dimagubin (dimagubin) wrote,
dimagubin
dimagubin

Стэнфордский тюремный эксперимент, Навальный-Гапон (?), мои лекции в Петербурге

Сегодня  начинается мой новый лекционный цикл в Петербурге в Охта Lab: "Лекции эволюции всего", - в апреле это 2 понедельника. Сегодня, 10 апреля, в 19.30 буду рассказывать об эволюции медицины (от случайно открытой вакцинации до применения генетического копипейста, метода CRISPR/Cas 9, в лечении рака на терминальных стадиях). А 24 апреля расскажу об эволюции семьи.

Это не лекции для медиков или демографов (хотя и тех, и других ласково просимо). Это о том, как фантастически меняется человеческая культура, сталкиваясь с препятствиями или получая случайные открытия. Т.е. это лекции о "восходящей" эволюции - бесплановой, но очень помогающей нам жить. Потому что эволюция - это неслучайное транслирование случайных изменений (в этом смысле идея Бога, эволюции противоположна. Условно говоря, логическое доказательство отсутствия Бога строится именно на эволюционной идее, отвергающей любые догматы, включая т.н. "вечные ценности"). Но про оболочку этих случайных хаотичных изменений - скажем, про создание статинов, или про резкое увеличение семей из 1 человека - я тоже буду говорить). Билеты на сегодня - здесь, на 24.04 - здесь: 350 руб. Только онлайн, только хардкор: наличные при входе, увы, не принимаются.

Я очень люблю лекции: их чтение заставляют видеть связь явлений и упорядочивают мысли. Так что в качестве бонуса - вот вам текст, недавно опубликованный на Росбалте, написанный после "митингов с уточкой" и после того, как я прочитал лекцию о Стэнфордском тюремной эксперименте. Росбалт оттуда про гаранта конституции убрал, но ниже я восстанавливаю.

СТЭНФОРДСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ВИНА НАВАЛЬНОГО

У истории с массовыми митингами против «Димона с уточкой» есть одно любопытное продолжение. Это широкое обсуждение в сетях персональной вины Алексея Навального за задержания, аресты, посадки и прочие наказания сотен и тысяч митингующих. Вернулась даже тема, что «Навальный особый агент Кремля на деньги Кремля». Хотя основной вопрос прост, как штаны пожарного. Либо Навальный бесстрашный пророк свободы – либо он поп Гапон, идущий ради карьеры по чужим головам (включая головы вышедших на митинги несовершеннолетних. И для простоты опущу даже то, что в истории любой Гапон, добиваясь победы, автоматически причисляется к пророкам свободы, в то время как любой пророк, потерпев неудачу, записывается в Гапоны).

Так все-таки – кем считать Навального?

Меня этот спор умиляет тем, что спорщики, очень по-русски, не знают ни экспериментов, изучавших социальное поведение в условиях противостояния, ни выявленных в ходе этих экспериментов закономерностей, ни прочего научного опыта.

А зря.

Вопрос о вине Навального, например, вполне возможно рассмотреть на фоне знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, проведенного американским профессором Филипом Зимбардо еще в 1971 году. Тогда добровольцы были произвольным образом поделены на команды «тюремщиков» и «заключенных». К изумлению Зимбардо, несмотря на условность ситуации, участники почти мгновенно превратились в настоящих заключенных и тюремщиков, прибегавших к нарастающему насилию. (В данном случае я не провожу параллелей между волшебным превращением России медведевского срока, в которой свобода «была лучше, чем несвобода», в Россию путинского возвращения, в которой свобода не предполагается вообще. Эта метаморфоза – отдельная тема).

Так вот, в Стэнфордском тюремном эксперименте был один любопытный поворот, также связанный с борьбой и виной. Борцом стал заключенный №416, больше других возмущенный системой унижений и нарушениями прав «заключенных». В знак протеста он объявил голодовку – то есть прибегнул к пассивному неподчинению (как и Навальный). Однако вошедшие в роль «тюремщики» уже знали, что делать. Наплевав на формальные правила поведения в «тюрьме» (которые голодовку не запрещали), они отправили №416 в карцер и подвергли серии издевательств. №416 не сдался, и тогда тюремщики использовали новый прием. Они сообщили остальным заключенным, что из-за одного будут наказаны все: спать они будут без матрацев и одеял. Как повели себя в этой ситуации наказуемые? Они стали обвинять в случившемся №416. То есть солидаризировались с мучителями.

Тюремщики оформили свое наказание изощренно. Они не сразу наказали, а предложили заключенным выбрать: либо те спят без матрасов и одеял, и тогда №416 выходит из карцера, либо им возвращают матрасы и одеяла, но №416 остается в карцере… Вот как бы на месте заключенных поступили вы? Только если честно?.. А?..

Разумеется! С перевесом 3:1 заключенные выбрали одеяла: ведь №416 был «сам виноват».
Прием коллективного наказания за вымышленную вину (в результате чего жертвы солидаризируются с мучителями, а освободителя считают врагом) распространен в тюрьмах и концентрационных лагерях, он помогает эффективно удерживать власть, - пишет в комментариях в своему эксперименту Зимбардо. Его книга «Эффект Люцифера» переведена на русский и доступна каждому.

Хотя на самом деле в незаслуженном наказании виновен никакой не №416, а конкретные «тюремщики», злоупотребившие властью, да и сам Зимбардо, не остановивший вовремя эксперимент. Той же позиции Зимбардо придерживался позже на процессе над реальными американскими тюремщиками за преступления в иракской тюрьме Абу-Грейб. Зимбардо не снимал вины с конкретных тюремщиков, но доказывал, что в создании такой ситуации виноваты и их начальники, вплоть до министра обороны и президента США, считавших, что ради победы в Ираке все средства хороши.

Я не вижу ни малейшего изъяна в логике стэнфордского профессора Зимбардо, а потому не вижу ни малейших оснований считать политика Навального провокатором, виновным в страданиях доверившихся ему людей. Виновны те, кто заставили невиновных страдать.

Конституция страны (и то, что выше ее – права человека в их сегодняшнем понимании) гарантирует гражданам России право на шествия, митинги и мирный протест. И в арестах, насилии, лишении свободы манифестантов виновны снизу доверху все, кто ради удержания власти плюет на закон – от рядового сотрудника ОМОНа и районных судей и до гаранта Конституции.
Провести над всеми ними суд в будущем – вопрос даже не чести и не справедливости, а элементарной социальной гигиены. Ну, и популяризации социальной психологии как науки.
promo dimagubin march 23, 2016 11:38 30
Buy for 200 tokens
К самым важным в жизни вещам никто тебя не готовит. В СССР гигантская журнально-книжная индустрия готовила к первой любви, но она все равно случалась не с тем, не тогда и не там, - а вот уже к сексу не готовил никто. Это потом мы понимающе хмыкнем над Мариной Абрамович, в 65 лет на: «Как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments