dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

о. Всеволод Чаплин как Валаамов осел: что есть ад и тот свет применительно к этой тусклой осени

На Росбалте вышел мой текст про о. Всеволода Чаплина - это реплика в ответ на его рассуждения, что Царство Небесное столь же иерархично, как земное (читай: русский бог обязан копировать путинскую модель, иначе на фига нам такой бог? - русская церковь никогда не задается вопросом: а на фига нам такой Путин?)
В публикации почти ничего не сокращено, разве что опущено название "Кофе Хаус".
Но я действительно дал бы такое определение ада: "Условное место, куда рано или поздно должны попасть владельцы "Кофе Хауса", "Суши Евразия", "Магнолии", "Азбуки вкуса", да и вообще большинства российских заведений, связанных с едой, поскольку думают не о том, чтобы еда лучше, а чтобы набить карман больше".
С адом забавная штука выходит. В тот, детсадовский, с кипящей смолой, давно никто не верит. Но и я вздрогнул, когда владыка Иларион однажды сказал, что ад находится в душе. Поскольку тут противоречение. Если ад в душе, а душа негодяя вполне ему позволяет негодяем быть (вряд ли владельцы "Кофе Хауса" испытывают хоть малейшие угрызения совести по поводу растиражированного ими дерьмища), - следовательно, для негодяя ада нет (и в православии "Кофе Хаус" никак не осуждаем: не за что осуждать).
Впрочем, русское богословие качества примерно такого же, как русская философия (вскинувшихся утешу: Секацкий, например, примирительно полагает, что русская философия только "в начале своего пути". Однако о том не ведающий Бродский попросту обзывал русских мыслителей в "русскими размыслителями"). Русское богословие - это не св. Августин, а вечно, прости, господи, Иоанн Кронштадский.
Лично я останавливаюсь на концепции, что "Суши Евразия" и есть реализация ада на земле для хоть сколько-нибудь гастрономически чувствительного человека, а пребывающие там - и жертвы, и слуги дьявола. Ады сепарированы, вот что я хочу отметить, и для постоянных обитателей представляют лишь среду обитания. Наказание - это насильственная смена среды. Так и всадник Апокалипсиса сегодня - это, безусловно, бомбила на "жигулях" либо водитель маршрутки, один из маршрутов которой всегда ведет на тот свет. Точно так и ресторанный критик есть ангел господень в отношении тех, кто... Впрочем, умолкаю; на сегодня довольно. Ниже - про честолюбца Чаплина оригинальный текст.

ОТЕЦ ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН КАК ВАЛААМОВ ОСЕЛ

О. Всеволод Чаплин – протоиерей, настоятель храма святителя Николая на Трёх Горах, важный чиновник Патриархии и, по факту, рупор РПЦ перед миром – по счастью, честолюбив.

Честолюбие заставляет его говорить больше, чем сказал бы на его месте другой, и соглашаться на светские авантюры, вроде интервью для портала Snob, в процессе которого интервьюерши Соколова и Собчак действуют как нож и молоток в руках искушенного повара. О. Всеволод репутационной опасности не замечает и, например, защищая русского патриарха Кирилла, топит по полной программе сербского патриарха Павла. Павел, правда, не топится, как и Кирилл не спасается, зато Чаплин предстает... Ну, каков есть, таким и предстает.

Так вот, честолюбие Чаплина и проистекающие из него проговорки позволяют судить о том, что происходит внутри РПЦ. Я не об интригах, а о тенденция, трендах. Скажем, очевидное сребролюбие русского епископата - со всеми резиденциями, иномарками, квартирами, часами, – это персональный грешок или тенденция? Ответ важен. Потому что если перед нами людская слабость, ничего страшного: безгрешен кто ж? Но если у несребролюбивой религии появляется принципиально сребролюбивая церковь, то эта церковь как минимум больна, а так максимум – опасна.

Так вот, в начале ноября на одном совещании Всеволод Чаплин сделал важнейшее заявление, поскольку нет ничего для религии важнее, чем вопрос о спасении души, то есть о жизни после смерти. По большому счету, любая церковь – она о том, как и посредством чего заслужить спасение. Протестантская этика, скажем, рассматривает работу как отчет в благочестии перед Всевышнем (желающих отошлю к труду Макса Вебера). В то время как православие ничего не говорит о том, попадут ли в геенну огненную владельцы «Кофе Хауса» из-за дьявольски дурного сервиса. Православие говорит об искренности покаяния. Почувствуйте разницу...



На совещании о. Всеволод выступил с утверждением, согласно которому государственная иерархия есть отражение иерархии небесной, ибо Царство Божие «иерархично. Оно предполагает единоначалие... В этом царстве занимают более высокое положение те, кто послужил Богу и людям».

Понятно, да?

Поскольку Бог в образе горящего куста Чаплину не являлся, Чаплин попросту проецирует на царство небесное то земное, что полагают важным и нужным он и другие церковные чиновники. Никакого равенства. Иерархия и чинопочитание. Святость и праведность ранжируются и протоколируются. Солидный господь – для солидных господ. Пожертвовавший больше да допущен будет в рай на бронемерседесе по спецпропуску, как по спецпропуску пускают сегодня на церковные спецмероприятия...

Главная проблема России лично для меня – отсутствие равенства, усугубленная 500-летней историей самодержавия, сохранившегося и поныне. Мои сограждане не считают себя равными друг другу ни в правах, ни в обязанностях, ни в отношении к закону. Отсюда наше отвратительнейшее барство и ничуть не менее отвратительное рабство.

Церковь – предстательствующая в мире за ту Церковь, что не от мира сего – не просто не обязана государственному неравенству вторить, ни и обязана, сколько есть сил, ему противостоять. Потому как в царстве небесном все равны, и нет там ни барина, ни холопа, ни эллина, ни иудея. Русской церкви противостояние, увы, удавалось плохо: князья смещали неугодных митрополитов, при царях церковь сделалась частью государства, да и не только при царях. Церковная иерархия – с ее постоянными и временными членами священного синода, с правом ношения двух или трех панагий – была один к одному иерархией политбюро, с чего кандидатами и членами, дважды и трижды героями… А нынешняя современная свобода – в чем убеждает Всеволод Чаплин – обернулась не свободой служения Тому, Кому служить не грех, а попыткой обустроить царство божье на манер администрации президента.

Что, безусловно, многим импонирует, ибо понятно и привычно.

В полемику с о. Всеволодом среди иерархов что-то не видно желающих вступать, так что звучит он как рупор, и все чаще – как иерихонская труба, от которой падают стены самого христианства, религии равенства и предпочтения духовного материальному.

И я уж не знаю, что было бы лучше – молчал бы Чаплин или говорил. Его коллега, мой бывший коллега по «Огоньку» и бывший пресс-секретарь Патриархии Владимир Вигилянский тоже однажды сказал, что «равенства нет» (чем поверг меня в шок), однако публично делать такие заявления все же остерегался.

Впрочем, во время осады Иерихона говорить начинает и ослица Валаама.




Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments