dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Приличный человек в опере, или Как вежливо объяснить, что ты не лошара. Письмо из Вены

Я оперу смотрю часто, а потому с эффектом "полного собрания сочинений" знаком . "Полное собрание" - это когда приходишь в немыслимый восторг от какой-то одной штучки, от the best of the best, - и в упоении бросаешься читать (смотреть, слушать) вообще все. И тут выясняется, что и у Пушкина в полном собрании сочинений немало  проходной ерунды. И с оперой то же. Чем больше смотришь - чем чаще нарываешься на дрянь.

Хорошо, если дрянь добыта по торренту. Не повезло, - однако же денег не тратил и с дивана не сходил. Другое дело, если с начала года вживую послушаешь двух отвратительных "Онегиных" - сначала в жолдаковской постановке в Михайловском театре и вот, на днях, в Венской опере.

У нас почему-то убеждены, что храм искусства ничем не отличается от храма РПЦ: нравится не нравится, но поклоны бей. Вот почему даже на наипошлейшей театральной лабуде большинство, как дураки, при летящем вниз занавесе начинает отбивать ладони.

А хлопать в таких случаях не надо и даже вредно, - прежде всего для самих оперных домов, которые и так уже наполовину живут как туристские аттракционы. Аплодировать нужно, когда спектакль привел в восторг. Если же вы в горестном недоумении и сами не понимаете, хорошо или плохо, лучше не хлопать. А если понимаете, что плохо, вполне можно крикнуть "бу!". В конце концов, вам всучили тухлятину. Вы вправе негодовать.

Есть более жесткие варианты. Скажем, в Михайловском театре у режиссера Жолдака Татьяна Ларина, застенчивость ее подруга, херачит с размаху бутылками минералки по стене. Меж хористов козлом скачет увешанный звенящими колокольцами карла . По сцене каблуки героев громыхают очередями из "Калаша", но ни разу в такт. И как играет оркестр, куда поет Татьяна и сколько раз промахивается мимо нот Ленский, - уже неважно. Онегин не промахнулся по Ленскому, и на том спасибо. Поэтому я кричал не "бу!", как  интеллигентная публика рядом со мной, а - "Говно! Говно! Говно!". Переводил, так сказать, катарсис в оптимальную вербальную форму.

Но вот в Венской Staatsoper я так вести себя забоялся. Правда, и постановка Фалька Рихтера была приличнее (спектакль вообще делался под Нетребко). Но зато венский бог послал за пульт на редкость убогого дирижера Патрика Ланге. Вполне допускаю, что у Ланге душевное расстройство, и он, в мании унижения, мнит себя простым метрономом. Но в итоге вместо Чайковского получается что-то вроде замороженных овощей Hortex, слегка разогретых. Правда, один наш соотечественник, с мордой такой, знаете, типа вице-губернатора из единороссов, со спектакля ушел в первом же техническом перерыве. Выкрикнул гордо: "Браво!" - знай наших! - и побрел по ногам в миттель-ложе, приобнимая свою юную (к,д)урочку. Прошествовал важно, в спокойствии чинном - надо полагать, в область патриотизма, шопинга и отеля. Отметился, мил человек, за 400 с гаком евро по линии культуры.

...Так вот: я не "букал", хотя Венского филармонического оркестра не узнавал (а за три дня до этого Шостаковича он играл блестяще). Но это еще был и вечер премьеры, дебюта сопрано Ольги Бессмертной, а круче Татьяны в русском репертуаре для сопрано роли нет. Ну, это как Одетта для балерины. И видно было, как Бессмертной очень неуютно. И слышно было, что голос у нее есть, - и очень хороший. И, в общем, она была одна лучом света в венском лесу халтуры. Так "букать" или нет?!

Я смолчал, захлопав лишь единожды, когда Бессмертная выходила на поклон. И тут увидел невообразимое: пока солисты выходили кланяться, оркестр стал убегать за кулисы, - чтобы если дирижер если и вышел кланяться, то на фоне пустой оркестровой ямы!

Вот так музыканты публично унизили своего начальника, и поделом. Я такое видел первый первый раз, - вот, смотрите сами на снимке, в России такое вряд ли встретите, -



- но торжествовал. Я был отомщен.

И зал хоть и хлопал - говорю же, туристов в Венской опере как шоколада в торте "Захер", - но ни разу не бисировал. Это здесь называется: спектаклю был оказан холодный прием.
Subscribe
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 33
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments