dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Ближайшие планы и старая (про Нуреева) тема

Увы, на мою ближайшую экскурсию все билеты проданы, - а следующие будут теперь, если позволит погода, лишь 11-13 августа.

В качестве компенсации всем не успевшим - текст, не так давно опубликованный на Росбалте. Там про Серебренникова, который как раз сейчас, вроде бы, в Питере, и собирается снимать про Цоя фильм.

НУРЕЕВ И ЧЛЕН ПАРТИИ

Не знаю, в чем реальная причина отменены балета «Нуреев» в Большом театре, - единственный мой знакомый из числа участников, постановщик Кирилл Серебренников, молчит как рыба. Вероятно, не без резонов.

Вполне допускаю, что спектакль пока еще и правда сырой, и что по графику сыграть премьеру раньше, чем через год, не получается. Но допускаю и то, что в Большом театре попросту сдрейфили, увидев на русской сцене эпохи застоя очень современный и очень (зная Серебренникова) европейский балет.

Все, что достоверно о постановке известно (есть фото с прогона) – там на заднике в какой-то момент появляется фото голого Нуриева. С большим, кстати, членом. Но лично я видел балет и с полной сценой голых танцоров –  «Галантная Индия» Рамо шла в Большом театре, только в Бордо, и запись периодически крутят по каналу ARTE. Актер (и танцор) – это человек, который торгует телом публично, так чем одни части тела хуже других? Такая работа, и пошли все ханжи в Эрмитаж.

Так что повторю: вполне возможно, что спектакль и в самом деле не задался, такое случается. А то, что балет посвящен не скрывавшему своей гомосексуальности Нурееву; а то, что на сцене голый Нуреев, - это простое совпадение, а не причина отмены.

Проблема в том, что никак не идет из головы анекдот про мужика (неголого), который три раза падает с крыши многоэтажки и остается жить. Как это называется? Первый раз – удача. Второй раз? Совпадение. Ну, а третий? А вот это уже – привычка.

У нас в стране театральные постановки взяли себе в привычку что-то слишком часто падать с крыш.

Все знают про скандал с кулябинской постановкой Вагнера в Новосибирске (в Сибири «Тангейзера» запрещают, Карл!). Бесконечно идут наезды на спектакли Богомолова и на самого Богомолова в МХТ. Выселяют из одного помещения за другим Театр.doc (того, что поставил спектакль про дело Магницкого). Все больше проблем у того же Серебренникова в Гоголь-центре. И так от запада до востока в нашей любимой необъятной стране. В Калининграде в Тильзит-театре убрали сцену про попа и попадью, в Петропавловске хотели запретить «Золушку», ибо там король переводил стрелки часов назад.

И ведь каждый раз – абсолютно разные резоны, часто технические.

Но все они удивительным образом напоминают тот резон, что был обкатан в Ленинграде 1936 года, когда грохнули оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, - и хорошо, что хоть самого Шостаковича не грохнули.

Я не знаю, слыхали ль вы «Леди Макбет». Это потрясающая авангардная опера, ошеломляющая и сегодня. Но чтобы испытать полный катарсис, нужно представить ее именно в Совдепии в 1930-х (премьера прошла в 1934-м). Это не-воз-мож-но! Совершенно передовая, мировая музыка, - никакого советского оптимистического нафталина. Более того: в «Леди Макбет» впервые в мире музыкой полноценно изображен полноценный же половой акт, от предварительных ласк до оргазма, - действие 1, картина 3. До Шостаковича на это никто не решался, а Шостакович (совсем мальчишка, 26 лет!) – взял и сделал. И я очень долго не мог понять: ну как такая музыка могла появиться в Ленинграде? А потом стало ясно. Портовый Ленинград тогда в смысле музыки был окном в Европу. Там берговского «Воццека» ставили и оперы Шрекера, туда западные дирижеры и оркестры приезжали, и МАЛИГОТ (будущий Михайловский театр) был чем-то вроде Гоголь-центра в Москве сегодня.

И когда товарищи Сталин, Молотов и Жданов, приехав в Ленинград из Москвы, эту авангардную музыку услышали, они не поняли в ней ни черта. И решили, что авангард пусть остается Западу, на то он и Запад, а товарищ Шостакович пусть пишет понятное, - вон, вальсы у него недурно выходят, музыка к кинофильмам – «кудрявая, что ж ты не рада веселому пенью гудка?» (и ведь правда отличная музыка!).

Именно эта ситуация и повторяется с театром в России сегодня. Нельзя сказать, что авангард и эксперимент под запретом. Но они доверен исключительно приезжим с Запада: вот вам, пожалуйста, постановки Роберта Уилсона, а вот – гениальной Саши Вальц. Но то, что можно им, нашим нельзя. Ни Серебренникову, ни Богомолову, ни затравленному в России Чернякову, который ставит теперь оперы исключительно за границей. Потому что Уилсон и Вальц, при всем своем эстетическом безумии, в России политически нейтральны, - так бы и мы осторожничали в чужой стране.

Наш постановщик всегда видит у нас границу запретного, и часто хочет ее переступить, но ему нельзя -  он должен быть в меру консервативен, в меру прогрессивен, шаг вперед, два назад, - как и вся наша жизнь в нашей стране в наше серое время. Образцовая конструкция для современной России – Мариинский театр. Пять составов оркестра, до дюжины спектаклей в день, порой даже Гергиев за пультом, домкультуровского пошиба «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», зато «Кольцо Нибелунгов», «Драгоценности» и «Весна священная» крайне хороши. Не театр – а сетевой супермаркет типа «Перекрестка». Импортные мандарины замечательны, отечественный творог сгодится для бабушек, но такого, чтобы о премьере говорил весь мир, - давно нет. «Все в прошлом», масло, холст, XIX век.

А в Москве ситуация другая, там театр живой, окно в Европу - настежь. Через это окно приносит многое. Всякие там снимки в духе Мэпплторпа и монологи вагины, и голое тело никакой не грех, - и вовсю идут игры гендеров. Вот постановщику Серебренникову да хореографу Посохову Европой «Нуреева» и навеяло.

Понятно, что окно в целях борьбы со сквозняками будет потихоньку прикрываться. А что при этом оконной рамой Серебренникова-Посохова стукнуло, - так ведь не так уж и больно. Кости-зубы целы. Шостаковичу, вон, пришлось любимого Прокофьева публично предавать да становиться членом компартии.

И эта динамика, конечно, крайне утешительна.
Subscribe
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 33
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments