dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Итог Icons в Питере, конец тевтонцев в Выборге, православный кнут, историк Анисимов, Милонов и Кинси

Ну, давайте по порядку.
Воскресенье, 21 апреля - последний день работы выставки Марата Гельмана Icons в Питере в "Ткачах" на Обводном, 60.
Хотя я бы рекомендовал прийти в субботу 20-го к 4 дням - будет читать лекцию про Петра (яростного русофоба, кстати) совершенно блестящий историк Евгений Анисимов, знаток материалов Тайного приказа, автор "Кнута и дыбы", а также дивной книги "Анна Иоанновна" и не менее дивного краткого курса РФ, называющегося "История России от Рюрика до Путина". Анисимов - исторический концептуалист, при этом по складу эдакий Лесков. Лескова все считают славянофилом на основании того, что тот любил русский народ - а Лесков был истовый западник, просто любящий своего дурика Левшу. Вот и Анисимов такой же.
К сожалению, обещанного Гейдара Джемаля среди лекторов пока не будет, и Максим Кашулинский тоже сдвигается на май.
В рамках проекта Lectorium в "Ткачах" подтвердили выступления в следующие выходные:
27 апреля, суббота, 16.00 - Дима Быков с лекцией о четырехтактном двигателе русской истории, которая все ходит по кругу;
28 апреля, воскресенье, 14.00 - Николай Сванидзе о стабильной любви к негодяям в русской истории.
Возможен в эти же даты приезд и Антона Носика - но тут, как говорится, следите за новостями.
В связи с завершением Icons я написал для "Росбалта" текст на пару страниц текст.
Кому не охота идти по ссылке, текст вот.
Надеюсь, Милонов цитату из Бердяева со своей "двоечкой" по шкале Кинси оценит.

ДУБИНА ПРАВОСЛАВИЯ И РОЗГИ ПАТРИОТОВ

В петербургских «Ткачах» на Обводном завершает работу выставка Icons под кураторством Гельмана. Это, безусловно, лучшая, а также самая шумная выставка, какую можно увидеть в городе с начала этого года.
Я имею к Icons отношение по касательной.
В тех же «Ткачах» работает ежедневный проект Lectorium. Во время выставки лекции идут прямо в ее залах, под впечатляющими гигантскими полотнами «Евангельского цикла» Дмитрия Врубеля (у Врубеля репортажные снимки сопровождаются цитатами из Евангелия), а за лекции по выходным отвечаю я. Так что во врубелевском зале «Ткачей» выступали и Сапрыкин, и Лурье, и историк православия Фирсов, и знаток церковнославянского языка о. Феодор Людоговский, а в ближайшую субботу будет читать лекцию о Петре – низведшим, как мы помним, церковь до уровня департамента – историк Анисимов.
По этой причине мне Icons знакома, как пекарю пекарня, и определения выставки как «скандальная» я избегаю только потому, что ничего в этой выставке «такого», что обычно вызывает скандал, нет. Добавлю от себя – к сожалению. Потому что я люблю скандалы и провокации: они хорошо встряхивают залежавшиеся мозги. Художественная провокация – это когда совершается прыжок сразу через пять ступенек (или когда вообще безо всяких ступенек художник мчит по перилам). А на выставке Гельмана демонстрируется классический, академический сдвиг привычного смысла ровно на ступеньку. Например, на одной фотокомпозиции Рауфа Мамедова сидят в привычной библейской композиции за столом 12 мужчин-даунов, плюс один во главе. А на другой женщина в белых одеждах едет на скелете осла. В первом случае – это прямая иллюстрация выражения «церковь не от мира». Дауны – не от мира сего, и первохристиане для современника должны были выглядеть такими же идиотами, даунами. А во втором случае метафора еще более понятна. От ослицы на 2000 лет не осталось даже кожи, только кости, - а Мария все едет и едет.
Да будь выставлен на Icons хоть распятый Микки-Маус художника Савко (тот, что был объявлен «экстремизмом» судом в Калуге), в этом не было бы никакой провокации, а лишь иллюстрация по теме «как творит кумира массовая культура»). Просто мозги у экспертов, судей и прокуроров в Калуге устроены куда хуже, чем у прокуратора Пилата в Иудее. Тот все понимал, но выполнял долг, как его понимал. А у этих любой поворот мозгов на градус – сразу «кощунство» и «экстремизм».
Впрочем, пишу не за тем, чтобы самому быть объявленным «кощунником» и экстремистов (хотя с дураков станется).
А даже не за тем, чтобы обратить внимание: в последнее время православие и патриотизм, все теснее сближаясь, превратились в карательный инструмент против инакомыслия, то есть в инструмент уничтожения жизни (жизнь – это и есть бесконечное изменение, изменчивость, в то время как смерть – даже не распад, а отсутствие изменений).
А затем, чтобы заметить: все больше людей, особенно тех, в чьей среде все чаще мелькают православные розги и все чаще свищет патриотический бич, начинают полагать, что ничем иным православие и патриотизм быть не могут. Типа, православие – это кладбище мысли и жизни. Типа, патриотизм – последнее прибежище негодяев.
И, увы, все происходящее этот тезис подтверждает.
Начиная с выступлений депутата Милонова, чья карьера все больше напоминает иллюстрацию к известному стихотворению Чуковского (а реакция на Милонова – строчку «звери задрожали, в обморок упали). И  заканчивая совсем свеженьким – вон, требованием и.о. главы Выборга Алексея Туркина запретить рыцарский турнира в Выборгской крепости (известную историческую реконструкцию с участием тевтонцев) на основании того, что «Тевтонский орден – исторически сложившаяся враждебная структура на Руси», и негоже показывать, как она бьется со «Святым Благоверным Князем Александром Невским».
О нет, я не думаю – если вы подумали – что Алексей Туркин дурак. Поди, знает, что святой Александр Невский выражал и защищал на Руси интересы Орды(это он обложил данью в пользу Орды Новгород и Псков, до которых Орда не дошла; это он трижды ездил в Орду, где полз, как тогда полагалось, на коленях меж двух костров а шатру хана, - история канонизации Александра Невского есть тема отдельного разговора!). Я-то как раз думаю, что Алексей Турник отнюдь не дурак, и своим дуболомным православным патриотизмом либо стремится обратить на себя внимание, избавиться от «и.о.» (сегодня дуболомность в госкарьере как никогда эффективна), либо – есть такая версия – запретом одного турнира лоббирует интересы другого, «патриотического», устраиваемого клубом «Варяжский двор».
И вот от того, что из-за всех, какую ни возьми, игр православных патриотов торчат ослиные уши мотивов, таких же примитивных, как мотивы осла, - тошно невероятно. Потому что православие, будучи христианской религией, вообще-то может не умерщвлять мозг, но пробуждать. И, кстати, работы на Icons именно это и демонстрируют.
Более того, православие способно стимулировать ярчайшие дискуссии, причем и на те темы, которые так милы сердцу Милонова – я имею в виду сексуальной жизни во всех ее проявлениях. Во всяком случае, век назад именно такая дискуссия шла. И православный публицист и философ Розанов выпускал книги «Люди лунного света» и «Темный лик. Метафизика христианства», и публично предлагал новобрачным первую ночь проводить в притворе храма, для полноты таинства, и противопоставлял православному умерщвлению плоти иудейское «плодитесь и размножайтесь», и договаривался до того, что уравнивал монахов с урнингами, как тогда называли гомосексуалистов. А на Розанова откликался Бердяев, которого сейчас упаковали бы как кощунника, развратника и пропагандиста однополых связей за одного его утверждение: «Так называемые противоестественные формы любви и полового соединения, приводящие к негодованию ограниченных моралистов, с высшей точки зрения нисколько не хуже, а иногда даже лучше так называемого естественного соединения. Ведь с религиозной точки зрения, да и с философской, вся природа противоестественна, ненормальна, испорчена. И послушание природе и ее законам необходимости не есть мерило добра. Я не знаю, что такое нормальное, естественное половое слияние, и утверждаю, что никто этого не знает... Мистическая любовь всегда покажется этому миру противоестественной. Любовь в пределах одного и того же пола… критиковать ее можно лишь с той точки зрения, достигается ли этой любовью подлинное бытие, осуществляется ли смысл любви». И даже сильнее: «Не мужчина и не женщина есть образ и подобие Божие, а лишь андрогин, дева-юноша, целостный бисексуальный человек».
Подобная дискуссия – что есть современный христианский взгляд на секс, на семью, на сожительство, - была бы сегодня и поучительна, и интересна, и важна, поскольку век назад была грубо и принудительно оборвана.
Хотя, боюсь, именно милоновы постараются ее, не дав возродиться, затоптать.
На фига им дискуссия, которую невозможно использовать как карьерный или материальный инструмент?!
Им проще обгадить выставку, – на которую, кстати, можно еще успеть.
Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments