dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Category:

Пусси как профессура ВХУТЕМАСа. - Шабаш темных. - Сколько имен в этом тексте не известно?

Я не ожидал в твиттере (потому что помню еще пустой твиттер с немногими умеющими тратить не более 140 знаков на выражение мысли, имеющими мысли) такой негативной реакции по поводу воскресного питерского концерта в Главклубе со сбором средств на политзэков. То есть мне казалось, что 2 года - настолько очевидно дикий срок за ЛЮБУЮ выходку в церкви, не связанную с членовредительством и погромом, что можно проникнуться сочувствием. Мне до сих пор кажется, что нужно проникаться сочувствием к тем, кто в беде. Я мало петиций в жизни подписывал, но когда Багиров - вполне эталонное ублюдо - оказался в тюрьме, то подписывал письмо за его освобождение. И до сих пор не жалею, что подписывал. Сила христианской культуры - то есть культуры Запада - в том, что слабость вполне может победить силу. Это не культура Ветхого - это культура Нового Завета. Но я довольно часто забываю, что Россия является христианской страной лишь по названию.
В общем, я написал для "Росбалта" подробный текст о том, как огромная отсталость России в восприятии искусства идет на новый круг. Как полвека назад абстракционисты были "мазилами", которых в трудовые лагеря следует сослать, - так и ныне Пусси воспринимаются как "осквернившие храм дуры".
Ну, а оригинал текста - ниже. При публикации пара строк вылетели, но я всегда предоставляю своим публикаторам право делать редактуру, не меняющую смысл. Сам был редактором: знаю. А на ссылку на "Росбалт" рекомендую все же кликнуть, потому что там в комментариях творится настоящий шабаш тех, кого Дима Быков в "Орфографии" вывел как темных.Шабаш темных - это не крики. Шабаш темных - это прущая гордость тем, что темны. Восторженное топтание "шибко умных". Передоновское безнаказанное загаживание стен. Впрочем, судите сами.

PUSSY RIOT КАК ПРОФЕССУРА АКАДЕМИИ ИСКУССТВ

В воскресенье 9-го сентября в питерском Главклубе пройдет (если пройдет; повод запретить всегда найдется) концерт в пользу политзаключенных: от Pussy Riot до Таисии Осиповой и тех, кто попал под раздачу в мае на Болотной площади. На один вечер на одной сцене сойдутся музыканты, чей сбор ради одного концерта в других обстоятельствах невозможно представить: от ДДТ до Мити Шагина. (Подробности http://www.glavclub.com/afisha/444.html). Не все их них одобряют то, что сделали Pussy Riot, но все они сходятся на том, что политзэков быть не должно, и что сидящим по произволу в тюрьме следует помогать. Вот видеообращение Юрия Шевчука: http://www.youtube.com/watch?v=Ke1OXbJwFlo&

Я вхожу в оргкомитет по подготовке концерта, и даю информацию о нем в своем твиттере и ЖЖ. А в ответ получаю немало брани, - типа, да сжечь «этих идиоток» на костре. Российское общество – общество подростковое, злое, прошедшее лишь формальную христианизацию. Поэтому в России люди друг другу братья лишь внутри своего круга. А тех, кто вне этого круга, вполне можно и на костер (особенно, если так угодно начальству). Вот почему к тебе всюду так недружелюбны. Вот почему в России так популярна идея смертной казни.

Впрочем, я отвлекаюсь. Обещаю со временем написать поподробнее.

Сейчас же о том, что является основой для консенсуса в отношении Pussy Riot со стороны тех, кто поумнее. Эти люди сходятся на том, что девки, конечно, идиотки, жаждавшие известности, но наказывать их так сурово не следовало. Вот Ирина Роднина пишет в твиттере: «Грустно всё. Дуры знали, но не ожидали…». Вот твиттере – доктор Рошаль: «Дураки. Пусси добились своего. Мировой скандальной славы и не бедной жизни.».

Очевидно, что акцию Pussy Riot искусством мало кто считает. Такие, как я – исключение.

Так происходит, на мой взгляд, потому, что русская цивилизация, в силу своей несостоявшейся христианизации и, безусловно, автократичности (всем правит отец, он же хозяин земли русской, а подданные суть собственность его) – цивилизация отставшая.



Отсталость сама по себе не страшна: если в мире, по Самюэлю Хантингтону, 9 цивилизаций, то кто-то неизбежно будет вырываться вперед, а кто-то – отставать. Страшно, когда причину отсталости превращают в повод для гордости.

То, что Россия отстает от мира пан-атлантизма в производительности труда или в дорожном строительстве, – очевидно всем. Даже, наверное, Путину (просто ему на дороги плевать. Ему, похоже, вообще плевать на все, что не имеет к нему отношения, - и чем дальше, тем больше плевать).

А вот то, что мы, например, в усвоении естественных наук отстаем от цивилизации Запада в разы, очевидно менее. Хотя это тоже так: тираж книг Хокинга, Даймонда, Докинза, Гладуэлла, Берна, того же Хантингтона (я беру первые приходящие в голову имена ученых, исследователей и популяризаторов науки) в англоязычном мире составляет миллионы экземпляров, а у нас 3-5. И не миллионов, а тысяч. Для нас история мысли остановилась на полетах Гагарина. Про философию вообще молчу. Для образованного русского философские школы кончились на экзистенциалистах. Образованный русский про Сартра еще что-то сказать может. Про Бодрийяра – уже нет, а у Фуко не припомнит имя и перепутает с изобретателем маятника Жаном (исчезновение этого маятника в Исаакиевском соборе для меня лично большая печаль).

И уж совсем немногим понятно, что в восприятии современного искусства разрыв с Западом еще больше. Наш человек в своих пристрастиях в искусстве – примитивный реалист. Музыка – Бах, Бетховен, Чайковский. Никакой негармонической, атональной, дедекафонической музыки. Шенберг и Штокхаузен неведомы. «Струнно-вертолетный квартет» так и не прослушан (хотя скачать бесплатный торрент – пара пустяков). В скульптуре эталон – Церетели (над которым наш человек если и смеется, то не потому, что Церетели законченный пошляк, а потому, что Церетели до блаженного идиотизма много, он эдакий «горшочек, вари!» бронзы многопудья, до замены «п» на «м»). В балете по-прежнему в чести классика, в опере – реализм (с декорациями Иванова в Мариинском театре. Чтоб уж дворцовый зал на сцене - так уж дворцовый зал!). В живописи – реализм, максимум импрессионизм, потому что импрессионисты еще «понятны», то есть сюжет различим, а вот уж дальше, начиная с Малевича-Кандинского, фовистов и экспрессионистов, кубистов и уж тем более абстракционистов – «мазня»: «так и дурак сможет». А «контемпори арт» – искусство дебилов для дебилов. Там голый мужик лает, говном холст мажут, свинью режут. Это ж разве искусство? Искусство для современного русского, пусть даже и образованного – это реализм и техничность, то есть профессионально отработанный навык, как он его понимает. А также пристойность. «Происхождение мира» Курбе, окажись оно в коллекции Эрмитажа, наверняка бы до сих пор вызывало истерику депутатов питерского ЗАКСа: как можно анатомически подробно во весь холст изображать влагалище?!. А в парижском Орсе – ничего, висит, и лицеисты не хихикают, и mamans спокойно говорят своим enfants, что, вот, отсюда и они на свет вышли. Детям это как раз просто объяснять.

Современный русский умственным трудом зарабатывающий на хлеб человек дико, чудовищно отстал от мирового художественного процесса. В России нет ни одного музея современного искусства уровня MoMa (а потому любые его проводники, от Василия Церетели до Даши Жуковой, должны поощряться).

Я как-то был свидетелем разговора директора Пушкинского музея Ирины Антоновой с одним моим коллегой, не устающим позиционировать себя в качестве «успешного интеллектуала». (Интеллектуальность коллеги состоит в действительно блестящем знакомстве с корпусом русской литературы в эпоху малого юса, с мудрым нежеланием соваться в опасную современность, а успешность – в наличии загородного особняка и «мерседеса» с шильдиком «AMG»). «А ведь как было бы хорошо, если бы в вашем музее появился, наконец, Сальвадор Дали!» - воскликнул коллега. «Это в вас, дорогой мой, - усмехнулась Антонова, - российское желание нарратива говорит. Просто другим нужен Шишкин, ну, а вам, как человеку продвинутому, – Дали. А мне даже не Дали, мне Поллока в музее не хватает!..»

Хватание за спасательный круг реализма говорит о неумении плавать.

Русскому человеку надо, чтобы «понятно» и «мастеровито»: медь, краски, кисти, резец. То, что искусство отвоевало другие поля и средства, для него так же дико, как для дикаря дики ботинки, не говоря уж про привезший их пароход. Он так и не передохнул в сени струй «Фонтана» Дюшана (тот использовал в качестве приема – сдвиг фазы, «остранение», когда-то популярно разъясненное Шкловским). Примерно с тех пор и понеслось. Можно площадь Сан-Марко завалить мятыми газетами, с которыми вместе, шурша, будут взлетать тысячи голубей – и это реально круто. Можно упаковать в ткань или пленку Новый Мост или Рейхстаг (ах, как жаль, что то же не проделано с Василием Блаженным! – прелесть современных арт-акций еще и в их временности) – и это будет искусством. Можно рисовать по трафарету крыс с фотоаппаратом на цоколях зданий – и это даст старт стрит-арту (ах, как жаль, что альбомы Бэнкси можно запросто купить в хельсинкской «Киазме», но нельзя ни в одном из наших музеев!)

Искусство давно переросло заговор посвященных. Оно вышло на площади. Оно стало использовать немыслимый прежде арсенал художественных средств – от лазеров и видеопроекторов до тел голых людей (ах, как жаль, что ни одной своей «голой» фотосъемки не провел в России Спенсер Туник!)

Политический радикальный жест – одно из новых средств современного искусства. Та же группа «Война» - это не хулиганы на площади. Их акция «Х** в плену у ФСБ» еще понятна всем, а «Дворцовый переворот» уже ругают за «вандализм» (вандализм в том, что у мальчика мячик закатывается под полицейскую машину, стоящую у Михайловского замка мячик, – и, чтобы помочь ребенку, машину переворачивают на крышу…) Часть акций группы мне вообще непонятна, но я готов выслушать «Войну», искусствоведов и критиков и постараться понять, а не клохтать безумной курицей в твиттере, вроде Маргариты Симонян – неглупой и циничной женщины, выпекающий «положительный образ России» на Russia Today, – что! Девка! Засунула! Курицу! Куда бы вы могли подумать! В присутствии ребенка! Ох!.. (От таких причитаний саму Симонян хочется куда-нибудь засунуть).

Не понимаешь – спроси, постарайся принять доводы, сравни с аналогичным, потом делай выводы. Тело и части тела – материал для искусства не хуже других. Посмотрите фотографии того же Туника.

Невероятная непросвещенность в отношении современного искусства, комплиментарно называемая «консервативностью» - это то, что отличает Россию сегодня от Европы. Не случайно в поддержу Pussy Riot выступили все – от Ангелы Меркель до Пола Маккартни и Салмана Рушди. Для них сажать за искусство, сколь бы бурную реакцию оно ни вызывало (а Курбе в свое время вызывал реакцию, да! И Мане с «Олимпией»! Эгон Шиле с «Мастурбирующим автопортретом»! – все это ныне в золотом мировом фонде) – абсолютная дикость. Вроде уничтожения талибами статуй Будды.

Эта современная русская художественная дикость – следствие, на мой взгляд, того процесса, который в 20-е годы начал Бухарин, а в наши дни успешно продолжают многие, включая Эрнста, Добродеева, Кулистикова. Это процесс «организованного понижения культуры», как его определял Бухарин. В результате чего «непросвещенность становится символом лояльности», как это точно подметил Радзинский. Вон у меня раскрыт августовский Forbes со списком российских звезд. На первом месте – Стас Михайлов… Гори, гори, моя звезда.

«Ату дур-девок!» - вопль русского дикаря, для которого нет услады выше, чем быть лояльным, а оправдание в том, что так поступают все.  Потому что быть лояльным – значит прислониться к силе, осознавая что вне этой силы, сам по себе, ты никто.

Не пришел еще в Россию тот, кто показал и доказал ценой жизни, что человек равен всему человечеству, а часть – целому. Россия сегодня – все еще степь, кочевье, Ирод, и злой карающий Яхве сверху.

В общем, на концерт в воскресенье приходить не обязательно, средства зэкам перечислять тоже, но проверить по Яндексу встретившиеся в моем тексте незнакомые слова и имена, - думаю, что полезно.




Subscribe

promo dimagubin march 23, 2016 11:38 37
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →