dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

2 фильма о взрослении подростков: "Гуд бай, Берлин!" vs "Хороший мальчик"

Почти подряд посмотрел "Хорошего мальчика" Оксаны Карас, про который давно слышал (гран-при "Кинотавра") и "Гуд бай, Берлин!" (в оригинале - Tschick), про который я знал только то, что его снял "лучший немецкий турецкий режиссер" Фатих Акин. Ну, в Питере шла Неделя Германии, за что я очень Германии благодарен.

Это два фильма о взрослении 14-15 летних мальчиков: московский школьный класс и берлинский школьный класс, в который, впрочем, приходит новенький - гопничек из полурусских эмигрантов, умеющий пить водку и (у)гонять "Лада Нива" (привет "Щеглу" Донны Тартт). В обоих фильмах - блистательная актерская игра: Хабенского в "Хорошем мальчике" я опознал лишь спустя четверть часа, он неузнаваем, как Мягков в "Служебном романе". В обоих фильмах - тьма сюжетных поворотов, когда разом сгораешь от смущения и помираешь со смеху. И вообще, по мастерству съемки, крепкости сюжетных ходов, мизансцен, характеров - все отлично в обоих фильмах.

Проблема в том, что "Гуд бай, Берлин!", при всех своих романтических допусках, - это фильм о взрослении подростка в Германии 2010-х, и он правдив. Там есть, например, разноукладность, богатство, бедность, миграция и дестигматизация гомосексуализма. Его можно будет смотреть годы спустя, объясняя сегодняшнее время: так, рассказывая студентам о перестройке и крахе СССР, я обычно рекомендую смотреть "Черную розу" Соловьева и "Луна-парк" Лунгина.

А фильм "Хороший мальчик", при всей блистательной игре Хабенского и Ефремова (да там даже Витя Набутов играет в эпизоде так, что хоть во МХАТ!) - фальшивый и лживый фильм, потому что от России 2010-х там есть только пристрастие директора школы к азартным играм. Так сказать, допустимый м(и,а)лый грешок. Но сам директор рядовой школы живет в хоромах с подвесным камином за полляма, а семья безработного изобретателя и бухгалтерши обитает просто в хоромах. Весь фильм происходит в декорациях глянцевого журнала - но не GQ или бахтинского Esquire, а такого, провинциального сорта, определяемого именно тем, что жизнь за окном заведомо исключается из рассмотрения. Жизнь подростка вынута из большого социума, превращена в набор гэгов - в то время как в "Гуд бай, Берлин!" жизнь как раз начинается с погружения в социум.

И если первые полчаса на "Хорошем мальчике" ты умиляешься, то под финальные кадры понимаешь, что тебя надули. Это не кино, а журнал "Приезжайте в СССР" с повестью Алексина внутри. Разочарование жуткое. Но все последние наши фильмы, которые я смотрел, не вызывают у меня ничего, кроме жутчайшего разочарования от абсолютнейшей фальши. Как, например, "Дама пик" Лунгина - фильм, лживый, по-моему, даже в титрах.

Добавлю, что и Карас, и Акин есть на торрентах. А если не понравятся оба режиссера, то скачайте "Дневник девочки-подростка" все о том же взрослении - это очень тонкая картина 2015 года американки Мариэль Хеллер.
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 30
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments