dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Categories:

Умно быть умным. - Сагитированный агитатор. - Мои лекции по выходным в "Ткачах"

В "Огоньке" вышел мой текст, продолжающий идею конца гламура. На этот раз я написал о том, что новый тренд - интеллектуальный. Умно быть умным. Это видно даже по тому, что круто стало не пробиваться сквозь фейс-контроль на вечеринку в клуб Soho Rooms (да и живы ли еще эти комнаты?!), но идти на публичную лекцию, скажем, Быкова в Парке Горького.
открыть материал ...
Умно быть умным
// Дмитрий Губин — о моде на интеллект
Главная мода осеннего сезона — на то, чтобы выглядеть умным. Да, поверхностная, да, показная, как всякая мода. Но это ведь лучше, чем мода на непробиваемый идиотизм?
открыть материал…
Параллельно я начал вести свой обычный спецсеминар по радиожурналистике на журфаке МГУ (в этом году он по средам, в 17.20, в 311 аудитории), а параллельно с этим ведением - вести переговоры о лекциях в других местах.
В итоге с 21 октября я начинаю цикл публичных лекций в модной петербургской конверсии, известной как креативное пространство "Ткачи" (Обводный, 60). Спасибо пригласившему книжному магазину "Борхес" и его главе Денису Бирюлину.
Предварительный график такой:

21 октября, воскресенье, 14.00Открытая лекция  "Русская матрица и теория мемов: что должно случиться, чтобы русские перестали быть русскими, но не перестали быть?"

Далее следует серия мастер-классов "Политэкономия журналистики":

27 октября, суббота, 14.00"Как на болоте перескакивать с кочки на кочку, не утонуть и заработать? Введение в конвергентную журналистику"

03 ноября, суббота, 14.00 – "Как стать модным журнальным колумнистом? Главный ударный жанр пишущей братии"

10 ноября, суббота, 14.00 – "Как брать интервью, чтобы тебе выложили подноготную, но не расквасили физиономию? Все виды обмана собеседника ради его же блага".

18 ноября, воскресенье, 14.00 – "Как проводить на радио интерактивную программу и ток-шоу – и чем они, собственно, отличаются? О тех, кто чуть повыше бегемота, чуть пониже акробата".

25 ноября, воскресенье, 14.00 – "Как проводить ток-шоу на телевидении? (Как я провел Жириновского, Собчак, Явлинского и многих других - из эфира в дамки).

01 декабря, суббота, 14.00 – "Как редактировать глянцевый модный журнал? Редакторы, великие редакторы и говноредакторы".
По ценам: 300 руб. – общий билет, 150 руб. – студенческий и ученический билет, 100 руб. – слушатели подготовительных курсов журфака СПбГУ
Изменения возможны, но перед лекциями и мастер-классами я буду информацию уточнять - как и анонсировать краткий план выступлений.
В общем, призывом ходить на лекции я сам себя сагитировал их читать.
Приходите!
Ну, а для висящих на интернет-медляке, вот оригинал текста из "Огонька":


УМНО БЫТЬ УМНЫМ

Главная мода осеннего сезона – на то, чтобы выглядеть умным. Да, поверхностная, да показная, как всякая мода. Но это ведь лучше, чем мода на  непробиваемый идиотизм?

Стоит начаться сентябрю – как звонят коллеги, друзья, однокурсники: не могу ли, хоть на бегу, поговорить с их детьми или детьми знакомых, достигших возраста университетской учебы? Я помогаю охотно: в свое время так же помогали мне. А вопросы, которые задают детки в возрасте от 16 до 18, и особенно приехавшие в Москву из региона, позволяют почти безошибочно судить о модном тренде. Скажем, лет восемь назад интересовались началом распродаж: этот применяемый дважды в год инструмент избавления от неликвида и содержимого кошельков тогда применялся только в Москве, провинция его не знала. Позже интересовались модными клубами и кастингами на телевидение. Это и были тренды, а практические вопросы, вроде съема жилья, шли фоном.

В этом же году очередной дитятя (20-ти, что ли, лет, после лицея в центральной России, местный универ бросил, побарахтался там-сям, а в целом мальчик модный), - так вот, сей юноша задал мне три принципиальных вопроса.

Первый: на какие публичные лекции в Москве следует пойти, потому как лекторий Парка Горького под открытым небом уже закрыт?

Второй: как мне его оправа для очков? Ну, в смысле, вот то, что она такая массивная, как у зубрилы-ботана, - но он в тренде, хипстеры ведь такие носят?

А  третий вопрос… Нет, с третьим я пока повременю, иначе вдруг и вы остолбенеете в изумлении, как остолбенел я.



Легче всего было ответить на вопрос про очки – все в порядке, ты в теме, парень! – однако и тут обнаружился подвох. Очки у Ильи были с простыми, без диоптрий, стеклами, а на мое «зааа-чем?» - последовало мгновенное: «Ну, в очках – это же, типа, с мозгами? Нет?»

Я посмеялся, но смех длился недолго, потому что первый вопрос, про лекции, тоже оказался связан с умом. Дело в том, что Парк Горького, после того, как эту клоаку по распиванию дешевого пива в центре Москвы преобразователь клоак товарищ Капков превратил в самое модное место страны, - так вот, Парк Горького является не столько парком, сколько тренд-сеттером. Хотите понять, что сегодня модно носить, как модно выглядеть, какие темы обсуждать, в какие игры играть, - дуйте туда. Тогда станет ясно, что самая модная игра на свежем воздухе – петанк. Что пикник на траве моднее ужина в ресторане. Что велосипед моднее автомобиля. Что модно делать добро бесплатно (в Парке Горького тьма всего бесплатного – от гамаков до танцев).

Так вот: еще одна модная парковая тема – эдьюкативная, образовательная. Это туда перебрался «Гараж» Даши Жуковой (не столько галерея, сколько образовательно-просветительно-художественно-модный центр). Это в Парке Горького летом ночью в кинотеатре под открытым небом крутят отборные фильмы (в холод выдавая пледы, в дождь – дождевики), а вечером проводят лекции. И билеты - нарасхват. Что на лекции, что в кино.

И вообще, если посмотреть на дело с высоты, то Москва (и страна) в последнее время принимает форму гантели с двумя центрами тяжести и притяжения. В Москве эта гантель наглядна, ибо выражена топографически. Один груз – железобетонный новодел храма Христа Спасителя, у которого «мерседесы» с охраной, и в котором чиновники со свечкой. Другой – прямо через пешеходный мостик – бывшая фабрика «Красный Октябрь», нынешняя конверсия, институт «Стрелка», галереи и клубы, штаб-квартира телеканала «Дождь», дизайнерские магазинчики, технологический центр Digital October… До Парка Горького велосипедом пять минут.

«Стрелка» по своей сути – череда публичных лекций и мастерских. Digital October – сходный проект, в рамках которого в любой точке страны (трансляция через интернет) может послушать, скажем, автора нашумевшей «Киберномика» Джона Барлоу. Который по-русски не издан – и, как говорится, неизвестно.

То есть нельзя сказать, что раньше публичных лекций не было – они были и в СССР, взять хоть общество «Знание» с его разъездными лекторами (я еще успел клюнуть крохи с этого пирога – в качестве и лектора, и слушателя). И когда от советской власти ничего не осталось, в Петербурге в хороших семьях покупали на сезон абонемент в лекторий Эрмитажа. Однако одно дело – слушать лекцию «Художественные школы Италии XV в.: Феррара, Болонья, Венеция», где места рядом занимают три бодрых пенсионерки. А другое дело – бежать на лекцию поэта и писателя Быкова про писателя и поэта Бунина. Рядом гарантированно будут умники и умницы в розовых кедах, зеленых джинсах и с айпэдами.

То есть публичная лекция в наши дни возродилась, но в новом обличье. Имя лектора стало важнее стоящего за ним института (идти ли в лекторий Эрмитажа – еще вопрос; идти ли на Аркадия Ипполитова, сотрудника Эрмитажа, этого ядовитого, как гюрза, и ловкого, как Копперфильд, словесного эквилибриста, - вопросов нет). Лекции обрели интерактивность – в этом случае они называются мастер-классом. Лекции научились выбирать темы: философ Александр Секацкий читает, например, «Почему скоморохи и паяцы захватили власть над миром». Лекции отвоевали место в телеэфире: на «Совершенно секретно» - Андрей Максимов и вездесущий Быков. На «Дожде» - историк Понасенков и режиссер Богомолов. На «Культуре» - Сергей Капица (увы, посмертно).

В нынешнем лекционном деле все как в современном книгоиздательстве, где вымирают все, кто жил по принципу «писатель пописывает, издатель издает». На сайте общества «Знания» невозможно понять, жив ли его центральный лекторий; в Третьяковской галерее недавно умер лекционный отдел. Но это смерти динозавров. Современные лекторопитающие голову поднимают. Мне приглашения выступить за последний год приходят вдвое чаще обычного, и если раньше о плате речь не шла, то в последнее время у предложений деловая основа.

У этой моды на лекции есть свои причины набирать обороты – от политических до экономических.

Есть версия, например, что эпоха потребления себя исчерпала, и возник спрос на интеллектуальные удовольствия. Причем первым он возник среди богатых, просто информации о том не было. Один знакомый петербургский историк признался, что неплохо зарабатывает на частных лекциях. Ему оплачивают самолет до Москвы, везут на загородную виллу, где нескольким миллионерам и их семействам он рассказывает целый день про Петра III и Екатерину. После чего следуют обед, «Бентли», аэропорт – и гонорар, выражаемой суммой с пятью нулями.

Другая возможная причина спроса на лекции – в кризисе библиотек, в которые в эпоху ридеров и оцифрованных текстов стало бессмысленно ходить, кроме как… правильно: кроме как на встречи с писателями, на мастер-классы, на лекции. По новому принципу – библиотеки-клуба – работает, например, питерская библиотека Маяковского и все больше начинают работать книжные магазины: от огромной московской «Москвы» до заточенного под интеллектуалов петербургского «Борхеса».

Есть и банальное технологическое объяснение: скопировав у Запада технологии продаж товаров, российский бизнес добрался и до продаж мозгов. Сергей Пархоменко в бытность главредом «Вокруг света» решил созвать на 150-летие журнала мировых знаменитостей, - и крякнул, узнав, что у каждой знаменитости есть расписанный лекционный график. Сейчас это приходит и к нам: чуть не половина моих знакомых и коллег числятся в публично выступающих, причем цены на выступление такие, что можно крякнуть вместе с Пархоменко. Посмотреть мастер-класс Ирины Хакамады про лидерство – 1850 руб. Послушать теоретика моды Александра Васильева – 1950 руб. Услышать практика моды Эвелину Хромченко – 2250 руб. А вот экономист Константин Сонин выступает в Политехническом бесплатно. Что, опять же, соответствует структуре книжного спроса: лучше всего идут книги по моде и кулинарии (кулинарные мастер-классы – это отдельная тема, бывает запись на месяцы вперед), хуже всего - про экономику.

В общем, тема очевидна, и развиваться она будет.

Так что мой модный Илья абсолютно все верно почувствовал.

А третий вопрос – знаете, какой он мне задал? «Дядь Дим, а вы еврей?»

А когда я подпрыгнул – «С чего ты взял?!» – потому что последний раз такое слышал от общества «Память» в 1987-м, и то меня не спрашивали, а обвиняли, - Илюша смущенно пробормотал, что, ну как же, евреи же умные, разве ж не так? У них в городке продвинутые люди все так считают…

После чего получил от меня в подарок на флешке скачанные по случаю с торрент-трекера 19 лекций Секацкого, 14 лекций Быкова – и отбыл.

Вы поняли, товарищи дорогие, что в наши дни надо, чтобы прослыть модн… то есть, тьфу ты, черт, умным? Нужно носить очки, и чтобы тебя считали евреем.

Приглашение читать лекция, думаю, после этого должно само собой прилагаться.




Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments