждать, перешли на грузовики и фуры, которых и так на задушенной ими же М10 сверх меры. Жесть.
Но я, как герой Гюнтера Грасса, проколочу пару советов в свой жестяной барабан, коль уж вы намерены по М10 поехать (а иначе зачем, спрашивается, дочитали до этого места)?

Время в пути

Официальная длина M10 – 664 километра. Однако, если стартовать на Красной площади и финишировать на Дворцовой, получится 750:  эта цифру мне показывали спидометры разных машин. На реальные 750 и надо рассчитывать. Еще в начале «нулевых», разменяв 500-рублевую бумажку (чтобы отстреливаться от тогда еще неприхотливого провинциального ГАИ), эти километры можно было проскочить быстрее, чем за 8 часов. Засада во всех смыслах состоит в том, что 40% трассы проходит по территориям «эн-пэ»; скорость, соответственно, ограничена 60 км/ч. К тому же четыре ряда движения (по два в каждом направлении) даже сегодня покрывают лишь примерно 450 километров. Остальное 300 – трехрядка, а то и двухрядка, и какой-нибудь ликинский автобусик-тихоход не обогнать, потому что идущие порожняком фуры мечтают о том же.
То есть ехать по закону по М10 – это как жить в армии по уставу.
Но если раньше мощный мотор, или толстый кошелек, или точное знание гаишных засад позволяли правила игнорировать (я однажды проскочил трассу за 7,5 часа на «девятке»!), то сейчас не спасет и Mercedes SLR McLaren (впрочем, и его подвеска не спасется на ямах).
Я в последние года два, даже пролетая с нарушениями полуумершие покосившиеся деревни, добираюсь, если повезет, за 9-10 часов. Если не повезет – за 10-11-12.

Время выезда

Оптимально – стартовать летом с рассветом, то есть в Москве после 4 утра, а в Питере с правого берега после 5, когда сводят мосты. Можно ехать и через не разводящийся вантовый мост, но на пустой Октябрьской набережной поутру кормятся стада гаишников, да к тому же это крюк в километров в двадцать.
Худшее время выезда – вторая половина пятницы или день накануне праздников. Однажды накануне Дня России, называемого в народе на американский манер Днем независимости (о, нам бы день независимости от воров и дураков!) я выехал из центра Москвы в два дня, а в пять вечера обнаружил себя на Ленинградском шоссе близ улицы Фестивальной – и, плюнув, развернулся, поняв, что до Клина доберусь лишь к полуночи.
Однако никаких трюков, позволяющих пробок избежать (вроде былой езды ночью) к 2013 году не осталось. Если не будет пробки на выезде из Москвы (до 7 утра ее почти не бывает), то гарантирована пробка на въезде в Петербург – и наоборот. И гарантирована пробка посредине трассы, в Вышнем Волочке, который был бы русской Венецией (каналы, дамбы, реки, ивы, церквушки, фабричушки, домушки – у архитекторов Чобана и Герасимова есть грандиозный, но напрасный план по конверсии, превращающий Волочок в чудо света не хуже Суздаля), - да, он был бы Венецией, когда бы не был задницей. Двухрядка, скоростной режим 40 км/ч, гаишники, полное отсутствие информации о музеях, причалах, кафе или постоялых дворах – почти 20 тысяч автомобилей ежедневно насилуют город, и город платит глухой ненавистью. Я каждый раз мечтаю остановиться в Волочке, но меня там явно не ждут.

Всколькером за рулем?

Я обычно езжу один, но тут важно рассчитать силы.
У человека нетренированного они, да еще и при раннем выезде, иссякают через 6-7 часов, или через 500 км пути по М10. Отчаянье от бесконечных заторов, усталость, - все это может усугубиться наивностью. Например, надеждой поймать бодрую радиоволну.
На всей территории трассы уверенно ловится лишь одно радио: «Дорожное». Оно было придумано, запрограммировано и отформатировано парочкой питерских интеллектуалов (даже, если не ошибаюсь, кандидатов наук), исходивших из практичного предположения, что слушать их будут в основном дальнобойщики, а также из циничного предположения, что мозгов у водителей фур примерно как у Тузиков. В итоге это радио 24 часа в сутки выдает в эфир шлягеры типа «Комбинация» «Два кусочечка колбаски перед тобой лежали на столе – ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе!»
Не каждый человек, прочитавший в детстве «Курочку Рябу», способен, конечно, без повышения давления дослушать.
Поэтому в дорогу с собой – диски, флэшки и прочий электронный архив.
Лично мне дорогу сильно скрашивают MP3-книги.
Я даже один раз устроил себе путешествие из Петербурга в Москву под Радищева. Текст, сочиненный некогда таможенным чиновником, не бравшим взяток, которого Екатерина объявила «бунтовщиком хуже Пугачева», чудовищно зануден.  Оживляют его лишь явно близкие автору рассуждения о вреде половых излишеств и последствиях сифилиса. Но меня спасло, что текст и дорога оказались без всякого моего участия синхронизированы. И когда, под звуки главы про Валдай, где уминаются «наглые и стыд сотрясшие девки», которые во всяком путешественнике «возжигают любострастный огонь», я под сегодняшним Валдаем увидел рекламу мотеля с «массажем 24 часа» - то расхохотался в голос.
Так что Радищева не Радищева, а вот аудиокниги с энергичным сюжетом, Пелевина или Акунина, в дорогу захватите.
Хотя, конечно, лучше одному за рулем не быть. Километров 200 проехали, сменились – так комфортно. И еще комфортно ехать, когда обоим комфортна одна и та же музыка, или аудиокнига, или разговор, или тишина. В наше время именно это и называется близостью душ.

Заправки

Редкая машина (и редкий шофер) протянет 10-11 часов без заправки и оправки. Заправок по М10, слава богу, тьма. Ушли во тьму небытия почти все те, где бензин непонятно от кого и где наливают только за кэш. И хотя мне дико не нравится процесс пожирания мелкого бизнеса корпорациями монстров, для М10 становление сетевых автозаправок – большой плюс. Почти на всех сетевых принимают карты, там магазинчики, кафе и туалеты. Последние два обстоятельства немаловажны. Езда по М10 избавила меня от иллюзии, что частный бизнес даст возможность пообедать в харчевне того типа, который экзальтированные женщины называют «милыми придорожными ресторанчиками». Так вот: никаких «милых ресторанчиков» на М10 нет. Есть либо кафе при фирменных заправках, где можно взять кофе, сосиску в тесте, энергетический напиток (я – беру) и зайти в чистый ватерклозет с туалетной бумагой. Либо – игра в русскую гастрономическую рулетку в шалмане переселенцев, открывшими его не чтобы вкусно кормить, а чтобы самим не умереть с голоду. Там дешево и грязновато, но крайне редко – вкусно. Я знал одну приличную азербайджанскую семью под Валдаем, но она бизнес продала. Кроме того, частный бизнес отличается жлобством: туалеты всюду заперты на замок, а ключ выдают за деньги порой даже столующимся. Если, конечно, в заведении вообще предусмотрен туалет.
Словом, гастрономических ощущений меж двух столиц не сыскать, а жаль.

Остановки

Есть единственный способ сделать преодоление М10 приятным – это превратить дорогу в путешествие. То есть делать сознательно остановки. Ночевать, например, в Великом Новгороде или Твери.
К такому путешествию нужно готовиться. В отличие от финских дорог, где каждому городку и сельцу предшествует стоянка на пленэре с непременным информационным стендом, на трассе имени русского самодержца (подставьте имя любого – от Петра до Владимира; дорога при любом из них была скверна, ошибки не случится) никакой информации нет. Поэтому потратьте час на интернет, чтобы забронировать отель в Новгороде или Твери, узнать адрес музея Чайковского в Клину, договориться с лодочником о прогулке по Цне и Вышневолоцкому озеру (хотя, между нами, в Вышний Волочек разумнее тоже добираться не машиной, а паровозом). Еще одно рекомендуемое для заезда место – Иверский монастырь на Валдае: тот самый, откуда через озеро Валдай в село Валдай, согласно Радищеву, каждый вечер к своей возлюбленной вплавь добирался грешный монах, покуда в шторм не утоп. Монастырь невероятно красив, доброжелателен к туристам, а дорога к нему ведет по цепочке полуостровов через дремучий лес (допускаю даже, что с Бабой-Ягой). Ну, и есть смысл покупать рыбу во всех видах на Волге, на Иваньковском водохранилище близ Мелково (кстати, движение по-над Волгой – само по себе аттракцион глаза).
Пожалуй, все.
Однажды я решил свернуть на давно привлекавший меня Торжок (черно-белого «Закройщика из Торжка» я посмотрел лет в пять). Но, поскольку Вторая мировая война там, видимо, только вчера окончилась, - я, нырнув в пару ям, долбанувшись о ядро Земли защитой картера, ретировался. Есть ли, нет ли Торжка на Земле – досконально утверждать не берусь.

Резюме

Скорее приключение, чем дорога; приключение скорее раздражающее, чем опасное, - вот что такое федеральная трасса Москва – Петербург М10. Лучшее, чем можно себя занять в пути – это аудиокнигами, остановками да жаркими, хотя и бессмысленными разговорами о том, почему, несмотря на купание страны в нефтедолларах, вместо объединяющей две столицы дороги у нас объединяющая всю страну дорожная задница.
Да, платный автобан обещают построить к 2018 году, и нет сомнений, что бюджет будет освоен, а вот что будет с автобаном и страной к 2018-му – бог весть.
Так что в реальности – три ряда с порою приличным, но чаще дурным асфальтом; умирающие деревни; возрождающиеся церкви; придорожная и мелкая, как грех, торговля; дурные кафешки и приличные автозаправки; стертая разметка; нулевая информация о достопримечательностях; симпатичная (пока не остановишься и не уткнешься в загаженную обочину) природа – и совершенная неопределенность в отношении времени прибытия.
Наверное, именно поэтому трасса М10 и называется «Россия».
Subscribe

promo dimagubin март 23, 2016 11:38 39
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments