You are viewing [info]dimagubin's journal

entries friends calendar user info Хоморик Дмитрия Губина Previous Previous Next Next
dimagubin - Боитесь революции? А пачиму, собстна? Я - так за!
dimagubin
[info]dimagubin
Add to Memories
Share
Боитесь революции? А пачиму, собстна? Я - так за!
Ок. Все выходные я веду международный конгресс Global Future 2045. Ощущения - что тебе снова 12, и подарили разом всю детскую энциклопедию, и хватаешь все тома : и лингвистика, и психология, и робототехника, и история. Класс! Пока что самое сильное ощущение - от кривой Снукса-Панова (Панов сам выступал): ускорение техпрогресса идет по геометрической прогрессии, а потому график уходит вертикально вверх (в сингулярность) уже в первой половине XXI века.
Ну, а мы все пока - "Кто, если не Путин?!."
В общем, это мое персональное раздражение, вызванное контрастом между происходящими глобальными процессами и унылым русским копанием в телеге, типа, шо, ента, низя менять колесо на оси, а не то, ишь, не доедет, революциев, нам, ента, ня нада! - и выливается в то, что я принимаю участие в митингах, бьюсь против Путина или пишу тексты в Росбалт. Путин меня волнует мало - он отнюдь не худший вариант в качестве тележного колеса - меня убивает необходимость катить очередной век в телеге (ну, разве загрузив в нее купленный на нефтедоллары "мерседес").
Революция, блин, есть смена социальной парадигмы. Почитайте хоть Куна (я как раз закончил читать).
В общем, я начинаю серию текстов с разбором современных русских страхов. Первый опубликован на Росбалте вот здесь. Остальные на подходы. Кому лень кликать там, могут сделать это ниже.

СТРАХИ ПОКЛОННОЙ ГОРЫ. СТРАХ ПЕРВЫЙ: РЕВОЛЮЦИИ

После того, как мыслящая страна разделилась на Болотную и Поклонку (да, на Поклонке – тоже мыслящая часть, потому как безмозглая про Болотную и Поклонку вообще не слыхала), у ребят с Болотной появилась опасная привычка применять к ребятам с Поклонной тот же инструмент, что доселе применяли к ним самим.

Этот инструмент есть простое объяснение: «А, да они проплаченные!»

Просто про Болотную говорят, что там люди «проплачены Госдепом США», а Поклонную – что там «проплачены администрацией Путина».

Во-первых, даже если проплачены (я про тех, кого на Поклонку привозили автобусными колоннами) – это не значит, что они идей Поклонки не разделяют. Высокий рейтинг Путина отнюдь не виртуален.

А во-вторых (и вот это действительно опасно) объяснение «они там, потому что проплачены» («потому что из заставили», «потому что их запугали») позволяет закрывать глаза на важные процессы, происходящие не столько на Поклонке, сколько, так сказать, у ее подножия по всей России. Этот процесс есть процесс политической стратификации, а в целом – политического всеобуча тех, кто раньше о политике не задумывался. И вот тут ораторы с Поклонки на высоте. У них есть несколько простых тезисов. Вот они.

- Нельзя допустить революции, потому что революция – это кровавая каша.

- Нельзя допустить развала страны, потому что это будет уже не Россия.

- Запад не хочет нас видеть процветающими и великими.

- Те, кто в оппозиции, все критикуют и призывают разрушать, а какой план строительства они могут предложить?

- Кто, если не Путин?

Последний тезис – он, прямо скажем, из чужой колоды: в смысле, тоталитарной. «Кто, если не дуче?» «Кто, если не фюрер?» «Как мы проживем без отца родного Сталина?» А за Путиным, при всех претензиях к нему как к реставратору автократии, следует признать отсутствие тяги к тоталитаризму, то есть полному контролю над частной жизнью граждан. При Путине частную жизнь можно вести любую.

Но первый тезис настолько силен, что производит впечатление и на людей с Болотной. На Ксению Собчак, например. Она не хочет революций. Она боится. Многие боятся. Боятся все.


Собственно, об этих общественных фобиях – страхе революции, страхе развала, страхе Запада, страхе отсутствия плана – я и хочу написать по тексту. Начну с главного.

Фобия 1: страх революции

Революция – это кошмар. Это трупы, недымящие трубы, голод, холод, гражданская война, разруха, расстрелы, брат на брата, всеобщая ненависть.

Это вытекает из любого учебника истории, и вытекает как следствие Октябрьской революции. Это абсолютно точно по картинке.

Проблема в том, что история XX века – как она описана в школьных учебниках, а отчасти и в современных - есть колоссальный фантом сталинского времени. История, вычерченная по сталинскому лекалу, такова: было три революции. Первая – подавленная 1905 года, вторая – половинчатая февральская, а третья (доделавшая то, чего не смог Февраль) – Великая Октябрьская социалистическая. Семьдесят лет Октябрь трактовался со знаком плюс, сейчас трактуется со знаком минус, а следовательно, важно революции не допустить, пусть даже центральная пересадочная станция столичного метро называется по-прежнему Площадью Революции.

Между тем грандиознейшая российская революция произошла именно в феврале 1917 года, 27 числа. А вот то, что случилось в ночь с 25 на 26 октября 1917 года, было не революцией, но большевистским государственным переворотом, заговором, - в общем, госпреступлением. Заговор удался во многом потому, что большевиками впервые был применен принцип (впоследствии он успешно осваивался и усваивался нацистами в Германии и фашистами в Италии, а далее всеми диктаторами мира) применения любых средств ради удержания власти. Большевики первыми отказались от морали и прибегали к любому вранью, лишь бы остаться у власти. Совершив переворот под лозунгами земли крестьянам, мира народам и фабрик рабочим, они отобрали у крестьян всю землю, у рабочих – право на самоуправление (ликвидировав независимые профсоюзы), а параллельно ввязались в целую сеть войн – и прежде всего, с собственным народом. И все это, верно, привело к миллионам трупов и к истреблению целых классов, немыслимому прежде. Даже Иван Грозный до концлагерей и уничтожения заложников не додумался, хотя еще тот был живодер. Это большевистский переворот и привел, прошу прощения за клише, к неисчислимым бедствиям России.

В отличие от Февральской революции.

Главные жертвы которой – жертвы не революции, а контрреволюции, то есть расстрела в Петрограде 26 февраля демонстрации царскими войсками (тогда на месте погибло свыше 200 человек). Жертвы революции тоже были – жандармов, полицейских, городовых линчевали; Окружной суд сожгли. Но в целом революция в феврале была мирной. И привела к самому свободному периоду в истории России (не считая затем 1990-х годов): со свободой слова, шествий, собраний. Никто тогда митингов не согласовывал и разрешений на выпуск газет не получал. Царскую семью с детьми и челядью февральская революция не расстреливала. И чрезвычайная комиссия Временного правительства (в которую входил, например, Александр Блок) никого в расход не отправляла, в отличие от большевистской Чрезвычайки.

В феврале 1917 года в России мирным путем произошло изменение матрицы, смена парадигмы, перезагрузка системы, когда из патримониальной автократии, каковой она пребывала около 400 лет, страна махом перелетела в либеральную демократическую республику. А это изменение, эта смена, эта перезагрузка и называется социальной революцией – подобно тому, как в науке переход от ньютоновской физики к эйнштейновой называется революцией научной. Та же смена парадигмы восприятия и парадигмы развития.

Я сейчас не хочу обсуждать, почему провалился Февраль и почему большевистская контрреволюция привела страну вновь к патримониальной автократии, только в самой отвратительной форме, тоталитарной. Для канала «Совершенно секретно» я только что записал часовую программу о Феврале с доцентом истфака МГУ Федором Гайдой, он как раз специалист по этому периоду. Как говорится, следите за расписанием передач.

Но подобный взгляд на Февраль и Октябрь (как на великую революцию и на заговор) разделяют даже столь несхожие люди, как Александр Солженицын и профессор Гарварда Ричард Пайпс (его «Россия при старом режиме» - кстати, только что переизданная -  а также трехтомник «Русская революция» должны быть для мыслящих россиян, что называется, must have).

Революция – это смена парадигмы. Социальная революция – это смена социальной парадигмы, то есть системы социальных отношений. Поэтому революция может быть кровавой (как Великая французская), но может быть и бескровной (как буржуазная нидерландская). Большинство революций в Восточной Европе 1990-х годов были бескровными, хотя в Югославии и Румынии (там, где контрреволюция особенно сопротивлялась) были кровавыми.

Зато по-настоящему кровавы контрреволюции, потому что только насилием можно сдержать то, что исторически приходит в движение. (Кровавыми бывают даже научные контрреволюции: вспомним судьбу Бруно или Вернадского).

Внушаемый сейчас страх к революции на самом деле скрывает желание не менять ничего в социальной жизни, в жизни нашего государства, которое остается патримониальной автократией, то есть тем общественным устройством, когда всем, что в стране есть (включая собственность, жизни, свободы, движимость и недвижимость) распоряжается верховный владыка. Он может называться «царь», «император», «генеральный секретарь», «президент» или, как сейчас – «премьер-министр». Почему Владимир Путин посадил в 2003-м Ходорковского? – да потому, что посчитал, что тот угрожает царскому трону. Почему отдал в 2004-м наши острова Китаю? – да потому что такова была его воля, а свои резоны самодержец людишкам не обязан объяснять. Автократическая система при определенных условиях (когда есть что продавать за границу) вполне работоспособна, но у нее есть, к сожалению, несколько врожденных недостатков.

Первое – она закрепляет отсталость страны от стран либеральной демократии, то есть от того самого Запада. Мы обречены вечно быть даже не вторыми, а во второй группе стран – и хорошо, если не в третьей. За 500 лет автократии России никогда не была передовой страной мира, в лучшем случае – догоняющей передовые.

Далее – автократия мультиплицирует все недостатки человека на троне. Очень хорошо, что Путин не антисемит и не гомофоб, а всего-лишь «конкретный пацан с конкретными понятиями» (возможно, выросший из пацана в пахана), но не всегда же такое везение.

Третье – она превращает людей в рабов, шестерок, причем вне зависимости от высоты социального статуса. Видели, как губернаторы, депутаты, министры прогибаются перед Путиным? А можете себе представить, чтобы Шварценеггер так гнулся перед Обамой?

Четвертое – она игнорирует проблемы общества, если они не совпадают с проблемами царя (вот почему при Путине у нас в стране нет ни автобанов, ни зарезервированных за резидентами парковочных мест под окнами; вот почему при Путине мы утратили три достижения советской власти: бесплатную медицину, бесплатное образование и успешную космическую программу).

Говорить, что стране сегодня не нужна революция – это все равно что утверждать, что нужно сохранить систему, где все делятся на небожителей и быдло, где царевы слуги с мигалками могут безнаказанно давить людишек, где полиция тотально коррумпирована, где тайная полиция крышует бизнес, где без денег ты не можешь учиться (а заболев, так просто помрешь), где армия (да и полиция) служит непонятно зачем, хотя и понятно, кому. А телевидение при этом либо поет и пляшет, либо заниматься пропагандой, то есть подгонкой средств под требуемый результат, - ну, и ЦИК занимается тем же.

Хотите жить в такой стране вечно? Желаете детям и внукам?

Если да, тогда продолжайте бояться революции.

А по-моему, сейчас как раз тот момент, когда можно выйти из нашей барско-рабской колеи и построить свою жизнь совсем на других принципах. И бояться нужно не революции, а то, что в результате всех потрясений мы сохраним всю ту же систему, то есть заменим одного царя на другого. Или оставим прежнего царя, который давно судит о происходящем за окном по докладам администрации или сводкам ФАПСИ, - то есть по тому, что в угоду ему подготовлено его рабами.

Я не хочу жить в стране, основанной на самодержавии.

Я хочу жить в стране, основанной на совершенно других принципах.

Во всяком случае, не на принципах страха, разговор о которых я намерен продолжить.


Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
landco From: [info]landco Date: February 17th, 2012 08:23 pm (UTC) (Link)
Боитесь революции? А пачиму, собстна? Я - так за!
>> ну еще бы, Навальный 25-го в Питер приезжает.
edvard_kim From: [info]edvard_kim Date: February 18th, 2012 08:46 am (UTC) (Link)
Откуда такая инфа? Он выступать будет?
Виктор Кульпин From: [info]Виктор Кульпин Date: February 17th, 2012 08:40 pm (UTC) (Link)
В твоем болоте социальных идей нет. Там один протест при наличии отсутствия программы. Собрались все и посчитали сколько было народа. Есть ощущение, что вы поддерживаете Путина, отвлекая внимание от второго лица выборов Зюганова, у которого есть альтернативная программа
mike_2304 From: [info]mike_2304 Date: February 17th, 2012 08:44 pm (UTC) (Link)
Оба хуже.
mike_2304 From: [info]mike_2304 Date: February 17th, 2012 08:44 pm (UTC) (Link)
Я тоже за. Хуже нынешнего безвременья ничего быть не может.
motorka_lara From: [info]motorka_lara Date: February 18th, 2012 04:24 am (UTC) (Link)
Хуже всегда может быть. Много чего есть хуже. Это касается любых ситуаций. Очень плохо чего-то затевать от скуки. А в ваших словах сквозит именно скука. "Что-то скучно в безвременье! пусть хоть что-то произойдет!" Если с таким посылом устраивать митинги, то точно ничего толкового не получится. Именно вот эта позиция и пугает.
ivan_noname From: [info]ivan_noname Date: February 17th, 2012 08:53 pm (UTC) (Link)
Все так. Да и альтернативы-то описанной "смене парадигмы" нет.
И уж, конечно, не "честные выборы".
esyaporanain9 From: [info]esyaporanain9 Date: February 18th, 2012 08:13 am (UTC) (Link)
Мы вообще революций не боимся, а некоторые тем более

chert999 From: [info]chert999 Date: February 17th, 2012 09:06 pm (UTC) (Link)
подлое время пора заканчивать. или так и будем сидеть в дерьме, позабыв про звезды...
vladpre From: [info]vladpre Date: February 17th, 2012 09:12 pm (UTC) (Link)
Текст хороший, но запоздалый. Примерно на 4 года. По-моему, этот текст, так же как и демонстрации протеста должны были появится перед прошлыми президентскими выборами. Момент когда Путин выдвинул Медведева, а тот сказал что оставит Путин премьером, был собственно концом выборов. Что там потом насчитали в ЦИКе было уже не важно.
layk From: [info]layk Date: February 18th, 2012 12:55 pm (UTC) (Link)
+100500
fairynata From: [info]fairynata Date: February 17th, 2012 09:49 pm (UTC) (Link)
Дмитрий, простите за оффтоп

Если сможете, ответьте, пожалуйста, на сообщение в личке. Я Вам там написала насчет подписи "Налога на Родину" ))

Спасибо!
the_lb From: [info]the_lb Date: February 17th, 2012 10:18 pm (UTC) (Link)
Не надо нашу потенциальную революцию сравнивать с ливией и прочим кыргызстаном. надо сравнивать с восточноевропейскими!
alexbula From: [info]alexbula Date: February 17th, 2012 10:20 pm (UTC) (Link)
Я тоже за. Тока без погромов и баррикад. А за мирную версию двумя руками. Даже больше скажу: в России никакого эволюционного прогресса и невозможно
ultraeclipse From: [info]ultraeclipse Date: February 17th, 2012 10:36 pm (UTC) (Link)
Вы не боитесь или даже приветствуете развал России?! А кто и чем и на какие деньги прокормит Москву и Питер если отделить Сибирь со всеми ресурсами?! Задумайтесь на секундочку о слове голод и пипец.
dimagubin From: [info]dimagubin Date: February 18th, 2012 06:52 am (UTC) (Link)
Об этом будет текст на следующей неделе. Вы правы, сегодняшний смысл существования Сибири - кормить Москву.
reader59 From: [info]reader59 Date: February 18th, 2012 01:07 am (UTC) (Link)
"Бывали хуже времена, но не было подлей" (с)
У автора сего не было нашего исторического опыта, и, следовательно, он мог вполне обоснованно полагать, что здесь могут быть времена и менее подлые.
motorka_lara From: [info]motorka_lara Date: February 18th, 2012 04:25 am (UTC) (Link)
С вашими мыслями, доводами согласна. Но кто возьмется отслеживать, чтобы наша социальная революция не стала кровавой и сокрушительной?
finsovet From: [info]finsovet Date: February 18th, 2012 08:36 am (UTC) (Link)
снова +1. До Нигерии нам меньше, чем некоторые думают, а у нас ещё ядерное оружие... и зимы холодные ...передохнут все.
rinel From: [info]rinel Date: February 18th, 2012 07:01 am (UTC) (Link)
Вы прекраснодушный оптимист. По европейским сценариям у нас уже что только ни пытались строить - много настроили? Никаких "бескровных революций" в России не будет, в отличие от Европы, поскольку менталитет в этой стране весьма специфический и отнюдь не европейский. И сперва будет кровавый угар, а потом те, кто на этой волне поднимутся к власти, начнут закручивать гайки, чтобы этот угар остановить.
bertalda From: [info]bertalda Date: February 19th, 2012 06:12 am (UTC) (Link)
> По европейским сценариям у нас уже что только ни пытались строить - много настроили?
Вам разрешено иметь компьютер с интернетом, например.

> поскольку менталитет в этой стране весьма специфический и отнюдь не европейский
Практика опровергает это предположение. Русские иммигранты в Европе не образуют национальные диаспоры, как народы с действительно другим менталитетом, а спокойно вписываются в европейскую жизнь.
saapin From: [info]saapin Date: February 18th, 2012 07:22 am (UTC) (Link)
Сначала придумал себе врага, а потом героически бьётся с ним. Да ты хоть раз за МКАД выезжал? Где ты видел тележное колесо? У нас уж и сельское хозяйство не хуже чем в Европе. С той только разницей, что производит чистые продукты.
Впрочем, чего это я разгорячился. Губин как упёрся рогом, так его не сдвинуть. Пусть живёт уродом. Он всё ещё думает, что на дворе всё ещё Совецкий союз.
cmex_b_cymepkax From: [info]cmex_b_cymepkax Date: February 18th, 2012 05:11 pm (UTC) (Link)
что что там про сельхоз???
fisun_alexey From: [info]fisun_alexey Date: February 18th, 2012 08:14 am (UTC) (Link)

Спасибо.

Отличный пост. Содержательный. Однако тут ничего не сказано про соответствие исторических процессов общественному сознанию или, если хотите, национальной ментальности. Путин и есть воплощение химер подсознания русских. Все страхи приходят из подсознания. Они цепляются за Путина, как мертвый пытается ухватиться за живого. Но путин мертв, он только кажется живым. Напишите про страх смерти, про инстинкт выживания любой ценой, про принцип "умри ты сегодя, а я - завтра".
dweezil433 From: [info]dweezil433 Date: February 18th, 2012 07:55 pm (UTC) (Link)
Очень хорошо!
Вы прямо-таки первый, кто за годы моих раздумий "согласился" со мной в этом :)
Совершенно нехристианская мораль. Наши люди панически боятся не то что смерти, но даже серьёзного упоминания о ней, её признания и уж тем более - понимания её сути и ценности. Пока сами не заглянут ей в глаза.
Я думаю, отсюда и корень боязни перемен и вечного возвращения к прошлому с равной любовью как к прошлым достижениям, так и к невыученным урокам, неисправленным ошибкам.
mastyuk From: [info]mastyuk Date: February 18th, 2012 08:16 am (UTC) (Link)
Ужасней смерти — трусость, малодушие и неминуемое вслед за этим — рабство.
Это Довлатов сказал.
n_lenin From: [info]n_lenin Date: February 18th, 2012 08:29 am (UTC) (Link)

главная проблема

Наша главная проблема - бесконечные сказки про эту какую-то "ментальность". Все люди примерно одинаковые.
Если бы революция победила в 1905 году, давно бы уже жили лучше всех. Без всяких сказок про "ментальность".
Вдолбили людям в головы какой-то ублюдочный миф.
finsovet From: [info]finsovet Date: February 18th, 2012 08:48 am (UTC) (Link)
Странно слышать такое от человека, думающего о будущем. Что-что? Вы там международный конгресс ведёте? Кому как не вам знать что революции это так по-человечески.. это было в прошлом. Сейчас основная революция - НТР. Подумайте лучше, как здравомыслящие люди могут выжимать всё из _существующей_ системы. Технологии для этого давно есть. Территории становятся вне контекста. Затевать революцию в снежной Нигерии с ядерным оружием - вы точно в детстве не наигрались.
dimagubin From: [info]dimagubin Date: February 18th, 2012 10:42 am (UTC) (Link)
Каментиризм в инете обладает несколькими характерными чертами. Например, каментировать, не осознавая смысл каментируемого. Пишешь: революция (любая) есть смена парадигмы. Пишешь: нам нужна смена парадигмы. В ответ: "революции - это так по-человечески, это в прошлом, сейчас научно-технические революции, а потому не нужно парадигму менять, а нужно выжимать все из имеющейся".
Нынешняя парадигма - это парадигма нефтесосания царю (и царем).
Продолжаем?
edvard_kim From: [info]edvard_kim Date: February 18th, 2012 08:51 am (UTC) (Link)
Извиняюсь за оффтоп.
А трехтомник «Русская революция» уже переиздан?
dimagubin From: [info]dimagubin Date: February 18th, 2012 10:35 am (UTC) (Link)
Нет, я сам ждал его два года по заявкам по букинистам, и вот прислали - издания 2005 года, "Захаров". Но текст под ридер скачать из инета - пара пустяков.
alex_xem From: [info]alex_xem Date: February 18th, 2012 11:18 am (UTC) (Link)
Автор прав. Все так и есть. Создали миф об обязательности кровавой революции и толкают его каждый раз как оправдание собственного уродства.
alexlotov From: [info]alexlotov Date: February 18th, 2012 03:25 pm (UTC) (Link)

Революция есть смена социальной парадигмы

Нам, как воздух, нужна Новая парадигма мировоззрения, чтобы мы все почувствовали себя неотъемлемыми частями Единого Целого и, через него, почувствовали в себе силу, единство и энергию перемен к лучшему — Вечному Будущему — http://docme.ru/Tx2
alexlotov From: [info]alexlotov Date: February 18th, 2012 03:34 pm (UTC) (Link)
«Я сейчас не хочу обсуждать, почему провалился Февраль»

И Я ЗНАЮ, ПОЧЕМУ:

Николай Стариков «Кто убил Российскую Империю?» — http://docme.ru/Lm5

В.И. Якунин, В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин «Новые технологии борьбы с российской государственностью» — http://docme.ru/Y07
victory_stella From: [info]victory_stella Date: February 18th, 2012 04:53 pm (UTC) (Link)

это слишком красиво,

"смена социальной парадигмы", чтобы отразить реальность...все, что касается социума в реальности далеко не красиво, это вам не Луна над Красным морем... В реальности революция есть мгновенная смена элит, и что примечательно во власть всегда рвутся не лучшие...Те, кто в результате эволюции (читай -личностного прогресса) не способны перестать быть свинопасами, натянув на уши корону, и уж точно не аристотели ( парадигма Троцкого)...Другое дело, что невозможность эволюции для старой элиты ( многим, правда, не ясно, что путинская элита занимается простым клонированием) не оставляет другого выхода, кроме революции...такова была и причина февральской, следовательно, у русской революции есть задача смены парадигмы вместе с тормозом для агрессивных маргиналов. Вполне вероятно, что революция сегодня есть ничто иное как насильственное обеспечение честных выборов.
alexlotov From: [info]alexlotov Date: February 18th, 2012 05:41 pm (UTC) (Link)

насильственное обеспечение честных выборов

conscious_2 From: [info]conscious_2 Date: February 18th, 2012 05:47 pm (UTC) (Link)

Отлично написано!!!

Дима отлично написано, перепостил :)
Nikita Govorun From: [info]Nikita Govorun Date: February 18th, 2012 08:01 pm (UTC) (Link)
Очень толково написали. Тут на зимних каникулах осилил "Февраль Семнадцатого" Солженицына.. Не такая уж она и бескровная была февральская революция. Главная причина ее поражения в том, что освободившись от 300 летнего самодержавия царизма либеральная интеллигенция не смогла действовать такими же методами подавления как царизм , что и привело к захвату большевиками власти ..
dimagubin From: [info]dimagubin Date: February 19th, 2012 08:35 am (UTC) (Link)
Ну, для изложения проблем Февраля в трех строчках - довольно точно.
82 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]
profile
calendar
Back April 2012
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
page summary
tags