dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Приличный человек в опере, или Как вежливо объяснить, что ты не лошара. Письмо из Вены

Я оперу смотрю часто, а потому с эффектом "полного собрания сочинений" знаком . "Полное собрание" - это когда приходишь в немыслимый восторг от какой-то одной штучки, от the best of the best, - и в упоении бросаешься читать (смотреть, слушать) вообще все. И тут выясняется, что и у Пушкина в полном собрании сочинений немало  проходной ерунды. И с оперой то же. Чем больше смотришь - чем чаще нарываешься на дрянь.

Хорошо, если дрянь добыта по торренту. Не повезло, - однако же денег не тратил и с дивана не сходил. Другое дело, если с начала года вживую послушаешь двух отвратительных "Онегиных" - сначала в жолдаковской постановке в Михайловском театре и вот, на днях, в Венской опере.

У нас почему-то убеждены, что храм искусства ничем не отличается от храма РПЦ: нравится не нравится, но поклоны бей. Вот почему даже на наипошлейшей театральной лабуде большинство, как дураки, при летящем вниз занавесе начинает отбивать ладони.

А хлопать в таких случаях не надо и даже вредно, - прежде всего для самих оперных домов, которые и так уже наполовину живут как туристские аттракционы. Аплодировать нужно, когда спектакль привел в восторг. Если же вы в горестном недоумении и сами не понимаете, хорошо или плохо, лучше не хлопать. А если понимаете, что плохо, вполне можно крикнуть "бу!". В конце концов, вам всучили тухлятину. Вы вправе негодовать.

Есть более жесткие варианты. Скажем, в Михайловском театре у режиссера Жолдака Татьяна Ларина, застенчивость ее подруга, херачит с размаху бутылками минералки по стене. Меж хористов козлом скачет увешанный звенящими колокольцами карла . По сцене каблуки героев громыхают очередями из "Калаша", но ни разу в такт. И как играет оркестр, куда поет Татьяна и сколько раз промахивается мимо нот Ленский, - уже неважно. Онегин не промахнулся по Ленскому, и на том спасибо. Поэтому я кричал не "бу!", как  интеллигентная публика рядом со мной, а - "Говно! Говно! Говно!". Переводил, так сказать, катарсис в оптимальную вербальную форму.

Но вот в Венской Staatsoper я так вести себя забоялся. Правда, и постановка Фалька Рихтера была приличнее (спектакль вообще делался под Нетребко). Но зато венский бог послал за пульт на редкость убогого дирижера Патрика Ланге. Вполне допускаю, что у Ланге душевное расстройство, и он, в мании унижения, мнит себя простым метрономом. Но в итоге вместо Чайковского получается что-то вроде замороженных овощей Hortex, слегка разогретых. Правда, один наш соотечественник, с мордой такой, знаете, типа вице-губернатора из единороссов, со спектакля ушел в первом же техническом перерыве. Выкрикнул гордо: "Браво!" - знай наших! - и побрел по ногам в миттель-ложе, приобнимая свою юную (к,д)урочку. Прошествовал важно, в спокойствии чинном - надо полагать, в область патриотизма, шопинга и отеля. Отметился, мил человек, за 400 с гаком евро по линии культуры.

...Так вот: я не "букал", хотя Венского филармонического оркестра не узнавал (а за три дня до этого Шостаковича он играл блестяще). Но это еще был и вечер премьеры, дебюта сопрано Ольги Бессмертной, а круче Татьяны в русском репертуаре для сопрано роли нет. Ну, это как Одетта для балерины. И видно было, как Бессмертной очень неуютно. И слышно было, что голос у нее есть, - и очень хороший. И, в общем, она была одна лучом света в венском лесу халтуры. Так "букать" или нет?!

Я смолчал, захлопав лишь единожды, когда Бессмертная выходила на поклон. И тут увидел невообразимое: пока солисты выходили кланяться, оркестр стал убегать за кулисы, - чтобы если дирижер если и вышел кланяться, то на фоне пустой оркестровой ямы!

Вот так музыканты публично унизили своего начальника, и поделом. Я такое видел первый первый раз, - вот, смотрите сами на снимке, в России такое вряд ли встретите, -



- но торжествовал. Я был отомщен.

И зал хоть и хлопал - говорю же, туристов в Венской опере как шоколада в торте "Захер", - но ни разу не бисировал. Это здесь называется: спектаклю был оказан холодный прием.
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 30
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments