Когда-то я на роликах только на Поклонку, - а теперь в гробу видел Поклонку. Всплывший из развалин Парк Горького, этот столичный анти-Китеж, вообще одна из немногих вещей, которую я в Москве полюбил. Москва, кстати, с появлением Парка Горького и топографически, и идеологически завершила свое определение в форме гантели. Один гантельный блин - ХСС: мерседесы с мигалками, солидный господь для солидных господ, примыкает Кремль. Другой блин - "Красный Октябрь", Арт-стрелка, примыкают Парк Горького и Музеон. А соединяет повисший над рекой пешеходный мост.
Парк Победы – парк мемориальный, Парк Горького – развлекательный, но в оба парка люди приходят, конечно, отдохнуть. А я в оба парка не столько прихожу, сколько приезжаю: то на велосипеде, то на роликах. Что кстати, способствует охвату изменений.
В Парке Победы установили новый замечательный забор. Те дорожки, через которые велосипедисты и роллеры прежде выскакивали наружу, теперь перекрыты задраенными воротами. Обнесен забором и пятачок на юго-востоке, где роллеры-экстремалы прежде выделывали па вокруг пластмассовых стаканчиков, а новички отрабатывали технику движения задом наперед. А главное, стал невозможным основной фокус прежних лет: проскочить на колесах вдоль пушек, самолетов, танков, катеров. Забор отгородил технику от гуляющей публики, и проход к ней теперь исключительно через кассу, за деньги. Зато архитектура Зураба Церетели никаких изменений не претерпела. Все такая же – многотонная, вторичная, посконная, тоскливая, идеологическое прикрытие обязательных посещений с экскурсоводом, потому что «так надо».
Другое дело – Парк Горького. Туда навезли морского песка и устроили пляж – с абсолютно бесплатными шезлонгами. Двухместные шезлонги-качалки поставили на те газоны, что в прошлом сезоне были пусты. По всем газонам можно ходить, играть и устраивать пикники. Для экстремалов на скейтах и велосипедах-BMX появился экстрим-парк. На летнюю эстраду транслируют «вживую» спектакли из театра Пушкина, тоже бесплатно. В центре искусства «Гараж», сделанным японским архитектором Шигеру Баном из картона, идет дивная выставка непризнанных художников «Музей всего».
А теперь, внимание, вопрос: в каком из двух парков собираются самые модные девчонки и парни, какой из двух парков входит в обязательную программу продвинутого горожанина – а в какой собирают на митинг, чтобы поддержать официальную власть?
Я задаю этот вопрос к тому, что оба парка являются дотируемыми государством общественными пространствами. Поэтому их скрытая идеология всегда есть представление о том, как соотносится общество и государство.
Я вовсе не призываю Поклонку обзавестись своим пляжем (и даже роллердромом – хотя молодые тела, взлетающие над старой техникой, есть символ победы куда более мощный, чем очередной мемориал с бронзой и мрамором). Я просто обращаю внимание, что любой парк, устроенный в духе Поклонной горы, вбивает в головы одно: между обществом и государством – забор, и тебе без билета, да еще и на роликах, туда путь заказан.
Journal information