dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Вослед Илье Глазунову: американский попсовик в православном энвироменте

...Преуведомление: если кому-то интересны мои пешеходные экскурсии по питерским дворам в это воскресенье, то кликните, плиз, сюда. Остались последние билеты. А теперь к Глазунову...

Глазунов умер в один день с Антоном Носиком aka dolboeb, но на смерть Носика в сетях написано много, потому что Носик и был сетевой эпохой, одним из ее (за)родителей, а на смерть Глазунова в сетях написано мало. Можно сказать, что тень Носика накрыла Глазунова. Тень ироничного иудаизма покрыла гроб с попсовым православием, с одним (но не единственным, там целый список, включающий, например, Охлобыстина и Чаплина, да и отчасти и Гундяева) из ярких его представителей.

Я с Глазуновым познакомился в 1982-м. Бывал у него дома на Калашном (в том самом доме, который "нигде кроме, как в Моссельпроме"), сиживал в башне-"стакане", где была мастерская и коллекция икон, и жена Глазунова Нина Александровна Виноградова-Бенуа варила мне сосиски: я приходил поздно вечерами, чтобы позировать для картины.

Картину "Прощание" (вместе эскизами моих спины, затылка и зада) выставят позже в Манеже.  Нина Александровна покончит с собой (сын Натальи Бехтеревой, глава центра "Мозг" Святослав Медведев, обронит однажды, что из-за непереносимых головных болей). Я напишу про роль Глазунова в жизни одного провинциального города одну из лучших своих статей и получу за это в 24 года премию "Огонька" одним списком с Петрушевской, Адамовичем, Гдляном, Сергеем Хрущевым, - а Глазунов будет кричать, что подаст в суд, но не подаст.

Вот эта картина. Заджинсованный фотограф справа от священника - это я. Да, у нас была унылая эпоха, но у меня была хорошая фигура. Фигура у меня и сейчас ничего, да и эпоха снова серая. Однако, диалектика.



В 1980-х мне очень нравился Глазунов. Моей маме, кажется, до сих пор нравится, - она в свое время с трудом раздобыла его альбом, и он стоит у нее рядом с альбомами Пикассо и Дали.

Мне Глазунов нравился, потому что он был против советской власти. Я был тоже против советской власти, и ее враги были моими друзьями. Тогда я не понимал, что это большая логическая ошибка, следствие бинарных дихотомий, через которые в СССР воспринимался мир. В реальности все было сложнее. Глазунов не был противником советской власти, но был противником советской эстетики, советского стиля и советского арт-менеджмента. С Глазуновым Господь подшутил. Ему бы родиться в Штатах, он был бы королем попсы, поп-арта: Глазунов понимал, что мастерство и мастеровитость (прежние достоинства художника) в эпоху массовой культуры не так значимы, как метод, позволяющий быстро и качественно копировать результат.

В этом Глазунов не отличался, скажем, от Пикассо, Дали или Уорхола. Правда, эти ребята умели рисовать (у Уорхола мне до сих пор больше всего нравится ранняя графика, перо и тушь, - грибы, растущие из туфель), а Глазунов как рисовальщик был никакой. У него все лица на одно лицо, фигур нет, движение он не умел передавать вообще. Его иллюстрации к Достоевскому - полное дерьмо, но это неважно. Глазунов придумал метод коллажа, клипа. Сто лиц на одной картине, все как как один из Политбюро (включая Политбюро небесное), и нимбы как короны, а короны как галстуки на творческой интеллигенции. И Глазунов понял, что нужно писать портреты знаменитостей, причем мировых - от короля Швеции до Джины Лоллобриджиды (а позже этой поймет Никас Сафронов, он он будет уже не первым, кто поймет).

Кстати, не умея рисовать, Глазунов умел учить рисовать. Меня, например, научил за один урок рисовать стопы ног. Чтобы анатомически грамотно нарисовать стопу, надо нарисовать в аксонометрии лежащий коробок с пятью торчащими  спичками, на который вертикально поставлен другой коробок. В соединение между коробками надо вписать яичко. Затем конструкцию обвести контуром. Фут-фетишисту на заметку!

В США Глазунов был бы не просто художником-попсовиком, но и, наверняка, отчаянным поп-проповедником. Расписывал бы залы собраний для одной из многочисленных ветвей в густой кроне протестантизма. Но в Совке у него выбора не было. Православие или смерть (популярности). И он ушел то попсовое недохристианство, каковым и является мистическое православие, со всеми его Велесовыми книгами (Глазунов убеждал меня в ее подлинности, причем никаких доказательств, кроме собственной веры, у него не было), демонами и т.д.

Этот извод христианства, условно говоря, по-прежнему готов воевать во имя опресноков. Это что-то вроде вписывания в гуманистическую христианскую традицию Запада лешаков, василисков, разрыв-трав, богопомазанных царей, ложащихся поперек традиции и разворачивающих реку в обратном направлении. И плывешь по этой реке, и встречаешь на острове какую-нибудь мимими-прокуроршу Поклонскую, ждущую на коленях своего мистического суженого (надеюсь, что наедине Поклонская использует икону с Николаем примерно так же, как героиня "Веры" Ульриха Зайдля использовала наедине распятие).

Вот что стоит за покойным Ильей Сергеевичем Глазуновым в истории. Я не сразу это сформулировал и не сразу это написал, поскольку только в день похорон прочитал очень хорошее интервью о Глазунове, взятое Жанной Зарецкой из фонтанки.ру у зав. отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского. Прочитайте непременно!

...Ну, и жду на своих экскурсиях...
Subscribe
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 33
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments
Неужели чтобы написать такую фигуру со спины, нужна модель? А остальные фигуры на картине — для них тоже кто-то позировал?
Да, разумеется. Любая большая картина начинается с экскизов. Голов, рук, поп, попов, - неважно.
есть еще один из той же когорты- мой земляк константин васильев. вполне возможно ученик глазунова.
Тельман и Гдлян, гей Люссак... :)
Да, спасибо, поймали!
И хорошо, что Вы никуда не торопились. Хорошо получилось. И про одинаковые глаза-лица верно замечено. Меня лично всегда отталкивал этот важный момент. Не могу я после такой конвейерной одинаковости лиц считать Глазунова хорошим художником, мир праху его.
На выставку работ Глазунова я в первый и последний раз попал где-то в конце 1970-х. Подозреваю, что это была знаменитая в то время "выставка в Манеже" 1978-го года, но деталей не помню. Я никогда не был особым любителем (тем более знатоком) изобразительного искусства, но даже в том, преступно юном, возрасте, мне картины Глазунова показались жуткими в техническом, эстетическом и этическом отношении.

Помню, кстати, как на той выставке со мной завязал разговор пожилой мужчина, очень хваливший Глазунова за то, что он изобразил "русских" "сильными и красивыми".
Интересно, хотел ли Глазунов, чтобы эта картина отсылала зрителей к "Успению богородицы"?
Думаю, хотел, конечно. Очень многие позднесоветские картины к чему-то отсылают.
Я и не знал, что в джинсах фотограф. Картину видел на открытке еще в детстве. Мне казалось, что это продавшийся западу внук старушки.
Это образ продавшегося западу внука другой старушки, в данный момент фотографа :)
Фотографировать покойника??? что-то новенькое...это так принято?

alex deka

July 18 2017, 18:53:34 UTC 6 months ago Edited:  July 18 2017, 19:06:48 UTC

Хороший текст. Спасибо! Но...
"Глазунов придумал метод коллажа..."
А как же Питер Блэйк и его обложка для Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band группы The Beatles?
В мире ничто давным-давно уже не создает в одиночку, - ни открытия в науке, ни новые методы в искусстве. Кто, спрашивается, папа кубизма? Но Глазунов первым начал использовать коллаж во времена Брежнева. Это выглядело революцией.
Скажите, пожалуйста, Дмитрий, а как можно научить чему-то, не умея этого делать?
И какое отношение имеет Велесова книга к православию (хоть к попсовому, хоть к мистическому (непонятно, правда, чем в различие, и что Вы считаете настоящим, ну да ладно)?